Международные рейтинги и индексы

    поднимают имидж Узбекистана в мировом масштабе, укрепляют его позицию, обеспечивают прозрачность

    Развитие человечества, процессы глобализации, происходящие во всех сферах, качественные и структурные изменения не только поднимают международное сотрудничество и связи на новый уровень, но и призывают каждую независимую страну вместе двигаться вперед. И это определяется положением страны в мировом масштабе, ее позицией в международных рейтингах и показателях.

    Сегодня ускоренными темпами ведется инновационная и созидательная работа. Естественно, результаты таких преобразований находят свое отражение не только в жизни нашего народа, но и международных рейтингах и индексах. Необходимо отметить, что это является зеркалом таких важных аспектов, как качество государственного управления, уровень жизни населения, защита прав человека, предпринимательская деятельность и благоприятная среда для иностранных инвесторов, устойчивый экономический рост и конкурентоспособность. Это отражает суть реформ, проводимых в нашей стране. Проводимые в данных направлениях реформы в нашей стране приобретают еще более глубокий смысл, обеспечивают благосостояние народа, достойную жизнь людей.

    Важным руководством в повышении эффективности проводимой в этом направлении работы стал Указ Президента «Об улучшении позиций Республики Узбекистан в международных рейтингах и индексах, а также внедрении нового механизма системной работы с ними в государственных органах и организациях» от 2 июня 2020 года.

    В соответствии с документом создан Республиканский совет по работе с международными рейтингами и индексами и установлен парламентский контроль в этой области.

    Наша беседа с Председателем Сената Олий Мажлиса Респуб­лики Узбекистан Танзилой НАРБАЕВОЙ посвящена проделанной работе по обеспечению реализации вышеупомянутого Указа и укреплению позиций страны в международных рейтингах и индексах.

    - Ранее работа по приоритетным международным рейтингам и индексам координировалась специальной комиссией правительства. Что в данном отношении послужило причиной образования Республиканского совета?

    - Международные рейтинги и индексы - это инструмент, принятый мировым сообществом в качестве основного условия экономического развития при оценке качества институциональной среды в мире. Они используются на уровне не только экспертов, но и государств в качестве критерия реформ и социально-­экономической политики. Тот факт, что страна в последующие годы поднимается во многих приоритетных рейтингах, является важным результатом работы, проводимой в нашей стране по повышению благосостояния народа, обеспечению открытости и прозрачности в обществе.

    Например, недавно Организация Объединенных Наций по промышленному развитию (ЮНИДО) опубликовала отчет «Индекс конкурентоспособности промышленности». В нем наша страна представлена впервые, заняв 92-е место среди 152 стран, пятое - среди государств-членов СНГ, второе - среди стран Цент­ральной Азии.

    Надо сказать, что сегодня главная цель реформ в нашей республике направлена на благородную миссию - благополучие народа. Это воплощено во всех законах и постановлениях и усилиях гражданского общества. Население будет довольно политикой государства, если респуб­лика станет занимать достойное место в разных рейтингах и индексах.

    В частности, поэтапные реформы, направленные на снижение роли государства в экономике, обеспечение макроэкономической стабильности, улучшение перспектив экономического роста привели к подъему с 76-го на 69-е место в Индексе легкости ведения бизнеса Всемирного банка в 2020 году, улучшению позиции страны в Индексе восприятия коррупции Transparency International и в Индексе верховенства закона World Justice Project.

    В то же время задачи, которые предстоит еще выполнить в этом направлении, весьма значительны. Согласно Указу Президента страны установлен контроль за результатами деятельности государственных органов на парламентском уровне. Цель - повышение ответственности руководителей министерств и ведомств. Поэтому был создан Республиканский совет по работе с международными рейтингами и индексами. Если принять во внимание избрание народом депутатов и сенаторов Олий Мажлиса, это означает, что установлен народный конт­роль за осуществлением мер в сфере данного механизма.

    Теперь руководители министерств и ведомств будут отчитываться перед Республиканским советом о проделанной работе по улучшению показателей в рейтингах и индексах, за которые отвечают, также по исполнению поставленных задач.

    Улучшение места страны в международных рейтингах и индексах во многом обусловлено исполнением принятых законов на местах. Поэтому в состав совета включены местные хокимы. Это дает возможность своевременно выявлять и устранять проблемы в реализации положений закона.

    Через это будет обеспечено взаимное сотрудничество парламента, министерств и ведомств, местных органов власти. В данном направлении не будет лишней волокиты, вся работа будет скоординирована.

    - Работа с международными рейтингами и индексами - совершенно новое направление для страны. Насколько к этому готовы министерства и ведомства, судебные органы и прокуратура, местные хокимияты?

    - Это один из новых процессов, который требует больше временных затрат, прогрессивных знаний. Это, несомненно, связано с последовательным изучением ответственными государственными органами методологии международных рейтингов и индексов, умением правильно все интерпретировать, внедрять в практику и, соответственно, устанавливать отношения с организацией, определяющей международные рейтинг и индекс.

    Так, трудно сказать, что полностью поняли суть вопроса все члены парламента, минис­терства и ведомства, особенно хокимияты на местах. Как я уже говорила, повышение рейтингов и индексов зависит от ситуации на местах, четкого исполнения законов. К сожалению, негативно влияют на наше место в рейтингах и индексах иногда неосознанно высказанные слова либо некие действия представителей хокимиятов или государственных органов на местах.

    Тут хочу еще раз подчеркнуть, что все руководители независимо от того, на каком уровне они находятся, должны осуществлять свои действия в порядке, установленном законом. А в общении с людьми нужно уважительно относиться к людям, ценить человеческое достоинство.

    Чтобы оптимизировать работу в каждой системе, мы добились создания структурных подразделений во всех министерствах и ведомствах для работы с международными рейтингами и индексами. Это значительно облегчает нашу деятельность. Отдельные сотрудники регулярно ведут работу с международными рейтингами и индексами, за которые отвечают их министерства или ведомства.

    В целях определения значимости международных рейтингов и индексов, приоритетных задач, стоящих перед нами, изучения методологий рейтинговых агентств начали проводить специальные тренинги для ответственных сотрудников местных хокимиятов, министерств и ведомств.

    В то же время наша основная работа заключается в обеспечении верховенства закона, то есть практического исполнения законов и других нормативно-правовых актов. В связи с этим, обеспечивая жесткий парламентский и общественный контроль, стремимся к положительным результатам.

    - Узбекистан еще никак не отражен в четырех международных рейтингах и индексах, которые считаются приоритетными. Что этому мешает? И какие меры принимаются, чтобы наша страна закрепилась в этих рейтингах на своей позиции?

    - Есть несколько причин. Например, в результате переговоров, проведенных Министерством финансов по вопросу включения нашей страны в Индекс глобальной конкурентоспособности Всемирного экономического форума, стало известно, что для вхождения потребуется два года.

    В первый год организация выбирает партнера (некоммерческие организации, научно-­исследовательские институты) для проведения официального опроса в Узбекистане и проводит мониторинг. Во второй год по его результатам определяется неофициальное положение Узбеки­стана в индексе и проверяется степень соответствия фактическим тенденциям показателей республики. Они регулярно отслеживаются и анализируются специальными экспертами в течение двух лет.

    Что касается доступа к Индексу бюджетной открытости Международного бюджетного сообщества, то необходимы ресурсы (в том числе средства) для проведения в этом направлении исследований в стране, которые осуществляются только за счет международных негосударственных организаций и институтов (доноров).

    Одно из главных требований сообщества - необходимость быть независимыми институтами гражданского общества (негосударственные некоммерческие организации) в качестве местного партнера в проведении исследований. Согласно этому индексному отчету окончательное решение об отражении нашей страны будет рассмотрено на заседании организации в августе текущего года.

    Проведены переговоры с руководителями организации в целях признания Узбекистана в Индексе регуляторных ограничений прямых иностранных инвестиций Организации экономического сотрудничества и развития. В частности, совместно с ОЭСР достигнута договоренность о разработке отчета под названием «Обзор инвестиционной политики - Узбекистан» и расширении возможностей для отражения позиции страны в индексе.

    Министерством инновационного развития ведутся переговоры по отражению позиции страны в «Глобальном инновационном индексе» Всемирной организации интеллектуальной собственности и Корнеллского университета. В настоящее время налажена совместная работа по сбору необходимых статистических данных, необходимых для данного индекса.

    - Решен ли вопрос своевременного предоставления объективной и необходимой информации о реформах в нашей стране международным организациям по рейтингам и индексам?

    - Конечно, такая информация рассылается в виде бюллетеней соответствующим организациям, частным инвесторам и международным экспертам. Все это также доводится до сведения широкой общественности на официальных сайтах министерств и их страницах в социальных сетях.

    Кроме того, статистические данные, необходимые в некоторых рейтингах и индексах, основываются на статистической базе данных, сформированных государственными органами и организациями республики.

    Например, в Целях устойчивого развития ООН утверждено в общей сложности 206 нацио­нальных индикаторов. Постоянно размещается необходимая информация на специальном сайте, созданном Государственным комитетом Республики Узбекистан по статистике. Кроме того, госорганами регулярно обновляются нужные данные для международных рейтингов и индексов.

    Также запущен Портал открытых данных. Он координирует ведение и обновление открытой базы данных государственных органов и организаций Государственного комитета по статистике, а также своевременное отражение соответствующей информации.

    В целом международные рейтинговые организации опираются на результаты опросов, проводимых среди предпринимателей и населения, на данные некоммерческих организаций, а также выводы отечественных и зарубежных экспертов. Это в свою очередь показывает, насколько местное население и предприниматели осведомлены о реформах в экономической, политической и социальной сферах и их результатах в масштабе респуб­лики.

    - В каких рейтингах и индексах страна остается на нижних ступеньках и почему?

    - В основном в политико-правовых рейтингах и индексах. Например, на 191-м месте в Индексе свободы слова и подотчетности, на 184-м - Индексе нормативного качества, на 183-м - Индексе контроля коррупции, на 182-м - Индексе верховенства закона, на 156-м - во Всемирном индексе свободы прессы.

    Конечно, за последние три-четыре года принято много законодательных актов, регулирующих эти сферы, произошли институциональные изменения. В частности, в стране созданы необходимые условия в отношении свободы слова, неограниченного и беспрепятственного функционирования средств массовой информации. Организован Общественный фонд поддержки и развития независимых печатных средств массовой информации и информационных агентств Узбекистана в целях создания равных условий на медиарынке для СМИ и дальнейшего их развития, а также поддержки журналистов и блогеров.

    В целях регулирования отношений в сфере противодействия коррупции принят Закон «О противодействии коррупции». Создан Национальный совет по противодействию коррупции в целях организации разработки и реализации государственных программ в этой области, координации деятельности разных органов и организаций, формирования бескомпромиссного отношения к коррупции в обществе. Создано Агентство по противодействию коррупции Республики Узбекистан, которое проводит государственную политику в области пре­дупреждения и противодействия коррупции.

    Стремительное развитие законодательства в связи с изменениями в сферах привело к появлению многих норм, которые в ряде случаев противоречат действующему законодательству. Поэтому разработана Концепция совершенствования нормотворческой деятельности в целях кардинального пересмотра законодательства, ее систематизации, повышения качества процессов разработки и принятия нормативных правовых актов, совершенствования мониторинга за исполнением.

    Однако, несмотря на такую большую работу, показатели в индексах отражают, что у нас все еще есть недостатки в этом отношении. Поэтому определили ряд важных задач. Прежде всего необходимо разработать долгосрочную стратегию Республики Узбекистан по борьбе с коррупцией.

    Также намерены определить порядок обязательной оценки коррупционных рисков в органах государственной власти и сформулировать рейтинг по профилактике коррупции в сфере государственного управления.

    В то же время нужно изучить вопрос о входе страны в Группу государств по борьбе с коррупцией (ГРЕКО) и имплементации требований соответствующих конвенций этой международной организации по борьбе с коррупцией в наше национальное законодательство.

    Нам необходимо дальнейшее укрепление организационно-правовой базы для обеспечения свободы СМИ, многообразия мнений и свободы слова. Особенно должны законодательно установить ответственность за воспрепятствование профессиональной деятельности журналиста.

    Еще одна из причин того, что республика занимает более низкие позиции в политико-­правовых рейтингах и индексах: последние формируются главным образом на основе общественного мнения и заключения международных экспертов. Более того, необходимо учесть, что опрос рейтинговых организаций проводится только в сотрудничестве с независимыми институтами гражданского общества (негосударственными некоммерческими организациями). Причиной этому могут быть и такие факторы, как малое количество подобных организаций в республиканском масштабе и ограниченный потенциал проведения ими исследовательской работы.

    Было бы целесообразным создать общественные советы, состоящие из представителей некоммерческих организаций, в каждом государственном органе, особенно при минис­терствах, ведомствах, организациях республиканского уровня, и наладить с ними тесное сотрудничество.

    - Недавно опубликован отчет ООН «Десять лет действий на пути устойчивого развития цифрового правительства», в котором представлены результаты развития электронного правительства в мире за 2020 год. Узбекистан, опустившись на шесть ступеней, занял 87-е место в этом рейтинге. Как думаете, по какой причине страна потеряла прежние позиции?

    - Конечно, позиция нашей страны снизилась на шесть ступеней в общем рейтинге. Однако наблюдался и подъем по компонентам, согласно которым формируется рейтинг. Например, в индексах человеческого капитала, электронного участия и телекоммуникационной инфраструктуры данный рейтинг повысился с 0,01 до 0,14 пункта.

    По Индексу электронного участия мы увеличили свой показатель до 0,80 пункта. Подняв свои позиции в общем рейтинге на 13 ступеней и заняв 46-е место, вошли в список стран с очень высоким уровнем развития индекса элект­ронного участия. В 2018 году по этому показателю страна занимала 59-е место.

    Кроме того, Узбекистан получил самый высокий балл по открытым данным. Конечно, некоторые факторы повлияли на снижение нашего места в рейтинге «Развитие электронного правительства». Прежде всего следует отметить, что с 2018-го по апрель текущего года в республике не было координирующего органа по развитию цифровой экономики и внедрению системы «Электронное правительство». В результате не был принят план мер по улучшению позиции в рейтинге и не организуется на должном уровне соответствующая работа. Сейчас за эту работу отвечает Министерство по развитию информационных технологий и коммуникаций.

    На сегодня также не можем сказать, что национальный портал электронных услуг и сайты профильных министерств и ведомств в сферах образования, труда, социального обслуживания, здравоохранения, финансов и экологии полностью отвечают современным требованиям. Эти сайты оцениваются по 148 аспектам в компоненте рейтинга «Электронные услуги». Недостаточно удобны для использования адаптированные формы национальных порталов онлайн-услуг и официальных сайтов на мобильных устройствах.

    Негативно сказывается и низкий уровень транзакционных услуг, недоведение до конца уплаты государственных пошлин, разных сборов и штрафов в полном электронном виде.

    Есть некоторые недостатки, которые также нужно проработать согласно Индексу человеческого развития. Например, влияет на наше место в рейтинге и то, что возможности дистанционного обучения используются не в полной мере, недостаточно точных данных по охвату высшим образованием разных слоев населения.

    На место в рейтинге влияет отсутствие доступа к высокоскоростной проводной сети интернет в отдаленных регионах республики в компоненте «Телекоммуникационная инфраструктура», которая отвечает за долю абонентов мобильной связи и пользователей интернета.

    Нами определены приоритетные задачи по исправлению этих недостатков. Надеемся, в следующих отчетах будет достигнуто улучшение позиции страны в этом направлении.

    - Пандемия коронавируса негативно отразилась на многих реформах в стране. Экономика, промышленность, образование и другие отрасли остались в сложной конкурентной среде. Как эта ситуация будет оцениваться в рейтингах и индексах?

    - Действительно, сегодня мы видим, как коронавирусная пандемия угрожает всему человечеству на глобальном уровне, создает трудности во всех сферах. В условиях пандемии первый удар будет нанесен экономике. Реализация многих намеченных реформ отложена, основное внимание уделяется поддержке системы здравоохранения, социальной сфере, где в приоритете защита населения, повышение его уровня жизни.

    Международные рейтинговые агентства при расчете индексов или составлении рейтингов опираются в основном на статистические показатели страны. Тут еще нужно признать, что из-за пандемии вероятность ухудшения этих показателей выше, чем изменение в лучшую сторону. Поэтому нельзя предугадать: в последующие годы наше место в международном рейтинге и индексе сохранится в нынешнем состоянии или снизится. Однако не следует забывать, что пандемия оказывает прямое негативное воздействие на все страны мира. И вполне вероятно, что позиция нашей страны улучшится либо сохранится по причине снижения рейтингов других стран.

    Следуя мудрым наставлениям наших великих предков, опираясь на вековые ценности узбекского народа, мы сохраняем в наших сердцах добрые чувства, которые всегда сопровождают нас. В любой ситуации смотрим в завтрашний день с огромной надеждой. Уверена, если все будем действовать сплоченно как единое целое, то непременно преодолеем выпавшие на нашу долю испытания. Мы должны последовательно и достойно продолжать выбранный нами путь стратегического развития. И обязательно выйдем из сложившихся обстоятельств с новыми выводами, идеями, силами, определяющими направления прогрессивного общества.

    Беседовала
    Бахор Хидирова.

    No date selected
    апрель 2024 г.
    1
    2
    3
    4
    5
    6
    7
    8
    9
    10
    11
    12
    13
    14
    15
    16
    17
    18
    19
    20
    21
    22
    23
    24
    25
    26
    27
    28
    29
    30
    Use cursor keys to navigate calendar dates