О мерах по ускоренному реформированию предприятий с участием государства и приватизации государственных активов

    Документы 27 октября 2020 8368

    Указ Президента Республики Узбекистан

    В последние годы в стране проводятся системные реформы по созданию благоприятного инвестиционного климата, защите прав и законных интересов владельцев частной собственности.

    Наряду с этим запаздывание перехода на рыночные механизмы некоторых отраслей и крупных предприятий, в которых сохраняется доля государства, препятствует налаживанию производства новых видов конкурентоспособной продукции, внедрению передовых технологий, повышению производительности труда, созданию новых рабочих мест с активным привлечением частного капитала.

    В целях ускоренного внедрения на предприятиях с участием государства современных методов управления, ориентированных на потребителя, открытых, прозрачных и рыночных принципов, увеличения дохода за счет уменьшения себестоимости, создания более широких возможностей для участия в процессе реформ частного капитала, сокращения участия государства в экономике и дальнейшего улучшения конкурентной среды:

    1. Принять к сведению, что созданными рабочими группами во главе с Премьер-министром Республики Узбекистан полностью изучена деятельность около трех тысяч предприятий с участием государства, разработаны предложения по кардинальному сокращению доли предприятий с участием государства в экономике и повышению эффективности их деятельности.

    Утвердить:

    Перечень крупных государственных предприятий и хозяйственных объединений, подлежащих трансформации, согласно приложению № 1;

    Перечень предприятий с участием государства, в которых внедряются корпоративное управление и финансовый аудит, повышается операционная эффективность, согласно приложению № 2;

    Перечень государственных активов, выставляемых на публичные торги посредством адресных программ предприватизационной подготовки и повышения инвестиционной привлекательности, согласно приложению № 3;

    Перечень предприятий, государственный пакет акций (доли) которых полностью реализуется частному сектору посредством публичных торгов, согласно приложению № 4;

    Перечень недвижимых объектов государственной собственности, реализуемых частному сектору, согласно приложению № 5.

    1. Образовать в структуре центрального аппарата Министерства финансов Департамент по трансформации крупных предприятий с участием государства (далее - Департамент) с общей предельной численностью управленческого персонала 24 штатные единицы. Сформировать данные штатные единицы за счет сокращения по 12 штатных единиц соответственно финансовых органов и органов государственной налоговой службы.

    Определить основными задачами Департамента на предприятиях с участием государства, указанных в приложении № 1 к настоящему Указу:

    организацию реализации Министерством финансов полномочий и функций акционера (участника, собственника) от имени государства;

    в срок до 1 апреля 2021 года - подготовку финансовых отчетов предприятий за 2019-2020 годы на основе Международных стандартов финансовой отчетности (IFRS) и внесение на утверждение в Кабинет Министров графика получения международных кредитных рейтингов;

    в срок до 1 апреля 2021 года - разработку для каждого предприятия стратегии финансового оздоровления, повышения операционной эффективности, а также среднесрочного и долгосрочного развития с привлечением авторитетных международных консалтинговых организаций на конкурсной основе;

    в срок до 1 июля 2021 года - внедрение системы современного корпоративного управления, предусматривающей проведение аудита закупок и систем управления, а также формирование служб «системы соответствия» (комплаенса) и противодействия коррупции;

    в срок до 1 июля 2021 года - укомплектование квалифицированными международными специалистами не менее 30 процентов состава наблюдательных советов и не менее трех руководящих должностей в правлении предприятия путем активного привлечения на основе международного конкурса зарубежных специалистов данной сферы (в том числе из числа соотечественников) в наблюдательные советы и правления предприятий.

    1. Министерству финансов в отношении предприятий с участием государства, указанных в приложении № 1 к данному Указу, Агентству по управлению государственными активами (далее - Агентство) в отношении предприятий с участием государства, указанных в приложении № 2 к настоящему Указу:

    в срок до 1 января 2021 года - совместно с Государственным комитетом по геологии и минеральным ресурсам утвердить перечень и «дорожные карты» месторождений (государственных запасов), подлежащих переоценке в соответствии с международными стандартами;

    в срок до 1 февраля 2021 года разработать проект бюджета предприятий на 2021 год;

    в срок до 1 июля 2021 года обеспечить разработку трехлетних бизнес-планов (текущей деятельности, инвестиционных проектов и конкретных источников их финансирования, в том числе за счет средств международных финансовых рынков, а также финансовой модели);

    в срок до 1 июля 2021 года провести инвентаризацию всех инвестиционных проектов предприятий, принять меры по приостановке неначатых проектов и проектов, по которым не определены финансовые источники.

    Кабинету Министров (Кучкаров Д.) в срок до 1 января 2021 года утвердить «дорожные карты» по реализации мероприятий, предусмотренных настоящим пунктом в разрезе каждого предприятия, указанного в приложениях №№ 1 и 2 к настоящему Указу.

    1. Министерству экономического развития и сокращения бедности, Министерству финансов, Антимонопольному комитету, Агентству по противодействию коррупции и Агентству:

    в срок до 1 декабря 2020 года провести инвентаризацию льгот и преференций, оказывающих влияние на конкурентную среду, внести в Администрацию Президента Республики Узбекистан проект постановления об их отмене;

    одновременно с проведением процесса трансформации предприятий, указанных в приложениях №№ 1 и 2 к настоящему Указу, разработать план мероприятий по полному переходу к принципам рыночных отношений, формированию конкурентной среды и привлечению частного сектора в сферу деятельности данных предприятий;

    в срок до 1 января 2021 года совместно с Министерством сельского хозяйства критически пересмотреть деятельность акционерных обществ «Узагросервис» и «Узагрокимёхимоя», внести предложения по организации их деятельности на основе рыночных принципов и развитию частного сектора в данной отрасли.

    1. Предоставить Министерству финансов в части вопросов, связанных с деятельностью Департамента, и Агентству следующие дополнительные полномочия:

    привлечение на конкурсной основе ведущих на международном уровне консалтинговых, аудиторских, хедхантерских и других компаний и экспертов, а также заключение с ними договоров;

    организацию проектных офисов, координацию и финансовое обеспечение (бюджетными средствами, средствами предприятий с участием государства, грантами и заемными средствами международных финансовых организаций) их деятельности.

    1. Государственной комиссии по проведению тендерных торгов при продаже государственного имущества (Арипов А.) по каждому государственному активу, выставляемому на публичные торги в рамках адресных программ предприватизационной подготовки и повышения инвестиционной привлекательности, согласно приложению № 3 к настоящему Указу, обеспечить:

    в срок до 15 ноября 2020 года - формирование рабочих групп;

    в срок до 1 февраля 2021 года - привлечение консалтинговых организаций для приватизации и повышения инвестиционной привлекательности и разработку «дорожных карт» по реализации данных работ;

    в срок до 1 июля 2021 года - разработку адресных программ предприватизационной подготовки и повышения инвестиционной привлекательности предприятий.

    1. Кабинету Министров (Раматов А.), Минис­терству строительства (Закиров Б., Хидоятов Ш.) и Агентству (Бекенов С.) в двухмесячный срок провести повторную инвентаризацию проектно-исследовательских организаций с участием государства, указанных в приложении № 3 к настоящему Указу, утвердить «дорожные карты» по подготовке их к приватизации, реализации ведущим организациям в проектно-исследовательской и строительной сфере, а также приватизации данных предприятий.
    2. Утвердить перечень лиц, ответственных за эффективную организацию полного выставления на публичные торги государственных пакетов акций (долей), указанных в приложении № 4 к настоящему Указу, согласно приложению № 6.
    3. Утвердить обновленный состав Государственной комиссии по проведению тендерных торгов при продаже государственного имущества согласно приложению № 7.
    4. Государственной комиссии по проведению тендерных торгов при продаже государственного имущества (Арипов А.):

    а) совместно с Председателем Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимами областей и города Ташкента поручить:

    принятие необходимых мер по ознакомлению отечественных и иностранных инвесторов с выставляемыми на продажу в регионах государственными активами;

    бесперебойное обеспечение сетями внешней инфраструктуры государственных активов, подлежащих реализации;

    создание условий для работы на полной мощности и осуществления эффективной деятельности предприятий в постприватизационный период;

    принятие иных мер, необходимых для привлечения инвесторов;

    б) в случае, если стоимость государственных пакетов акций (долей), пропорциональная их размеру участия в чистых активах предприятий, указанных в приложении № 4 к настоящему Указу, не превышает 100 миллионов сумов, регулярно выставлять их на публичные торги в порядке исключения по стоимости, равной пропорциональной доле чистых активов (или по номинальной стоимости, в случае если чистые активы меньше уставного капитала);

    в) обеспечить выставление Агентством на публичные торги пакета акций (долей) предприятий и объектов недвижимого имущества, указанных в приложениях №№ 4 и 5 к настоящему Указу, начиная с 1 ноября 2020 года;

    г) предоставить следующие дополнительные полномочия:

    повторное определение на основе предложения Агентства стартовой цены государственного пакета акций (доли) и объектов недвижимого имущества, указанных в приложениях №№ 4 и 5 к настоящему Указу, в случае их нереализации в течение трех месяцев на публичных торгах по оценочной цене;

    определение условий и форм реализации государственных активов, подлежащих реализации на основании постановлений Президента Республики Узбекистан и Кабинета Министров Республики Узбекистан;

    принятие решений о приватизации объектов недвижимого имущества и формируемых в последующем государственных пакетов акций (долей) и государственных предприятий, определение условий их реализации, вида торгов и стартовой цены на публичных торгах.

    1. Установить, что государственные пакеты акций (доли) предприятий, указанных в приложении № 4 к настоящему Указу:

    выставляются на торги единым лотом;

    стоимостью, не превышающей 100 миллионов сумов, выставленные на публичные торги по стоимости, равной пропорциональной доле их чистых активов (в случае, если сумма чистых активов меньше уставного капитала - по номинальной стоимости), в случае их нереализации в течение трех месяцев, повторно выставляются на торги следующим образом: доли - по стартовой цене «1 сум», пакеты акций - на основе принципа «1 акция - один лот за 1 сум».

    1. Установить порядок, в соответствии с которым:

    отменяется практика реализации государственных объектов по «нулевой» выкупной стоимости и они выставляются на публичные торги по стартовой цене «1 сум» с принятием инвестиционных и социальных обязательств на основании решений Жокаргы Кенеса Республики Каракалпакстан и Кенгашей народных депутатов областей, Председателя Совета Министров Республики Каракалпакстан и хокимов областей, а также Государственной комиссии по проведению тендерных торгов при продаже государственного имущества, принимаемых ими в рамках своих полномочий;

    государственные унитарные предприятия реорганизуются в хозяйственные общества с реализацией их государственного пакета акций (доли);

    при реорганизации государственных унитарных предприятий, указанных в приложении № 4 к настоящему Указу, в хозяйственные общества их уставной капитал определяется без проведения инвентаризации и оценки на основе данных последнего бухгалтерского баланса, предоставленного в налоговые органы, по стоимости чистых активов, при отрицательных показателях чистых активов - в размере уставного капитала предприятия;

    покупатели государственных активов могут производить оплату на условиях рассрочки платежей в порядке, установленном законодательством;

    покупателям, частично внесшим платежи по графику в рамках договоров купли-продажи государственной доли с условием рассрочки, до осуществления полной оплаты выдается сертификат на владение «без права распоряжения» с правом участия в управлении обществом и получения дивидендов соразмерно выплаченной части приобретаемой доли;

    покупателям, частично внесшим платежи в рамках договоров купли-продажи недвижимых объектов государственной собственности, выдается государственный ордер на право собственности «без права распоряжения» до полной оплаты по договору.

    1. Агентству совместно с Министерством экономического развития и сокращения бедности, Министерством финансов и Государственным налоговым комитетом в трехмесячный срок внести в Кабинет Министров проект постановления о совершенствовании системы управления и поэтапной приватизации рынков и торговых комплексов, предусматривающий:

    создание управляющих компаний по предпродажной подготовке рынков и торговых комплексов при Агентстве и его территориальных управлениях, исходя из значимости рынков и торговых комплексов;

    приведение в современный облик, сохранение на уровне санитарно-гигиенических требований, формирование инфраструктуры, необходимой для деятельности рынков и торговых комплексов, имеющих государственную долю в уставном капитале, с учетом передового зарубежного опыта;

    обеспечение законных прав и интересов владельцев частной собственности, а также неприкосновенности частной собственности на рынках и в торговых комплексах.

    1. Министерству инвестиций и внешней торговли (Умурзаков С., Кудратов Л., Вафаев Ш.) совместно с Агентством:

    а) по пакетам акций (долям) предприятий и объектам недвижимости, реализуемым в соответствии с настоящим Указом:

    реализовать комплекс мер по привлечению отечественных и международных инвесторов перед выставлением их на публичные торги;

    совместно с Министерством иностранных дел на регулярной основе проводить встречи, диалоги и презентации («Road Show») для привлечения потенциальных инвесторов;

    организовать адресные работы для привлечения потенциальных иностранных инвесторов, имеющих передовой опыт, в предприятия с участием государства, указанных в приложении № 3 к настоящему Указу;

    б) в срок до 1 февраля 2021 года на основе изучения передового зарубежного опыта внести в Кабинет Министров предложения о внедрении внешнего управления в деятельность специальных экономических зон, а также поэтапной их приватизации.

    1. Агентству внести в Кабинет Министров:

    совместно с Министерством иностранных дел, Министерством инвестиций и внешней торговли в срок до 1 декабря 2020 года - предложения по эффективной эксплуатации находящихся за рубежом объектов государственного имущества Республики Узбекистан, включая их реализацию, передачу в аренду либо доверительное управление;

    совместно с Министерством экономического развития и сокращения бедности и Министерством финансов, соответствующими министерствами, ведомствами и органами хозяйственного управления в трехмесячный срок после проведения полной инвентаризации непрофильных активов предприятий и коммерческих банков с преобладающей долей государства - предложения по их реализации через публичные торги.

    1. Кабинету Министров в двухнедельный срок утвердить:

    перечень предприятий с участием государства, реорганизуемых в учреждения;

    перечень предприятий с участием государства, реорганизуемых в филиалы;

    перечень предприятий, в которых сохраняется участие государства;

    перечень неперспективных, бездействующих, убыточных и низкорентабельных предприятий с участием государства, в отношении которых инициируется процедура ликвидации или банкротства.

    1. Агентству совместно с Антимонопольным комитетом обеспечить разработку и утверждение мер для обеспечения прозрачности процесса публичных торгов, проводимых на единой элект­ронной торговой площадке «E-ijro auksion», полного исключения субъективного подхода и создания благоприятных условий для покупателей, предусматривающих:

    в срок до 1 января 2021 года - утверждение единого порядка унификации торговых процедур на единой электронной торговой площадке и запуск на его основе усовершенствованного программного обеспечения, интегрированного с государственными органами;

    начиная с 1 января 2021 года - оформление результатов всех аукционных торгов путем использования QR-кода;

    проведение повторных аукционных торгов для реализации недвижимых объектов государственной собственности и государственной доли периодичностью один раз каждые 10 календарных дней;

    прием предложений покупателей начиная с момента объявления лотов на аукционе;

    заключение договоров купли-продажи с единственным участником, если заявка, оформленная в соответствии с условиями реализации государственных активов, представлена только одним претендентом, за исключением государственной доли и недвижимых объектов государственной собственности, выставленных на реализацию по стартовой цене «1 сум».

    1. Агентству совместно с Агентством информации и массовых коммуникаций, Национальной телерадиокомпанией Узбекистана, Министерством по развитию информационных технологий и коммуникаций, Министерством инвестиций и внешней торговли, Министерством экономического развития и сокращения бедности в месячный срок утвердить и обеспечить реализацию медиаплана, направленного на широкую пропаганду и освещение сути и содержания настоящего Указа среди субъектов предпринимательства и населения.
    2. Уполномоченному по защите прав и законных интересов субъектов предпринимательства при Президенте Республики Узбекистан (Бизнес-омбудс­ман) совместно с Генеральной прокуратурой обеспечить защиту прав и законных интересов инвесторов, приобретающих государственный пакет акций (доли), включая миноритарных акционеров, принимать строгие меры, установленные законодательством, при выявлении обстоятельств, препятствующих их участию в органах управления обществом.
    3. Кабинету Министров:

    в месячный срок внести на утверждение стратегию управления и реформирования предприятий с участием государства в 2020-2025 годах;

    в срок до 1 декабря 2020 года разработать и внести в установленном порядке в Законодательную палату Олий Мажлиса проекты законов Республики Узбекистан «Об управлении государственным имуществом» и «О приватизации»;

    в трехмесячный срок провести инвентаризацию актов законодательства о приватизации, утвердить обновленные положения о приватизации с их унификацией.

    1. Агентству совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами в трехмесячный срок внести в Кабинет Министров предложения об изменениях и дополнениях в законодательство, вытекающих из настоящего Указа.
    2. Контроль за исполнением настоящего Указа возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан Арипова А.Н., советника Президента Республики Узбекистан Гулямова Р.А. и заместителя Премьер-министра Республики Узбекистан Кучкарова Д.А.

    Президент Республики Узбекистан Ш. МИРЗИЁЕВ

    Город Ташкент,
    27 октября 2020 года.

    No date selected
    апрель 2024 г.
    1
    2
    3
    4
    5
    6
    7
    8
    9
    10
    11
    12
    13
    14
    15
    16
    17
    18
    19
    20
    21
    22
    23
    24
    25
    26
    27
    28
    29
    30
    Use cursor keys to navigate calendar dates