На сегодня сторонами осуществлен ряд крупных проектов в рамках инициативы совместного строительства «Один пояс, один путь», что принесло реально ощутимые выгоды двум государствам и народам.
Узбекистан и Китай активно сотрудничают в сфере транспорта и железных дорог, поскольку обе страны - важные звенья в трансконтинентальных транспортных коридорах.
При этом основным направлением сотрудничества является развитие мультимодальных перевозок грузов между Китаем и Узбекистаном.
В целях увеличения объема грузоперевозок и улучшения транспортной доступности региона партнеры активно развивают железнодорожные перевозки.
В 2022 году АО «Узтемирйулконтейнер» запущены мультимодальные перевозки из Китая в Узбекистан через Кыргызстан. Этот проект позволил существенно сократить время доставки грузов и повысить эффективность логистики.
Итак, каковы основные акценты в сотрудничестве в сфере транспорта?
Строительство и модернизация железнодорожных линий
Китай и Узбекистан сотрудничают и в рамках проектов по модернизации и развитию железнодорожной инфраструктуры, таких как строительство железнодорожных путей, обновление подвижного состава и развитие логистических центров. Между АО «Узбекистон темир йуллари» и компанией Narinco International Cooperatiom Ltd на первом этапе рассматривается возможность поставки запасных частей и комплектующих к грузовым вагонам, производимым в Республике Узбекистан, а также поставки стрелочных переводов и рельсов. А на следующем этапе - модернизация подвижного состава, производимого в Узбекистане.
Также предполагается создать на территории Республики Узбекистан совместное предприятие с участием АО «Узбекистон темир йуллари» и CRRC Zhuzhou Locomotive CO., LTD для локализации производства вагонов, локомотивов и необходимых запасных частей. Кроме того, рассматривается вопрос приобретения 20 магистральных электровозов у данной компании для будущей электрификации участков железных дорог.
Реализация проекта строительства железной дороги Узбекистан - Кыргызстан - Китай
В 2022 году в Самарканде подписан трехсторонний меморандум о реализации проекта строительства железной дороги Узбекистан - Кыргызстан - Китай, в соответствии с которым Первым проектно-исследовательским институтом Китайской железнодорожной строительной корпорации 1 июня 2023 года разработано технико-экономическое обоснование (ТЭО) проекта по предложенному кыргызской стороной маршруту Джалал-Абад - Макмал - Арпа - Торугарт - Кашгар. В данном направлении совместно осуществляется работа по реализации проекта строительства железной дороги Узбекистан - Кыргызстан - Китай.
Подготовка специалистов железнодорожного транспорта
Регулярно проводятся совместные тренинги и курсы для повышения квалификации работников железнодорожной отрасли.
В рамках сотрудничества между Узбекистаном и Китаем, Министерством транспорта Узбекистана проведены переговоры с рядом китайских компаний, включая China Railway International Multimodal Transport Co., Ltd, China Railway Container Transport Corp., Ltd., порт Ляньюньган, Jiayou International и другие.
Необходимо отметить, что в 2020 году подписаны меморандум о взаимопонимании между компанией Lianyungang New Silkroad International Container Development Co. Ltd. и УП «O‘zbektemiryo‘lekspeditsiya» АО «Узбекистон темир йуллари»; меморандум о сотрудничестве между ООО «Группа компаний Порт Ляньюньган» и АО «Узбекистон темир йуллари»; соглашение о сотрудничестве между China Railway Container Transport Corporation Limited и АО «Узбекистон темир йуллари».
В рамках проведения первого узбекско-китайского межрегионального форума в городе Урумчи КНР планируется подписать Протокол между Правительством Китайской Народной Республики и Правительством Республики Узбекистан по углублению сотрудничества по железнодорожным экспрессам Китай - Центральная Азия - Европа.
Следует отметить, что реализация важных проектов в сфере железнодорожного транспорта совместно с КНР способствует развитию всего региона.
Вместе с тем с участием Азиатского банка развития реализован проект «Обновление парка локомотивов» (30 единиц) АО «Узбекистон темир йуллари», согласно которому в 2020 году поставлено четыре электровоза (три грузовых и пассажирский) и запасные части, а в 2021-м 26 электровозов (19 грузовых и 7 грузопассажирских).
К важным проектам можно отнести строительство электрифицированной железнодорожной линии Ангрен - Пап (проходит через горный перевал Камчик на высоте свыше 2,2 тысячи метров над уровнем моря) протяженностью 124,4 км, в том числе единственного в Центральной Азии железнодорожного тоннеля длиной 19,1 км с участием китайской компании China Railway Tunnel Group.
По своей протяженности тоннель входит в число тринадцати самых длинных подобных сооружений мира, линия же в целом - в десятку по сложности строительства.
Реализация проекта строительства электрифицированной железнодорожной линии Ангрен - Пап позволила сформировать в Центральной Азии принципиально новое транспортное направление для обеспечения международных транзитных перевозок Китай - Центральная Азия - Европа, создать единую железнодорожную сеть Республики Узбекистан.
Автомобильный маршрут между Восточным Китаем и Центральной Азией
Министерство транспорта Республики Узбекистан и Ассоциация международных автомобильных перевозчиков Узбекистана в сотрудничестве с соответствующими министерствами и ведомствами Китайской Народной Республики приступили к осуществлению грузоперевозок по новому маршруту.
Национальные перевозчики Узбекистана с использованием книжки МДП успешно осуществляют грузоперевозки по данному маршруту (туда и обратно), транзитом проезжая Казахстан, через Хоргос в город Циндао, расположенный на побережье Желтого моря в Китае.
В целях обеспечения доставки грузов их владельцам по данному новому торговому коридору на автомобильном транспорте в короткие сроки по принципу «от двери до двери» Министерство транспорта оказывает практическое содействие предприятиям в получении виз для водителей, предоставлении бланков международных разрешений на осуществление перевозок, в оперативном решении вопросов, возникающих в процессе прохождения таможенного контроля иностранных государств.
Новый торговый маршрут соединяет Узбекистан с городом Циндао, расположенным в восточной части Китая, и позволяет оперативно, экономично и безопасно осуществлять грузоперевозки.
Бекзод Холматов.
Директор Центра изучения проблем развития транспорта и логистики
при Министерстве транспорта Республики Узбекистан.