На старте важного процесса

    Инвестиции 14 ноября 2020 267

    В Указе Президента «О мерах по ускоренному реформированию предприятий с участием государства и приватизации государственных активов» от 27 октября 2020-го говорится о продолжении в стране системных реформ по созданию благоприятного инвестиционного климата, защите прав и законных интересов владельцев частной собственности.

    Что же тормозит этот процесс? Например, запаздывание перехода на рыночные механизмы некоторых отраслей и крупных предприятий, в которых сохраняется госдоля, что в свою очередь препятствует налаживанию производства новых видов конкурентоспособной продукции, внедрению передовых технологий, повышению производительности труда, созданию рабочих мест с активным привлечением частного капитала. Именно эти проблемы и должны быть в ближайшем времени разрешены в соответствии с упомянутым Указом.

    О практических аспектах работы согласно этому документу рассказал директор Агентства по управлению государственными активами Сунатулла БЕКЕНОВ:

    - Мы на старте процесса, которого очень ждали. Уже год назад на международном форуме говорили о том, что скоро начинаем масштабный процесс приватизации. И минувший период был важен для нас с точки зрения подготовки к нему.

    Во-первых, собрали необходимую нормативно-правовую базу, чтобы активно начать процесс приватизации. Главное - система учета госактивов. Во многом помогли наши партнеры - международный финансовый институт, ЕБРР, АБР.

    Во-вторых, за этот год мы перешли на международные стандарты оценочной деятельности, которые вступили в силу 5 сентября. Это важный момент в процессе приватизации. Ожидаем, что в ближайшее время будет принята стратегия управления госактивами.

    Что касается Указа, то хотел бы отметить, что документ включает несколько блоков. Первый: 32 самых стратегически важных предприятия, которые подлежат трансформации. Здесь большое поле работы для аудиторских, инвестиционных и оценочных компаний.

    Следующий блок также включает крупные компании (39). В ближайший год стоит вопрос о переходе их системы организации к принципам современного корпоративного управления. То есть необходимо решить вопросы аудита и перехода на международный уровень финансовой отчетности.

    В этом пункте, кстати, есть определенные проблемы: несмотря на то, что в начале этого года принято решение о переходе на международные финансовые отчетности, наши крупные компании пока отстают от намеченных графиков. А без этого перехода тяжело обеспечивать открытость и прозрачность, которые являются составляющими в основе механизма приватизации и функцио­нирования государственных компаний.

    Следующий блок включает крупные предприятия (62), в отношении которых принято решение, что здесь государство не будет сохранять свою долю. При этом компании требуют особой предприватизационной подготовки.

    Дальше идет блок из 479 предприятий, среди которых выделены 62 крупных. И здесь необходима определенная работа с целью повышения их инвестиционной привлекательности, после чего следует приступить к приватизации.

    Остальные средние и мелкие предприятия будут продаваться на биржевых аукционных торгах в упрощенном процессе. То есть если это государственные активы стоимостью менее 100 миллионов сумов, то компании выставят на биржевые торги по стоимости чистых активов. Если же стоимость этих активов превышает 100 миллионов, будет проходить оценка по международным стандартам.

    Такая оценка нужна для ориентира правильного определения стартовой цены: когда оценочная стоимость в несколько раз превышает реальную рыночную, это вызывает большие сомнения у инвесторов. И потому велика ответственность оценочных компаний, которые должны привести оценочную стоимость более или менее к рыночной.

    В Указе внушительный блок занимают вопросы, связанные с рынками. На сегодня последние в большей степени представляют акционерные компании, которые, к сожалению, в процессе раскрытия информации не столь прозрачны. Именно поэтому за прошедший год наше агентство провело определенную работу касательно раскрытия информации о деятельности госкомпаний. В частности, не так давно принято постановление Кабинета Министров, обязывающее госкомпании раскрывать необходимую информацию.

    Агентству поручено вести максимально прозрачную деятельность. И мы к этому стремимся. Каким образом? В первую очередь информация о всех госактивах, их финансовых и экономических показателях размещается на сайте агентства для ознакомления потенциальными инвесторами.

    Хочу отметить, что у нас есть несколько компаний в разных сферах, которые требуют особой предприватизационной подготовки. В частности, организации, к которым нужно найти особый подход в сохранении каких-то социальных обязательств. Например, уникальный Самаркандский винный завод имени М. Ховренко, продукция которого давно превратилась в бренд. Здесь нужно искать таких инвесторов, которые смогут сохранить самобытность этого комбината.

    Имеется также 26 проектных институтов, в чьи активы включается их интеллектуальная собственность. Необходимо прояснить, как эффективнее осуществить приватизацию таких компаний. При этом в кризисный период пандемии требуется особый подход.

    Работа предстоит трудоемкая. Однако старт дан. И Указ главы государства придает новый импульс для всех участников рынка.