Налоговая и бюджетная политика Узбекистана: предварительные итоги 2023 года и прогноз на 2024 год

    Финансы 22 декабря 2023 1470

    Настоящий обзор подготовлен на основании основных направлений налогово-бюджетной политики на 2024 год и оценки выполнения прогноза доходов на 2023 год, опубликованных Министерством экономики и финансов Республики Узбекистан.

    Как ожидается, прогноза доходов, заложенный при подготовке бюджета на 2023 год, будет исполнен. Однако поступлений по НДС, акцизному налогу, налогу на прибыль, налогу с оборота и налогу за пользование недрами будет меньше, чем ожидалось.

    Так, невыполнение прогноза по НДС обусловлено ростом суммы возмещения налога из бюджета на 4,5 трлн сумов - взамен 14,6 трлн сумов ожидается 19,1 трлн сумов. Сказались также более позднее повышение тарифов на энергоносители, чем это предусматривалось при подготовке проекта бюджета, а также сокращение объемов производства в отдельных секторах экономики, включая энергетический сектор.

    Вместе с тем, несмотря на снижение ставки НДС с 15 до 12% в 2023 году, поступления по НДС вырастут на 10,5% по сравнению с прошлым годом. Высокий рост (13%) ожидается по «импортному» НДС. Это обусловлено:

    - ростом импорта, его легализацией за счет снижения ставок таможенных пошлин;

    - ослаблением национальной валюты.

    При сохранении ставки налога в 2023 году на уровне 15% рост доходов против прошлого года составил бы около 40%.

    Доходы бюджета от НДС в текущем году ожидаются в сумме 60 трлн сумов, а в 2024 году планируются в сумме 74 трлн сумов или с ростом на 14 трлн сумов или 23,5%. Рост поступлений будет обусловлен:

    - увеличением ВВП (5,6 - 5,8%), инфляции (в среднем 8 - 10%);

    - повышением тарифов на энергоресурсы с 1 октября 2023 года для юридических лиц;

    - ростом объема импорта на 15%;

    - отменой ряда налоговых льгот.

    Введение НДС по медикаментам позволит расчетно увеличить доходы бюджета по НДС в сумме 2,5 млрд сумов в расчете на год (объем потребления расчетно составляет 1,6 млрд долларов в год).

    Прогнозируемое увеличение поступлений по НДС за счет налогового и таможенного администрирования, а также поступлений за счет истечения срока действия отдельных налоговых и таможенных льгот составит около 5 трлн сумов (около 0,4% к ВВП), включая возможное дальнейшее снижение доли возврата НДС в общих поступлениях НДС.

    При этом с учетом борьбы с теневой экономикой, совершенствования налогового и таможенного администрирования, роста тарифов на энергоресурсы в конце 2023 года, роста импорта на 15%, сумму доходов по НДС может составить не ниже 80 трлн сумов (при сохранении уровня возмещения НДС).

    Вместе с тем в рамках налоговой политики на 2024 год не предусматривается снижение или повышение порога по переходу на обязательное применение уплаты НДС.

    По акцизному налогу, несмотря на рост поступлений к 2022 году, в 2023 году ожидается неисполнение прогноза доходов на 1,5 трлн сумов (16,4 трлн взамен 17,9 трлн сумов). Это в основном обусловлено обнулением акцизного налога на бензин марки АИ-80 до конца текущего года, а также сокращением объемов реализации алкогольной и табачной продукции.

    Вместе с тем акцизный налог на 2024 год прогнозируется в сумме 22,7 трлн. сумов, т.е. с увеличением на 36,3%. Рост акцизного налога обусловлен как прекращением льготы по бензину, так и индексацией ставок, ростом цен на отдельные товары и расширением перечня товаров, облагаемых акцизным налогом.

    Индексация фиксированных ставок (алкогольная и табачная продукция, бензин, дизельное топливо и газ, включая их реализацию конечному потребителю) предусматривается на 12%. При этом в рамках выравнивания ставок акцизного налога при импорте и при производстве по табачной и алкогольной продукции, предусматривается снижение ставки акцизного налога на импорт этих видов товаров на 5%.

    Однако, несмотря на отсутствие зачета по приобретенному спирту для производителей алкогольной продукции, предусматривается индексация ставки акцизного налога на спирт в два раза. Данная мера может привести к тому, что при выравнивании ставок акцизного налога по алкогольной продукции (при импорте и производстве в рамках требований ВТО) в последующем отечественные производители будут менее конкурентоспособны из-за высокой стоимости спирта, используемого для производства.

    Также предусматривается введение акцизного налога на газированные напитки, и повышенной ставки акциза на энергетики. В частности, предлагается введение акциза на газированные сладкие напитки исходя из объема в фиксированной сумме (500 сумов за 1 литр).

    Введение акцизного налога на сладкие газированные напитки является одним из шагов, направленного на сокращение их потребления в связи с их вредностью. Однако, большинство стран вводило акцизный налог исходя из содержания сахара в напитках (то есть определяло степень вредности напитка - «sugar tax»). При введении акцизного налога на литр газированного сладкого напитка данная задача не достигается, но это является одним из механизмов, которые будут в последующем донастраиваться (переход на обложение исходя из содержания сахара).

    Вместе с тем, повышенный акциз на энергетики может не достичь своей цели, так как содержание сахара и колебание в его содержании довольно разное. Правовое определение понятия «энергетический напиток» отсутствует, оно используется только в наименовании самого напитка. Это может усложнить налоговое и таможенное администрирование акциза и привести к тому, что сбор налога окажется более затратным, чем его поступления.

    При этом высокий акциз (2000 сумов за 1 литр) может привести к росту контрабанды данных напитков из соседних стран, где отсутствуют акцизы на их производство или ввоз, что не позволит получить не только запланированный акциз, но и НДС при их ввозе.

    Рост поступлений в 2024 году обусловлен также и ростом цен на природный газ для юридических лиц в конце 2023 года (расчетные дополнительные поступления 2,5 трлн сумов).

    По налогу на прибыль доходы бюджета в текущем году ожидаются ниже прогнозных почти на 2 трлн сумов, несмотря на сохраняющиеся высокие цены на драгоценные металлы. Отчасти это обусловлено ростом тарифов на энергоресурсы и расходов субъектов предпринимательства, в том числе за счет курса валюты (отрицательные курсовые разницы).

    Ставка налога на прибыль в 2024 году не изменится. Небольшой рост поступлений по данному налогу к текущему году (108,3%) обусловлен снижением прогнозных цен на золото и медь, заложенными при подготовке бюджета (1 800 долларов за унцию золота и 7 800 долларов за тонну меди). Если текущие цены сохранятся, поступления увеличится на 4 - 5 трлн сумов (рост 118%).

    Опубликованная налоговая политика не предусматривает предоставление дополнительных налоговых льгот по налогу на прибыль на 2024 год, а также отмену раннее предоставленных льгот.

    Прогнозируется, что при сохранении налоговой ставки по налогу с оборота и налоговой базы, а также росте минимальной ставки фиксированной суммы налога с оборота в среднем на 25% рост налога составит около 3% или 100 млн сумов (при среднем уровне роста в 17%).

    При этом также планируется расширить категорию плательщиков налога с оборота за счет самозанятых с оборотом свыше 100 млн сумов, но в поступлениях данное расширение не учтено. Также ничего не говорится о мерах по усилению налогового администрирования. В частности, в розничной торговле и общепите.

    С учетом роста минимальной заработной платы в бюджетном секторе в 2023 году в два раза, а также повышения ее в 2024 году не ниже уровня инфляции, ожидается рост поступлений НДФЛ в 1,3 раза. Ставку НДФЛ планируется сохранить в 12%.

    Повышение минимальных ставок арендной платы жилого и нежилого имущества будет нивелироваться за счет передачи 10% доходов от сдачи имущества жилого назначения в распоряжение махаллей.

    Высокий рост доходов от таможенной пошлины объясняется ростом импорта на 15%, изменением курса национальной валюты, а также прекращением действия отдельных налоговых льгот.

    В 2024 году ожидается более высокий рост по налогу на имущество (19%) и налогу за пользование водными ресурсами (44,5%). Это обусловлено ростом минимальной стоимости имущества за м2 в г. Ташкенте и в других регионах республики, а также индексацией ставки налога за пользование водными ресурсами.

    При этом индексация минимальной стоимости имущества м2 в целях налогообложения направлена на упрощение налогового администрирования и не достигает цели по обложению имущества от реальной рыночной стоимости.

    Несмотря на индексацию ставки земельного налога на 12%, рост поступлений от этого налога ожидается в следующем году всего на 6%.

    Скорее всего, это обусловлено передачей части поступлений в бюджеты махаллей в части поступлений налога от физических лиц.

    Информационно-правовой портал «Norma».