Феноменальный голос Муножат Абдувалиевны, в котором слились воедино душа, мудрость и философия нашего народа, завораживает. Кавалер орденов «Буюк хизматлари учун» и «Эл-юрт хурмати», непревзойденная исполнительница классики не раз покоряла самые престижные концертные залы мира. Она получила высокую оценку международных музыкальных критиков, о чем говорит престижная награда «BBC Radio 3 Awards for World Music».

Муножат Йулчиева широко известна за пределами Родины. Ее уникальный глубокий голос, выразительная мощная энергетика, артистичность и природное обаяние приводят в восторг публику во Франции и Англии, США и Японии. Каждое выступление артистки позволяет зрителю погрузиться в чарующую атмосферу древнего Востока. Для многих тысяч людей артистка стала олицетворением музыкального искусства Узбекистана.

Певица и ее ансамбль исполняют макомы на лирику классиков и современников - Навои, Машраба, Физули, Хазини и других. Это сложнейший жанр вокального искусства. Чтобы его исполнять, надо владеть техникой дыхания, уметь управлять диафрагмой, направлять воздух. А еще понимать, о чем поешь. Вкладывать в это душу. Ведь газели классиков порой сложно понять даже тем, кто в совершенстве знает узбекский.

- Моим наставником стал Шавкат Мирзаев - сын знаменитого музыканта и композитора Мухаммаджона Мирзаева, который в 23 года купил у канатоходца по имени Мамат Охун разбитый рубаб, восстановил инструмент и впервые ввел его в ансамбль. Так началась история «ташкентского рубаба», - делится Муножат Йулчиева. - Шавкат-ака играл в коллективе отца, еще будучи подростком. Они выступали совместно с такими легендарными мастерами узбекского вокального искусства, как Джурахон Султанов и Мамурджан Узаков. За это время юноша многому у них научился - сочинять мелодии, составлять концертные программы.

Творчество Муножат Абдувалиевны неповторимо и ни с чем не сравнимо. Но вместе с тем в нем нашли продолжение традиции школы М. Узакова. Как дань уважения ему в ее репертуаре есть песни наставника - «Ёр истаб», «Эй, дилбари жононим» и другие.

- Когда поступила в консерваторию, Шавкат Мирзаев преподавал здесь пение для рубабистов. Для меня открылся целый мир традиционной музыки, - делится артистка. - Познакомилась с ребятами из разных регионов респуб­лики. У каждого из них свои особенности исполнения макомов. Наставник прикрепил нас к студентам старших курсов. И это стало настоящей школой мастерства. Шавкат-ака хотел передать накопленный им опыт молодежи, чтобы его уникальная методика преподавания не угасала, а передавалась из поколения в поколение. Он всегда смотрел далеко в будущее, обладал богатой интуицией и мог в способном ученике раскрыть талант в полной мере. Многие из его воспитанников стали заслуженными, народными артистами. Среди них, к примеру, Камила Алимова, Абдусаид Азимов.

По словам наставника, песня должна доходить до самого сердца слушателя. А еще он всегда говорил: чтобы стать хорошим артистом, прежде всего надо быть хорошим человеком. Зрители очень остро чувствуют фальшь, неискренность.

- Сейчас, годы спустя, понимаю, насколько Шавкат-ака был мудрым, - продолжает М. Йулчиева. - Учил нас искусству и жизни ненавязчиво, на собственном примере. Давал студенту возможность самому дойти до истины, почерпнуть необходимые навыки и знания.

Как профессиональная певица она начала работать с 1980 года. И сегодня вспоминает о том, как 9 февраля, в день рождения Алишера Навои, намечался большой концерт, который должны были транслировать по Центральному телевидению. Готовилась настоящая телеэпопея о жизни и творчестве великого гения. Для участия в грандиозном действе в консерватории отобрали около 10-12 студентов, среди которых оказалась и Муножат.

- Можно сказать, за один день мы стали знаменитыми. С однокурсницей оказались самыми младшими в коллективе. Наше выступление привлекло внимание, благодаря чему оказались в ансамбле макомистов при телерадиокомитете страны, - вспоминает исполнительница. - Эти песни были близки мне с детства. Ведь они тесно связаны с жизнью народа, его традициями и обычаями. К тому же диапазон голоса альт-­меццо-сопрано в две октавы, который позволяет исполнять такие произведения, для женщин большая редкость. Мне это было совсем несложно.

Интересно, что в семье все любят музыку, могут петь, хотя и не имеют специального образования. К примеру, сестренка исполняет эстрадные песни. И получается у нее зачастую лучше, чем у профессионалов, хотя она никогда этому не училась.

Отец и старший брат будущей певицы изначально были против ее выбора творческой стези. Говорили, это несерьезная профессия, где легко сбиться с истинного пути. Брат, сам поступивший в музыкальное училище, видел негативные примеры. И это убеждало обоих в их правоте.

- К счастью, дядя по материнской линии - профессиональный певец, музыкант - выступал в театре и поддержал мое решение связать судьбу с искусством, - продолжает Муножат Абдувалиевна. - Помню, как молилась, чтобы родные разрешили стать певицей. Ведь это было нечто большее, чем просто специальность. Без творчества не представляла своей жизни. И вот чудо свершилось. Старшего брата забрали в армию, дядя, приехавший на его проводы, остался у нас гостить еще несколько дней. Помню, как они сидели с отцом до утра и обсуждали мою дальнейшую судьбу. В итоге родители дали благословение. Это был лучший подарок!

Перед отъездом в столицу дядя сказал Муножат: найди достойного наставника и никогда не отпускай его, пусть он передаст тебе все, что только можно, а еще всегда дружи с тем, кто близок тебе духовно, с кем ты и сама будешь стремиться к лучшему.

- Во время учебы были не только выступления в столице и регионах страны, но и зарубежные поездки. Интересно, что традиционное пение на гастролях воспринимали в то время с большим восторгом, - вспоминает Муножат Йулчиева. - В 1984 году первый раз выехала в Иорданию. Тогда выступления танцовщиц должны были сопровождать мое пение. Это значило, что буду исполнять не макомы, а только народные песни, так как первые тяжело воспринимать неподготовленным слушателям. И я начала петь «Муножат», «Тановор». Но в процессе поняла: публика готова к чему-то большему, серьезному. И тогда, вопреки установленной программе, принялась за макомы. Традиционные напевы вызвали восторг многочисленной публики.

Самыми запоминающимися и сыгравшими большую роль в творческой судьбе артистки стали гастроли во Франции - в парижском Театре де ла Вилль. Его служительница Мельпомены услышала исполнение макомов Муножат во время визита в Узбекистан и решила популяризовать это древнее искусство на родине. Та поездка, по словам певицы, открыла ей широкую дорогу на европейскую сцену, дала возможность участвовать в престижных международных фестивалях в Италии, Нидерландах, Бельгии и других странах. Объездила почти всю планету, остались только концертные залы Австралии и Канады.

Собеседница признается: очень рада, что в стране уделяется столь серьезное внимание развитию и популяризации народного творчества.

- Искусство макома получило второе дыхание и дальнейшее развитие, - говорит она. - Кроме того, распахнуты двери для начинающих исполнителей. Мы проводим встречи с молодежью не только в музыкальных, но и общеобразовательных школах, устраиваем там живые концерты. А еще участвуем в больших государственных мероприятиях, международном фестивале «Шарк тароналари», который дает путевку в жизнь новым талантам. Ежегодно отбираем по 15 человек из числа студентов консерватории для участия в нем. Для начинающих это большая школа, так как они соревнуются наравне с профессиональными певцами. Представьте, надо спеть на одном дыхании весь концерт! Такое достигается серьезной подготовкой и упорным трудом. Шесть циклов шашмакома насчитывают свыше 250 инструментальных и вокальных разделов. Чтобы все это освоить, студенты - инструменталисты и вокалисты посещают спецуроки. Последним подбираем репертуар по возможностям голоса.

Подписаны постановления Президента «О мерах по дальнейшему развитию узбекского национального искусства маком» от 17 ноября 2017-го, «О проведении Международного форума искусства макома» от 6 апреля 2018-го и постановления Кабинета Министров «Об организации деятельности «Маком музейи» в городе Шахрисабзе Кашкадарьинской области» от 6 августа 2018-го, «Об организации специализированных школ-интернатов искусства маком» от 21 ноября 2019-го.

Музыка в целом и искусство макома в частности очень сложны. Но Муножат Йулчиевой нравится то, что они тесно связаны с родной землей. Это исконно народное творчество стало классикой. Уникальный музыкальный жанр за многовековой период почти не изменился и исполняется согласно древним канонам, передаваясь из поколения в поколение на основе традиции «устоз - шогирд». Благодаря такой преемственности многие древние монументальные произведения сохранены практически в первозданном звучании.

В эволюцию жанра внесли вклад многие артисты и композиторы. Мелодии макома передают самые глубокие переживания. Как отмечают представители сферы, для полного понимания требуется определенная подготовка. Человек с детских лет должен быть близок к музыке, вложить в нее душу. При этом необходимо знать староузбекскую письменность, арабский и персидский языки. Сами слова глубоко философские. Каждая строчка - словно отдельное произведение, имеющее законченный смысл. Вот почему это искусство никогда не устаревает в отличие от многих современных композиций.

- Считаю, что в любом песенном искусстве, а особенно в макоме, должны обязательно присутствовать три составляющие, которые позволяют донести исполнение до публики в полном объеме, - говорит народная артистка. - Это голос с нужным диапазоном, слова и, конечно же, музыка. В ансамбль обычно входят дойра, задающая ритм, рубаб, гиджак и дутар. Их могут дополнять или заменять чанг, най, сато, танбур.

И когда все звучит как надо, слушателю в любой стране мира не нужен перевод - душа сама воспринимает произведение. В этом случае диалог исполнителя со зрителем идет от сердца к сердцу. Именно поэтому сквозь века традиционный национальный музыкальный жанр, раскрывая новые грани, набирает популярность, получает заслуженное внимание благодаря совместным усилиям талантливых исполнителей, государства и почитателей макома.

Сабина Алимова.
«Правда Востока».