Каким оказался минувший год для главного сценического коллектива Узбекистана - Государственного академического Большого театра имени Алишера Навои? Необычным во всех отношениях. Это был юбилейный 90-й сезон, с которым связывали немало творческих планов. И многие удалось воплотить.
К юбилеям Кадыри и Шопена
Запоминающимся было уже начало сезона. Третий год подряд на площади перед ГАБТ прошли выступления звезд оперы, балета и эстрады - «Open Air. Краски ночи», а в самом зале - гала-концерт. В сентябре же отметили 20-летие деятельности при театре детской оперно-балетной студии «Солнышко», чьи воспитанники участвуют во многих спектаклях.
Главной премьерой осени стала опера «Кумуш» по мотивам романа «Минувшие дни». Ее презентовали в рамках общереспубликанских торжеств по случаю 125-й годовщины со дня рождения писателя Абдуллы Кадыри. В качестве режиссера из Мариинского театра пригласили заслуженного деятеля искусств России Иркина Габитова. Автор идеи - Мирсадык Таджиев, композитор - его брат Мирхалил Махмудов. Работу над произведением впервые начали в 1988 году, но только теперь результат увидела публика.
Получилось удачное сочетание классического текста и национальной мелодики, живая постановка с ярким режиссерским решением, прочувствованной игрой артистов и изобретательной сценографией. В главных партиях - ведущие солисты Малика Норматова, Рустам Алимарданов, Гульнар Альджанова, Надежда Банделет, Саида Мамадалиева и другие. Вместе они уверенно выстроили ставшую главной любовную линию. А за дирижерским пультом дебютировал стажер Камолиддин Азимов.
Стараниями заслуженного деятеля искусств Андрея Слонима зимой в репертуар вернулись две классические оперы, режиссером которых он является. Во-первых, капитально обновили «Сельскую честь» Пьетро Масканьи - пример стиля веризма. Зрители успели соскучиться по произведению, представленному в афише ГАБТ с 2003 года. Центральные образы талантливо воплотили ведущие солистки Анастасия Юдина, Марина Полякова, Рада Смирных, а также молодой тенор Абдулла Ширинов.
Второе возвращение - «Лючия ди Ламмермур» Гаэтано Доницетти в новой сценической редакции, с восстановлением одного из фрагментов. Трагедия идет у нас 25 лет и в свое время ставилась специально для примы театра Муяссар Раззаковой - народной артистки Узбекистана и Каракалпакстана. Теперь в главных ролях успешно выступают ведущая солистка Анжелика Мухаметзянова и Дамир Рахмонов, заслуженные артисты Шукур Гафуров, Кирилл Борчанинов и Гульшан Азизова.
Перед Новым годом коллектив подарил маленьким зрителям сказку «Золушка» по мотивам пьесы Евгения Шварца на музыку заслуженного деятеля искусств Анвара Эргашева. Новую постановку на старый мотив создал заслуженный работник культуры Узбекистана Сергей Каприелов.
В феврале ГАБТ дважды провел дни открытых дверей для приобщения молодежи к искусству в рамках пяти инициатив, выдвинутых главой государства. Зрителям представили национальные оперы - лирическую «Небо моей любви» Мустафо Бафоева и комедийную «Проделки Майсары» Сулеймана Юдакова.
На старте весны успел порадовать двойной премьерой балет. Его художественный руководитель и главный балетмейстер - народный артист России Андрис Лиепа - с прошлого года ставит в Ташкенте спектакли, столетие назад произведшие фурор на Русских сезонах в Париже и с тех пор ставшие классикой жанра.
- В прошлом сезоне мы показали «Жар-птицу», «Шахерезаду» и «Баядерку». Теперь взялись за «Шопениану» на музыку Шопена и за «Половецкие пляски» Александра Бородина, поставленные великим Михаилом Фокиным. На премьере в Париже их танцевали Вацлав Нижинский, Анна Павлова и сам Фокин, с сыном которого дружил мой отец, а мне посчастливилось работать с его внучкой над восстановлением этих балетов, - рассказал А. Лиепа. - Эти постановки, идущие в лучших театрах мира, нам «по ногам» и помогают артистам расти как в плане техники, так и эмоционального наполнения роли. Заданный авторами уровень - микстура от непрофессионализма. Ни секунды нельзя ничего не делать на сцене. И это дало о себе знать: за время репетиций, длившихся 2,5 месяца, ребята научились по-другому владеть стопой, руками.
Я работал с солистами, балетмейстер Мария Левицкая - с кордебалетом в «Шопениане», заслуженная артистка Узбекистана Амина Бабаджанова - в «Половецких плясках». Здесь мы также впервые выступили вместе с вокалистами: хорошо, когда в Большом театре происходит единение нескольких творческих сил. Фантастическая музыка и пение хора, стоящего по бокам от сцены, производят ошеломительное впечатление. Все старались, было ощущение, что делаем нечто большое и настоящее.
Трогательная «Шопениана» уже шла у нас полвека назад и пользовалась успехом. Нынешнее возвращение случилось аккурат к 210-й годовщине со дня рождения самого композитора. Красивую постановку без сюжета ярко разыграли заслуженная артистка Узбекистана Надира Хамраева, Ширин Хасанова, Улугбек Олимов, Эльмира Юсупова, Екатерина Тихоновская и другие солисты.
«Половецкие пляски» столица тоже видела: еще в 1972 году их ставила легендарная народная артистка Галия Измайлова. Сегодняшняя версия впечатлила накалом страстей и эффектными коллективными мужскими танцами, тогда как в большинстве балетов есть только женские. Главные партии у Достона Тургунова, Мадины Юсуповой, Сардора Садинова, Анастасии Кистановой и Махбубы Шербековой.
От Великой степи до европейских столиц
ГАБТ - один из тех театров, что активно развивают международные творческие связи. Потому на его сцене постоянно можно увидеть гостей из разных стран. Да и наши артисты достойно представляют республику за рубежом. Минувший год не стал исключением, в том числе благодаря поддержке партнеров.
Еще перед началом сезона на наших подмостках с успехом прошли гастроли театров «Астана Опера» и «Астана Балет» - в рамках Года Казахстана в Узбекистане. Ведущие мастера сцены из братской республики представили постановки «Абай», «Мадам Баттерфляй», «Наследие Великой степи», «A Fuego Lento» и «Легенда о любви». Позже, осенью, культурную программу года продолжил концерт воспитанников Казахской национальной академии хореографии.
Октябрь запомнился ХIХ общемировой Неделей итальянского языка. При поддержке посольства Италии в Ташкент прибыли дирижер Миланской консерватории Даниэле Аджиман и солистка оперы Сандра Буонграцио. Они дали коллегам мастер-классы и исполнили с ними «Флорию Тоску» Джакомо Пуччини.
Месяцем позже здесь показали модернистский драматический балет «Распутин» с участием звезд мировой сцены - украинца Сергея Полунина, россиянина Алексея Любимова, датчанина Йохана Кобборга, серба Джордже Каленича и даже победительницы Олимпиады по фигурному катанию Елены Ильиных. Тогда же три вечера у нас гостил и легендарный театр «Современник», не бывавший в Ташкенте 49 лет. Именно в ГАБТ москвичи решили три вечера подряд показывать один из своих известнейших спектаклей «Три сестры» Антона Чехова в постановке Галины Волчек. Главные роли сыграли народные и заслуженные артисты России Ольга Дроздова, Алена Бабенко, Михаил Жигалов, Сергей Юшкевич и их коллеги, знакомые всем по многочисленным сценическим и киноработам.
В феврале к нам приехала ведущая солистка Национального театра Белграда (Сербия) Невена Бриджен, побывавшая на сценических площадках в США, Великобритании, Италии, Испании. Ее выступление в Ташкенте стало возможным при содействии Фонда развития культуры и искусства при Министерстве культуры. Она сыграла Мими в опере «Богема» Джакомо Пуччини.
Отечественные артисты стали призерами сразу двух крупных мировых смотров. Зимой в Берлине состоялся международный фестиваль TANZOLYMP 2020 Internationales TanzFestiva, где бронзовой медали был удостоен молодой солист балета Достон Тургунов. Лишь год назад он окончил Государственную академию хореографии Узбекистана и уже приятно удивляет и наших, и зарубежных зрителей. Готовил его к выступлению Андрис Лиепа.
Также в этом году солист балета, стажер-балетмейстер Равшан Чарыев официально был принят в члены Международного совета по танцу (CID) и приглашен в жюри недавнего Международного фестиваля-конкурса искусств Concerto Virtuoso-2020, проведенного в онлайн-формате и собравшего более 1000 участников. Там первое место в номинации «Танец классический» завоевал артист балета ГАБТ Сардор Садинов, а в номинации «Танец contemporary» - хореограф детской студии «Солнышко» Мария Тихомолова. Из числа соотечественников аналогичные награды получили Елена Надырова (в номинации «Малая хореографическая миниатюра»), Дурдона Абдухакимова («Искусство хореографа»), Сехриё Мирзаева и Дилбар Комилжонова («Танец народно-сценический»), Алина Гизатуллина и Аида Оразбаева («Танец классический»).
Отложенные премьеры
После объявления карантинных мер все спектакли были отменены, но творческий процесс не остановился. Коллектив, впервые оказавшийся в такой ситуации, стал каждый день по расписанию вести репетиции по одиночке, в домашних условиях. Индивидуальные задания получали от руководства через телефон и интернет, через всемирную сеть проводили совещания и передавали свои записи. Конечно, все скучали по публике и до последнего надеялись встретиться с ней до конца сезона. Ведь еще в марте в расписании уже стояла очередная премьера.
- Готовили для детей симфоническую сказку «Петя и Волк в Большом» Сергея Прокофьева. Это своего рода мягкое погружение в театральную атмосферу для самых маленьких, экскурс в мир музыки, помогающий понять, какой она бывает, какие есть певческие голоса и инструменты, - рассказал художественный руководитель ГАБТ заслуженный деятель искусств Узбекистана Эльдар Азимов. - До конца сезона планировалось устроить и премьеру оперы «Фауст» Шарля Гуно, которая ранее также шла на нашей сцене.
К 9 Мая намечался показ одноактной оперы заслуженного деятеля искусств Хабибуллы Рахимова «Она калби» («Сердце матери») в постановке народного артиста Узбекистана и Азербайджана, лауреата Государственной премии Фирудина Сафарова. Это история о женщине, переживающей за судьбу ушедших на фронт сыновей. Камерное произведение с минимальным количеством артистов и музыкантов обретает особенно актуальное звучание в год празднования 75-й годовщины Победы над фашизмом.
Другая премьера, которая стала бы настоящим событием, - возвращение балета «Спартак», одного из самых громких в XX веке. В Ташкенте решили поставить знаменитую версию Юрия Григоровича. Была достигнута соответствующая договоренность с самим именитым балетмейстером. Его ассистент - бывший солист и заведующий балетной труппой Большого театра, заслуженный артист России Руслан Пронин - уже приезжал в наш ГАБТ. Декорации будут изготавливать в Москве. Репетиции думали начать в апреле-мае, но тут началась пандемия коронавируса…
Несмотря на карантин, артисты сумели найти дорогу к зрителю - записывали каждый у себя дома выступления к 9 Мая и Международному дню защиты детей, которые опубликованы в каналах ГАБТ в социальных сетях. И даже закрытие 90-го сезона отметили большим виртуальным концертом.
Когда же мы увидим новые спектакли? Хочется надеяться, что уже скоро, ведь творческие и технические цехи театра готовы вернуться к полноценной работе после каникул и снятия ограничений.
Рамиль Исламов.