Масштабные преобразования в контексте трансформации экономической сферы

    Инвестиции 14 января 2022 1558

    Проводимые в стране экономические реформы обеспечивают внедрение все новых рыночных механизмов и подходов, сокращение налоговой нагрузки на бизнес и введение дополнительных льгот и преференций для инвесторов. Важность дальнейшей деятельности в данном направлении, свежих идей и активных реформ были обсуждены в рамках состоявшегося накануне совещания под руководством Президента Шавката Мирзиёева, посвященного деятельности Министерства инвестиций и внешней торговли (МИВТ) и Агентства стратегического развития.

    В современных условиях становится очевидной значимость ориентации страны на ускоренное инновационное развитие и привлечение новейших технологий прежде всего для развития реального сектора. Дальнейшее реформирование экономики Узбекистана требует максимального использования ресурсного потенциала, наращивания объемов привлекаемых инвестиций и технологий, расширения объемов и ассортимента производимой в стране продукции, прежде всего ориентированной на экспорт. При этом важен не только совокупный уровень инвестиций в стране, но и общий уровень благоприятного инвестиционного климата как гарант динамичного наращивания привлекаемых объемов инвестиций в регионы для обеспечения социально-экономического развития страны.

    Как отмечено на совещании, в 2021 году привлечено в общей сложности более 10 миллиардов долларов иностранных инвестиций, в том числе 8 миллиардов 100 миллионов долларов - прямых. В результате запущено 318 крупных и более 15 тысяч региональных проектов, создано свыше 273 тысяч рабочих мест. Эти предприятия способны обеспечить экспорт на миллиард долларов и заместить импорт на 530 миллионов долларов.

    Цифры впечатляющие и крайне значимые, ведь именно инвестиции являются залогом экономического роста и национального дохода республики, способны заметно увеличить объемы валового продукта и в конечном итоге отражаются на благосостоянии страны. А для многих отечественных предприятий - это реальная возможность укрепить конкурентные преимущества, завоевать новые экономические ниши, раскрыть свой производственный потенциал. В результате чего достигается и динамичный рост экспорта. Так, если в 2020 году объем экспорта составил девять миллиардов долларов, то в 2021-м - 12 миллиардов долларов. Примечательно, что в его структуре значительно выросла доля готовой и полуготовой продукции, а доля сырья сократилась.

    На совещании ответственные лица проинформировали о мерах, которые будут приняты для достижения поставленных целей. Например, в нынешнем году планируется привлечь прямые иностранные инвестиции в размере более 9,5 миллиарда долларов, запустить 282 крупных и более девяти тысяч региональных проектов, а также довести экспорт до 14 миллиардов долларов.

    Президент Узбекистана поручил установить постоянный контроль за каждым инвестиционным проектом, содействовать инициаторам и обеспечить своевременный запуск, тщательно реагировать на возникающие проблемы предпринимателей и способствовать их оперативному решению.

    Вместе с тем глава государства отдельно остановился на вопросах развития промышленного производства и кооперации. В этом направлении Президент дал поручения по расширению ассортимента продукции отечественных производителей, поддержке и стимулированию предпринимателей. В частности, отмечалось, что местные предприятия, освоившие выпуск товаров, не производящихся у нас в стране, получат дополнительную поддержку в виде практического содействия в сбыте.

    Для реализации этой инициативы предусмот­рены беспрецедентные меры по стимулированию отечественного производства. Так, с 1 апреля 2022 года внедряется система гарантированного сбыта для предприятий, выпускающих не производимую ранее на внутреннем рынке продукцию. Кроме того, вводится система присуждения баллов в целях стимулирования предприятий-производителей локализуемой продукции, от количества которой зависят применяемые к этим предприятиям льготы и преференции.

    Следует отметить, что уже сейчас в активной фазе находится стимулирование инвестиционной активности через развитие инструментов государственно-частного партнерства и проектного финансирования для обеспечения ускоренного роста инвестиций в инфраструктуру. Одновременно с этим осуществляется оптимизация процессов взаимодействия инвесторов и государства, направленная на полное исключение бюрократических барьеров и препон в реализации инвестиционных проектов, в том числе через цифровизацию и бесконтактное предоставление государственных услуг. Повышается качество организации работы с обращениями и запросами иностранных инвесторов для обеспечения максимальной транспарентности и предотвращения коррупции.

    За последние несколько лет наша страна прошла через ускоренную трансформацию экономики и все чаще фигурирует в международном сообществе как пример открытости, новаторства и решимости в снятии разного рода барьеров для бизнеса. В данном направлении Президент подчеркнул важность обеспечения прозрачности и усиления общественного контроля в реализации проектов в области образования, здравоохранения, водоснабжения, дорожной и иной инфраструктуры, непосредственно влияющих на качество жизни населения, и даны указания по развитию промышленной кооперации и повышению уровня локализации.

    Одно из обсуждавшихся нововведений в направлении создания эффективной вертикали инвестиционного процесса - начиная от инициа­тивы проекта и заканчивая его реализацией - принятие 30 декабря 2021 года постановления Президента «Об утверждении инвестиционной программы Республики Узбекистан на 2022-2026 годы и внедрении новых подходов и механизмов по управлению инвестиционными проектами». Так, проектные группы на уровне районов на основе тщательного изучения потенциала своих территорий, его ресурсной и сырьевой базы, инфраструктурного и логистического потенциала разрабатывают предложения по реализации проектов.

    Данные предложения изучаются на уровне областных проектных групп, которые исходя из возможностей и потребностей региона и опираясь на долгосрочную стратегию развития области формируют пакет инвестиционных предложений. Он после изучения обоснованности и целесообразности в центральном проектном офисе включает в региональные и инвестиционные программы Республики Узбекистан.

    В рамках данного нововведения также вводится институт проектных управляющих. Это означает, что за каждым реализуемым стратегическим проектом, превышающим 50 миллионов долларов, закреплен проектный менеджер, задачей которого является реализация всех мер, направленных на успешное осуществление каждого проекта по принципу «проектного управления» (project management). Этот принцип широко применяется во всем мире и уже доказал свою эффективность.

    На совещании также подробно проанализированы вопросы экспорта. Подчеркнута важность уделения особого внимания развитию промышленности и задействованию дополнительных возможностей для выполнения прогноза в данной сфере, расширения номенклатуры и географии экспорта, решения логистических вопросов.

    В этом плане Указом Президента Республики Узбекистан от 19 июля 2021 года образовано Агентство стратегического развития. На него возложен широкий ряд задач, включая изучение стратегических вопросов привлечения инвестиций и реализации проектов, выявление перспективных направлений инвестиционной деятельности, разработка предложений по реформированию отраслей экономики на основе международного опыта и повышение инвестиционного потенциала регионов.

    В заключение еще раз хочется подчеркнуть, что работа по дальнейшему совершенствованию инвестиционного климата будет продолжаться. И направлена она будет на широкое привлечение иностранных и отечественных прямых инвестиций, реализацию новых производственных и инновационных проектов, а также на развитие экспорта.

    Именно от того, насколько дальновидно, рацио­нально, экономически обоснованно и эффективно будет создаваться инвестиционная среда, во многом зависит будущее не только самих инициатив, но и экономики регионов и страны в целом.

    Иномжон Абдурахмонов.
    Начальник Главного информационно-аналитического управления МИВТ.

    No date selected
    апрель 2024 г.
    1
    2
    3
    4
    5
    6
    7
    8
    9
    10
    11
    12
    13
    14
    15
    16
    17
    18
    19
    20
    21
    22
    23
    24
    25
    26
    27
    28
    29
    30
    Use cursor keys to navigate calendar dates