Культурное наследие - это нравственный и духовный опыт, накопленный поколениями, источник вдохновения и творчества. Это и важнейший фактор поддержания идентичности и духовной жизни народа. Высокая значимость культурного наследия делает его охрану одним из основных направлений культурной политики как на национальном, так и международном уровне. Поэтому вопросы развития культуры в последнее время широко освещаются, принимаются новые меры, нацеленные на ее поддержку.
20 января текущего года Президент подписал Закон «О культурной деятельности и организациях культуры». Обсуждение документа и других перемен в сфере состоялось на научно-практической онлайн-конференции, в которой приняли участие представители Государственного института искусств и культуры Узбекистана, писатели, искусствоведы и многие другие.
Как отметили специалисты, рамки образцов культурного наследия расширяются: это памятники культуры и истории с окружающей их природой и поселенческой средой, уникальные историко-ландшафтные территории, нравственные и эстетические идеалы, нормы и образцы поведения, языки, диалекты и говоры, национальные традиции и обычаи, исторические топонимы, фольклор, художественные промыслы и ремесла, традиционные знания в разных дисциплинах.
При этом интенсивные изменения в обществе порождают в данном аспекте и новые проблемы. В условиях динамично развивающегося мира уникальные исторические памятники, в том числе памятники архитектуры, подвергаются угрозам от загрязнения окружающей среды, разрушаются при ограниченных ресурсах, недостатке знаний, неконтролируемом строительстве.
- Культура становится составной частью материального производства, - комментирует культуролог, писатель и переводчик Акмал Худайберганов. - С одной стороны, она сформировала новые потребности, влияющие на функции и качество товаров, выпускаемых промышленностью. С другой - сама стала отраслью. В сфере индустрии культуры сегодня создаются тысячи рабочих мест, а сама она составляет крупную долю национального производства в каждой стране. Такие формы культуры, как кинематограф, телевидение, книгоиздание, производство аудио- и видеозаписей, развиваются преимущественно на коммерческой основе. С деятельностью предприятий индустрии прежде всего связано изменение содержания культуры как внутри стран, так и на международном уровне. В международных документах индустрия культуры предстает как динамичная сфера, вносящая вклад в развитие культуры на национальном, региональном и местном уровнях, а также способствующая распространению культурной продукции той или иной страны за рубежом.
В условиях, когда мир движется к усиливающейся взаимозависимости, необходимо сотрудничество в этой сфере между правительствами разных стран. Те направления, по которым могло бы происходить взаимодействие, - это содействие развитию общих рынков культурной продукции, создание сетей для обмена информацией, развитие телекоммуникаций, совместное производство телевизионных и радиопрограмм, видео- и мультимедийной продукции, фильмов, разного рода публикации, обмен актуальным опытом, обучение.
В сфере культуры необходимо усиление государственно-частного партнерства, то есть взаимодействия между государственным и бизнес-секторами, организациями гражданского общества, а также осуществление совместных проектов в индустрии культуры (производство, вложение средств, передача прав), поощрение исследований, посвященных изучению культуры.
Так, по сей день остаются актуальными вопросы, связанные с принципами и методами государственной поддержки в сфере культуры и искусства. В мировой практике принято называть инициативы, направленные на пропаганду и развитие данного направления, планово-убыточными. То есть даже на далекую перспективу создатели не прогнозируют ни прибыли, ни даже выхода в плюс. Поэтому в настоящий момент широкий спектр разработок специалистов сферы посвящен рекомендациям по бюджетному финансированию социально-культурной сферы, предлагаются модели многоканального материального обеспечения с участием частного и зарубежного партнерства. Вместе с тем применение инструментария ГЧП в социальной сфере сдерживается в силу преимущественного использования для реализации инвестиционных проектов бюджетных учреждений и государственных унитарных предприятий.
Как отмечали эксперты, с учетом особенностей социально-культурной сферы такое партнерство имеет все шансы быть не просто плодотворным, но и выгодным для всех сторон. Плюсами для госсектора исходя из международного опыта могут стать положительный социально-экономический эффект и преимущества для бюджетного финансирования, привлечение частного капитала для строительства объектов общественного пользования, разделение части рисков частными инвесторами. С учетом того, что подобные проекты служат духовному обогащению, но заведомо убыточны, перечисленные пункты важны и актуальны. Частный сектор в свою очередь получает новые возможности для инновационного бизнеса и получения в ряде случаев налоговых льгот.
Сохранение традиционных нравственных ценностей и индивидуальных свобод человека - основа развития культуры в Узбекистане.
- Базовые национальные ценности производны от жизни страны во всей ее исторической и культурной полноте, этническом многообразии, - говорит преподаватель кафедры Государственного института искусств и культуры Узбекистана Гулноза Арипова. - Можно выделить источники нравственности и человечности, то есть те области общественных отношений, деятельности и сознания, опора на которые позволяет народу противостоять разрушительным влияниям и продуктивно развивать свое сознание, жизнь, саму систему общественных отношений. Традиционными источниками нравственности принято считать гражданское общество, семью, труд, искусство, науку, религию, природу, человечество. Ввиду важности всех этих вопросов в аспекте глобализационных процессов возрастает важность сохранения культурного наследия и традиций как своеобразного фильтра, необходимого обществу для понимания и восприятия глобальных перемен.
В Законе «О культурной деятельности и организациях культуры» определены индивидуальные права и свободы человека в области культуры: права на творчество, личную культурную самобытность, гуманитарное и художественное образование. Государство гарантирует каждому свободу всех видов творчества, право на все виды и формы творческой деятельности в соответствии с его интересами и способностями. Права и свободы человека в сфере культуры неотчуждаемы и принадлежат каждому с рождения.
- В последние годы облик отечественной культуры значительно изменился под воздействием как общественных перемен, так и других факторов, среди которых немалую роль играют новые технологии и телекоммуникации, что вызывает новые тенденции ее саморазвития, - продолжает Г. Арипова. - Открытость культурной политики и расширение перспектив позволяют связать ее с глобальными процессами, протекающими в различных сферах человеческого бытия. Для нашей республики достижение такого результата потребует активной мобилизации культурного потенциала. Для понимания современной культуры Узбекистана необходимо обращение как к истории предшествующих эпох, так и к мировой, к общим тенденциям культурного развития современности.
Проблемы культуры приобретают сегодня первостепенное значение еще и потому, что сфера выступает мощным фактором социального развития. Пронизывая все аспекты человеческой жизнедеятельности - от основ материального производства и человеческих потребностей до величайших проявлений человеческого духа, культура играет все большую роль в решении программных целей социального движения, к которому относятся формирование и укрепление гражданского общества, раскрытие творческих способностей человека, построение правового государства.
Особое значение приобретают вопросы развития культуры в наше время именно потому, что они поставлены самой жизнью. В современных условиях фактором культурного развития социума становится использование новейших информационных технологий, включая интернет. Информатизация в сфере образования и воспитания делает лучшие образцы отечественной и мировой культуры достоянием новых поколений и интенсивно наращивает духовно-культурный потенциал. Информатизация отечественных культурных сокровищ (музейная, библиотечная) знакомит с ними мировое сообщество, не только сохраняя культуру, но и обеспечивая ей выход за рамки своего пространства. Так и представление о мировой культуре расширяется благодаря контактам с разными странами. Усиливается еще одна положительная тенденция в культурной жизни современного Узбекистана: развивается самодеятельное непрофессиональное художественное творчество в городах и селах, восстанавливаются художественные промыслы. Все это способствует восстановлению социально-культурной полноты и многоцветия духовной жизни.
В Послании Олий Мажлису от 29 декабря 2020-го Президент подчеркнул: «Нам необходимо сохранить и передать будущим поколениям культурное наследие нашего народа. В настоящее время в него входит более 7 тысяч объектов. К сожалению, недавно нанесенный ущерб некоторым бесценным объектам говорит о халатном отношении к данному вопросу. Эта работа требует постоянного внимания не только Министерства культуры, но и хокимиятов на местах, махаллей, средств массовой информации и широкой общественности».
Базовая опора государственной культурной политики - национально-культурные корни, исторический опыт, передача новым поколениям свода нравственных, моральных, этических ценностей, составляющих основу национальной самобытности. Серьезным вектором остаются регулирование отношений между государством и творческими работниками, гарантирование последним моральных, экономических и социальных прав, содействие созданию творческих союзов и других организаций.
В связи с этим намеченные перспективы в области государственной культурной политики Узбекистана полностью нашли отражение в Законе «О культурной деятельности и организациях культуры».
Сабина Алимова.
«Правда Востока».