Речь идет о создании современной системы спроса и предложений. В постановлении рекомендовано Министерству сельского хозяйства Республики Узбекистан совместно с Государственным комитетом ветеринарии и развития животноводства, ассоциациями «Хунарманд», «Узтукимачиликсаноат», «Узчармсаноат», «Узбекбаликсаноат», «Паррандасаноат», пчеловодов Узбекистана, производителей и экспортеров лимонов и иными ассоциациями, соответствующими ведомствами обеспечить регулярное внесение надежными (образцовыми) предприятиями-поставщиками предложений в систему «маркетплейс», а также видов оказываемых услуг в целях формирования атмосферы конкуренции и обеспечения качественной поставки предлагаемых товаров и услуг по альтернативным ценам.
Маркетплейс в переводе с английского означает торговая площадка. Для потребителей это уникальный агрегатор, который объединяет всех продавцов на едином рыночном пространстве, которое можно сравнить с цифровой ярмаркой, обеспечивающей простой способ оплаты, удобную систему доставки и высокую безопасность.
Впервые подобная деятельность была начата в 1995 году Amazon с онлайн-продаж книг, в то время как другая американская фирма - eBay запустила собственную аукционную интернет-площадку. Год спустя японец Хироши Микитани открыл магазин электронной коммерции. Интернет-ресурс Alibaba, начавший свою работу в Китае в 1999 году, стал крупнейшей торговой платформой в мире, и в настоящее время в компании работают более 110 тысяч человек.
В нашей стране тоже в этой области предлагают свои услуги разные коммерческие банки, частные предприниматели и такие компании, как Zoodmall, Abad, Bulavka. Сегодня к ним присоединяются площадки электронной коммерции, организуемые министерствами и акционерными компаниями.
Как говорит директор по развитию компании Bulavka Бекзод Гайбуллаев, интернет-торговля в мире стремительно развивается. Как ожидается, ее ежегодный рост достигнет 25 процентов. К 2023-му по меньшей мере 50 процентов онлайн-продавцов установят партнерские отношения с платформами, которые работают в данной области. В ближайшем будущем произойдет организация и стремительное развитие корпоративных маркетплейсов. Они станут продавать не только свою, но и продукцию других.
Когда речь заходит о преимуществах торговой площадки от интернет-магазина, Б. Гайбуллаев подчеркивает четыре аспекта.
Во-первых, если интернет-магазин обычно продает один или несколько брендов, многие продавцы на торговой платформе смогут предлагать разные типы товаров. Ограничений по количеству продуктов не будет. Его деятельность можно сравнить с тем же онлайн-гипермаркетом.
Во-вторых, это работа с широким охватом, так как логистическая система торговой площадки хорошо развита. В-третьих, есть возможность подписки, проведения акций и предложения товаров со скидкой за счет внедрения современных средств работы с потенциальными покупателями. В-четвертых, гарантируется двустороннее соглашение. В большинстве случаев маркетплейсы защищают потребителей от фальшивых или недобросовестных продавцов, обеспечивая доставку товаров на основе своевременного и качественного обслуживания.
От древнего восточного рынка до современных Афин...
С древних времен визитной карточкой Риштана является керамика. Еще не так давно гончары трудились в собственных домах, мастерских. Несмотря на сложности в работе, они достойно продолжали традиции предков, создавая уникальные керамические изделия.
Указ Президента от 17 ноября 2017 года способствовал дальнейшему развитию ремесленничества и всесторонней поддержке представителей этой профессии. В Риштане построено 20 двухэтажных домов для ремесленников, на первых этажах которых находятся мастерские и магазины, а на вторых живут семьи керамистов. Также есть шестиместный гостевой дом. Иностранные туристы могут пожить здесь и ближе ознакомиться с процессом работы гончаров.
Центр керамики в Риштане выделяется современными возможностями. Здесь создано около 250 рабочих мест, а уникальная продукция экспортируется в ОАЭ, Чехию, Турцию, Россию, Азербайджан, Казахстан, Кыргызстан и Таджикистан.
В прошлом году в рамках рабочей поездки в Ферганскую область Президент страны, посетив центр, поручил предоставить оборотные средства и льготы гончарам, оказать помощь в открытии торговых точек в других регионах, организовать ярмарки за рубежом. Эти задачи находят свое воплощение, что отчетливо видно на примере семейного предприятия представителя династии гончаров, народного мастера Республики Узбекистан Набижона Кодирова.
Пандемия коронавируса заставила его семью, как и других производителей керамики, искать новые возможности для реализации своей продукции и находить покупателей. Кодировы сначала открыли собственные магазины в Ташкенте, затем - Москве. А в 2020 году освоили маркетплейс.
- Система очень удобная, особенно для потребителей: не тратя время на покупки, они заказывают товар, который доставляется на дом, - рассказывает Шохиджон Кодиров. - Такая возможность кардинально изменила нашу деятельность. Свою продукцию доставляем через онлайн-платформу во многие регионы России.
Точнее, семейное предприятие помогает продавать не только собственные, но и авторские изделия более 200 риштанских мастеров. Кроме того, подписав соглашение с другими маркетплейсами, стремится увеличить количество покупателей за счет использования их платформ. Стоит отметить, что каждое авторское изделие из керамики является уникальным произведением искусства, к тому же экологически чистое, поэтому и ценится. Спрос на такую продукцию соответственно высок.
Как известно, керамические изделия очень хрупкие: необходимы особые условия, чтобы доставить их по адресу, преодолев большие расстояния. Поэтому семья Кодировых, работающая на базе бренда «БЕК и РР», придает особое значение качеству каждого блюда. Для этого стараются соблюдать все требования при обжиге изделия: если щелкнуть пальцем по лягану - от него исходит чистый звон.
Еще один немаловажный аспект: керамические изделия являются нашей национальной гордостью. Согласно анализу за счет использования системы маркетплейсов продажи предприятия выросли втрое с начала прошлого года.
- Недавно открыли наш торговый магазин в Греции, - продолжает Ш. Кодиров. - Как оказалось, потребность в натуральной авторской керамике в этой стране так же высока. Когда речь идет о развитии торговли, платформа маркетплейса незаменима. Сегодня работаем над сотрудничеством с самыми влиятельными компаниями мира. Одно из их важных требований: на складе всегда должно храниться не менее тысячи штук каждого керамического изделия, поскольку заказы из разных уголков мира следует выполнять незамедлительно. Это говорит о том, что возможности системы маркетплейса чрезвычайно широки.
Какие еще есть возможности?
Банки страны внедрили сервис торговых площадок в мобильных приложениях, который направлен на развитие электронной коммерции: так расширяется система дистанционного приобретения потребительских товаров и транспортных средств в онлайн-кредит и доставки продукции покупателям. По мнению экспертов, трудно представить будущее таких финансовых учреждений без маркетплейсов.
Например, один из банков, начавший свою деятельность два года назад, привлек свыше полутора миллионов клиентов благодаря внедрению современных платежных сервисов. Сегодня расширяется и его маркетплейсная база.
Еще не прошло и четырех месяцев, как начал свою деятельность маркетплейс Sello. Сегодня на его сайте более 10 000 предложений товаров в 15 категориях. Торговая платформа установила отношения сотрудничества более чем с 50 мерчантами, то есть торговыми рядами. Так, к концу первого квартала 2022 года планируется предоставить свыше 100 тысяч продуктов. Для достижения этой цели необходимо усовершенствовать систему логистики. Сегодня у компании более десятка пунктов выдачи заказов по стране, и в ближайшее время их количество удвоится.
Наблюдая за такой картиной развития, вы убедитесь в широте перспектив торговых площадок, созданных министерствами, ассоциациями и ведомствами. Ожидается, что электронный портал агропромышленной торговли Министерства сельского хозяйства Республики Узбекистан, который находится в начале пути, станет пользователем торгового портала фермеров, производителей сельхозпродукции, крупных кластеров, центров агрологистики, переработчиков, малых и крупных торговых сетей в 2022 году. Если работа будет проведена качественно и на основе рыночных принципов, то платформа сможет охватить сотни тысяч клиентов и покупателей.
Маркетплейс станет ценным помощником и для производителей, работающих в отдаленных районах, особенно для тех, кто живет в населенных пунктах, где финансовые услуги ограничены. В дальнейшем также дадут свой положительный эффект рациональное использование возможностей через данную электронную платформу, заключение экспортных контрактов и развитие поставок товаров.
Словом, новая торговая площадка, вышедшая на электронный рынок Узбекистана, набирает обороты.
Абдурауф Коржовов.
Экономический обозреватель.