Искусство обработки металла было известно народам, населявшим территорию Узбекистана, с древнейших времен. Наиболее ранние предметы из меди, найденные археологами, относятся к IV тысячелетию до нашей эры. Это медные шилья, пробойники, небольшие ножички и другие предметы обихода.

Но широкое распространение такие изделия получили в I-II тысячелетиях нашей эры. При раскопках памятников этого периода археологи находят чаще всего образцы оружия (мечи, кинжалы, наконечники стрел) бытовые предметы, украшения (в частности бусы), бронзовые части конской упряжи и не только.

Изготовление изделий из этих материалов не прекращалось и в последую­щие века. С XI века в оформлении металлических изделий используются в основном орнаментальные композиции из растительных и геометрических мотивов.

Высокого уровня чеканка по меди достигает в эпоху Амира Темура и Темуридов. Изделия мастеров той эпохи поражают изяществом, безупречным вкусом, богатством и сложностью отделки. Широко применялись тонкая резьба, чернь, инкрустация серебром и золотом. Сложившиеся в этот период формы, техника исполнения и типы орнамента дошли до наших дней.

В ХIХ-ХХ веках популяризируется медночеканное производство. Подобные изделия занимали значительное место в быту как сельского, так и главным образом городского населения, в частности Ташкента. Своими работами славились ташкентские мастера Муким-Мирза, Мутум Ходжи, усто Хамид наккош, Абдукадыр, Рахим Сабиров и другие. На сложение столичного орнаментального стиля чеканки оказали влияние мастера из Коканда и Самарканда. Изделия ташкентских ремесленников неоднократно удостаивались наград за изящество форм чеканки на разных выставках в бывшем Туркестане и за его пределами.

Большинство мастерских располагалось в торговых рядах на базаре и являлось одновременно лавками. По сведениям Александра Тетеревникова, изучавшего состояние ремесла и торговли в середине 1860-х годов, на ташкентском базаре размещалось 32 лавки, в которых торговали ковшами, чайниками, кумганами, тазами и прочими медными изделиями. В документах за 1900 год отмечалось: «…кустарная промышленность - весьма распространенная, причем в городе Ташкенте она достигает наибольшего развития». А в 1902-м подчеркивалось, что «спрос на продукты труда местных ремесленников очень значителен и мастерские кустарей заняты изготовлением необходимых товаров».

Во второй половине XIX века в связи с широким завозом в Центральную Азию фабричных металлических изделий наряду с производством традиционных сосудов мастера создают и новые формы - чайники с шарообразным туловом, самовары, кофейники, вазы. Ручки делались в виде декоративной фигурки дракона. Когда крышка откидывалась, дракон как бы раскрывал пасть. Подобное оформление сосуда несло в себе магический смысл: драконы и змеи выступали в данном случае в качестве хранителей воды.

В конце XIX - начале ХХ века появляется мода на подносы и пеналы из сереб­ра с чеканными узорами и вставками из цветных камней. Также на ХХ столетие пришлись наиболее благоприятные условия для развития медночеканного ремесла: тогда во всех областях Узбекистана существовали соответствую­щие промысловые артели. В 1960-е они утратили свою популярность, и изготовление изделий резко сократилось.

С 1990-х годов с принятием на правительственном уровне решения о возрождении и развитии ремесел этот вид народно-прикладного искусства, как и другие, вновь занял достойное место в национальной культуре.

На протяжении веков мастера-­чеканщики выработали множество форм изделий, способов и видов их отделки, соответствовавших предназначению каждого предмета. Дошедшие до нас образцы отличаются не только качеством, но и значительной прочностью, удобством в обращении. Так, в фондах Государственного музея истории Узбеки­стана представлены сосуды для воды и чая, чаши для сладостей, фруктовых соков и разных напитков, образцы хозяйственной посуды, крышки для закрывания пищи, кружки, черпаки, шумовки, бытовая посуда, охотничьи барабаны, кассы для хранения денег, шкатулки, приборы и многое другое.

Локальное своеобразие в медночеканных изделиях Узбекистана проявилось главным образом в орнаментальном убранстве и некоторых деталях в общем единообразии форм. Техника чеканки была одинакова. Отличия заключались только в ее глубине и употреблении разных приемов для отделки фона и поверхности узоров.

Ферганская легко отличима от чеканки других районов своими четкими узорами, разнообразием прие­мов обработки фона и поверхнос­ти: пуансоном, штрихом, разными видами сетки и фигурными выемками.

Бухарская чеканка сохранила старинные формы и традиционный орнамент.

Оригинальная форма самаркандских чойдишей (сосуд для воды), редко встречавшаяся среди изделий других регионов, дошла и до наших дней.

Ташкентские медночеканные изделия выделялись и формами, и орнаментацией. Здесь много узоров, растительные мотивы менее изысканны, элементы их укрупнены, освобождены от мелких деталей.

Особенно устойчива традиционная художественная школа хивинской чеканки.

Значительным разнообразием форм и их оформлением отличались изделия из Карши и Шахрисабза. В них использовались накладные пластинки и медальоны, выполненные техникой штампования и украшенные бирюзой и стеклом. В ряде случаев в оформлении использовался арабский шрифт.

Большим разнообразием отличались формы товаров. Это определялось как назначением предмета, так и стремлением мастера достичь большей декоративно-пластической выразительности. При чеканке полых высоких сосудов их внутренность наполнялась утрамбованным песком или тряпками. Тонкая ручная работа выполнялась простыми инструментами: разнообразными видами резцов, молоточком, специальными инструментами ранда и маскол, предназначенными для шлифования поверхности после нанесения узора. Опытные чеканщики знали сотни таких рисунков с каждой их деталью.

Для придания большей выразительности фон обрабатывался разными прие­мами. Чтобы удешевить работу (в связи с конкуренцией привозных фабричных изделий), мастера стали использовать вместо чеканки менее трудоемкую гравировку - «чизма». Применялась и прорезная техника для выполнения некоторых деталей - крышек, ручек, подставок.

Композиции, использовавшиеся чеканщиками, как правило, линейные (когда узор строится в виде горизонтальных и вертикальных полос), цент­рические (с выделением мотива в середине) и раппортные (медальоны, розетки и тому подобное).

Кокандские мастера первыми начали применять новый сюжетный орнамент. В конце ХIХ - начале ХХ века стали наносить на подносы изображения дворца Худояр-хана, затем фантастических зверей, птиц, людей, копируя их из литографированных изданий.

Один из таких ляганов (мислаган) имеется в музейном фонде ГМИУ. На его внутренней поверхности изображен дворец правителя. Остальное пространство покрыто узорами. А между минаретами дворца надпись «1920» - год чеканки. Другой ляган с изоб­ражением дворца Худояр-хана в музейной коллекции выполнен в 1923 году. В отличие от предыдущего над входом во дворец надпись на узбекском языке, выполненная арабским шрифтом. Еще один изготовлен кокандским чеканщиком в начале ХХ века. Все три - из желтой меди.

В 1950-1960-е годы изделия из меди украшаются сценами по эскизам профессиональных художников. Характерен в этом отношении хранящийся в музее мислаган из красной меди, изготовленный в Ташкенте. Он оформлен сюжетной композицией. В центре подноса Фархад и Ширин. Изображение окаймлено узкой полосой со словами, принадлежащими перу Алишера Навои: «Одамий эрсанг, демагил одамий аниким, йук халк гамидин гами» («Если ты человек, не считай человеком того, кто не заботится о нуждах народа»).

Эти и многие другие медночеканные изделия, хранящиеся в музее, тщательно изучаются, включаются в каталоги, демонстрируются на выставках и в музейных экспозициях. Они являются неисчерпаемым источником вдохновения для современных мастеров и предметом восхищения всех ценителей древней и богатой культуры народов Центральноазиатского региона.

Лариса Левтеева.
Искусствовед.