В этом историческом документе оптимизирован ряд процедур по многим направлениям: в частности, льготы для населения и предпринимателей, изменения в деятельности органов местного самоуправления, реформы по преобразованию деятельности государственного управления. Так, будет создана новая система усиления ответственности и подотчетности органов госуправления в решении региональных вопросов на основе принципа «Государство для человека» и планирования их стратегических направлений.
Наманганский государственный университет также разработал стратегическую программу на среднесрочную и долгосрочную перспективу на основе Стратегии развития. Предполагается следующее: сотрудничество университета с махаллями в направлении построения гуманного государства и дальнейшего развития свободного гражданского общества; организация курсов обучения незанятой молодежи в махаллях; встречи одаренных студентов и неорганизованной молодежи; создание художественных и спортивных кружков; планомерная работа профессорско-преподавательского состава вузов в районах на основе принципа «Представитель интеллигенции - духовный покровитель махалли».
В качестве основных целей справедливой социальной политики, развития человеческого капитала определены такие меры, как установление оптимальных методов проектного финансирования строительства студенческого жилья на основе государственно-частного партнерства исходя из потребности в высшем образовании в регионе; создание высших учебных заведений; увеличение общего количества студентов, регулярно занимающихся физической культурой и спортом; организация массовых спортивных мероприятий.
Постановления Президента «О дополнительных мерах по обеспечению академической и организационно-управленческой самостоятельности государственных высших образовательных учреждений» и «О мерах по предоставлению финансовой самостоятельности государственным высшим образовательным учреждениям» от 24 декабря 2021 года ознаменовали новый этап в развитии высшей школы. На основе этих документов увеличивается возможность подготовки высококвалифицированных кадров, способных соответствовать требованиям меняющегося рынка труда.
Большое значение имеют такие полномочия, как утверждение учебных планов, образовательных программ, квалификационных требований на основе профессиональных стандартов, определение языка и формы обучения с учетом особенностей образовательных направлений и специальностей, установление сроков обучения по специальностям бакалавриата и магистратуры, определение стоимости обучения в докторантуре на платно-контрактной основе, прием в докторантуру на конкурсной основе за счет внебюджетных грантов.
Предоставление вузу и его структурам права создавать и издавать учебники и другую учебную и научную литературу на основании собственного грифа решает проблему обеспечения учебно-методической литературой.
Не менее важной стала передача вузам ряда полномочий в области организационно-управленческой самостоятельности. Это подразумевает создание структурных подразделений, коммерческих и некоммерческих организаций, основное направление деятельности которых связано с образованием, наукой, внедрением и коммерциализацией их результатов; утверждение структуры учреждения и штатной численности вне зависимости от нормативов, установленных для высших учебных заведений; введение порядка найма, увольнения и внутренней ротации преподавателей и других сотрудников; прием иностранных граждан на контрактной основе и организацию дистанционного обучения.
За последние три года НамГУ увеличил количество направлений подготовки в университете с 26 до 55, а специальностей магистратуры - с 16 до 31. Поднять рейтинговые позиции университета на республиканском и региональном рынках позволило открытие таких направлений образования, как юриспруденция, лечебное дело, педиатрия, информационные технологии и системы, биотехнология, овощеводство, бахчевые культуры и картофель, садоводство и виноградарство, организация и управление теплицами, туризм, организация и управление гостиничным хозяйством, прикладное искусство, живопись, вокальное искусство, инструментальное исполнительство.
В 2021/2022 учебном году НамГУ совместно с тремя ведущими зарубежными высшими учебными заведениями приступили к подготовке кадров по совместным образовательным программам по семи направлениям образования в форматах «2+2» и «2+4».
В целях удовлетворения потребностей в учебной литературе обучающихся нашего вуза принимаются практические меры по трем направлениям: приобретение новой литературы на основе увеличения книжного фонда информационно-ресурсного центра, создание электронного формата имеющейся литературы и издание учебников, разработанных профессорско-преподавательским составом. В результате этой деятельности на сегодня общий книжный фонд ИРЦ университета составляет 271 206 экземпляров, 147 020 - учебники и учебные пособия. В электронный формат переведено 15 650 книг. И только за 2021 год преподавателями вуза разработано 10 учебников и 17 учебных пособий, что в четыре раза больше, чем в 2020-м.
Стоит отметить, что в Наманганском государственном университете образовательный процесс на первом и втором курсах организован по кредитно-модульной системе. В целях обеспечения интеграции учебного процесса с практикой, реализации триады образование - наука - производство, широкого использования высокого интеллектуального потенциала высшей школы в школьной системе образования, увеличения охвата высшим образованием и стимулирования интереса молодежи к науке учебный процесс в вузе переведен на пятидневную учебную неделю.
Подписаны меморандумы о сотрудничестве в указанной сфере более чем с 40 предприятиями, учреждениями и организациями региона.
Наманганский государственный университет совместно с Министерством высшего и среднего специального образования запустили систему цифровизации образовательных процессов hemis.namdu.uz. Через эту платформу ведется нормативно-правовая документация, касающаяся структуры вуза, учебного и научного процесса, кадровой информации. На сегодня в системе HEMIS зарегистрированы 1162 члена профессорско-преподавательского состава университета и 26 804 студента. С предыдущего 2020/2021 учебного года вводятся данные дипломов выпускников и осуществляется выдача документа об окончании вуза.
Кроме того, через платформу mt.namdu.uz, где размещено более 50 000 разработок занятий профессорско-преподавательского состава НамГУ, осуществляется процесс дополнительного дистанционного обучения студентов.
Прошедшие годы стали временем успехов в подготовке научно-педагогических кадров для вуза. В частности, если в 2021 году в университете обучались 73 базовых докторанта по 28 специальностям, то в 2022-м их число увеличилось до 151. Подготовка специалистов через систему докторантуры в этом году по сравнению с 2021-м удвоилась. Так, в целях увеличения научного потенциала в текущем году организованы шесть ученых советов, на заседаниях которых защищены 13 диссертаций по специальностям. Научный потенциал профессорско-преподавательского состава университета в течение года увеличился с 200 до 260 человек.
Также возросла доля реализации научно-исследовательских проектов по национальным и международным грантам. В частности, в рамках государственных научно-технических программ реализуются восемь фундаментальных, практических и инновационных проектов, включающих инновационные разработки молодых ученых, стартап-проекты. В настоящее время университет через грант Всемирного банка реализует единственный в Центральной Азии научно-исследовательский проект по созданию учебно-практического комплекса по аквакультуре (рыболовству), стоимость которого составляет 200 000 долларов.
Ученые университета уделяют особое внимание исследованиям, направленным на научное решение проблем региона, и при финансовой поддержке администрации Наманганской области осуществляют крупные проекты. В частности, по производству импортозамещающего поливинилацетата, пользующегося высоким спросом на строительном рынке, по изготовлению сварочных электродов, состоящих преимущественно из местного сырья, по созданию плантации лекарственных растений.
На основе научных разработок намечен выпуск продукции под торговой маркой «НамГУ». Скажем, организуется переработка фруктов и овощей в целях производства до десяти тонн цукатов в месяц. Созданы искусственные рыбоводные пруды, позволяющие производить для потребителей до четырех тонн форели и осетра в сезон.
В университете немало талантливых студентов, занимающихся научной деятельностью. Молодые исследователи, как и их наставники, добились в 2021 году высоких результатов.
Такие проекты и стартапы, как «Комплексная лаборатория оптико-лабораторных занятий по физике для школьников», «Рельефная карта для слабовидящих школьников», «Технология экологического образования младших школьников на основе анимационного подхода», «Диагностика онкомаркерного статуса HER2 при онкологических заболеваниях», разработанные студентами и магистрантами и направленные на создание продукции, профинансированы Министерством инновационного развития в размере 2,2 млрд сумов.
Поддержка талантливой молодежи - один из приоритетов НамГУ. 2500 обучающихся по принципу «устоз - шогирд» закреплены за ведущими учеными. В результате в прошлом году 150 студентов стали победителями республиканских и международных олимпиад и конкурсов. С целью проведения содержательного досуга наших юношей и девушек, вовлечения их в научно-исследовательскую деятельность проведено более 70 конкурсов и семинаров. Это чемпионат по программированию, конкурсы «Лучший автор статьи», «Площадь просвещения», международные молодежные конференции «Роль молодежи в социально-экономическом развитии обновленного Узбекистана», «Интеллектуальный потенциал молодежи в процессе глобализации: проблемы, предложения и решения» и другое.
Наманганский государственный университет готовит кадры на основе совместных образовательных программ с престижными международными вузами. Подготовка профессиональных специалистов проходит по совместному проекту с РГПУ имени А. Герцена (по направлениям в области информационных технологий, русского языкознания, психологии, дефектологии), Уральским государственным медицинским университетом (лечебное дело, педиатрия, стоматология и фармация), Московским государственным университетом пищевых производств (организация общественного питания для населения и туристов).
Сегодня одна из актуальных задач НамГУ - расширение научного и академического сотрудничества с ведущими зарубежными вузами. Так, подписаны меморандумы и соглашения более чем с 50 высшими образовательными учреждениями. За последние пять лет свыше ста преподавателей приняли участие в программах по обмену опытом. В рамках проекта Фонда «Эл-юрт умиди» прошли стажировку на грантовой основе 12 наших молодых коллег.
С участием корейских специалистов регулярно организуются онлайн-занятия в учебном центре KOICA. В 2021/2022 учебном году на факультете английской филологии начала свою педагогическую деятельность преподаватель английского языка из США. С ней заключен контракт на год. В 2022-м организована зарубежная стажировка для пяти преподавателей НамГУ.
Проводится совместная работа по трем проектам с европейскими специалистами в рамках программы Erasmus+ Capacity building. В посольство США переданы три проекта по программе UniCEN. С привлечением специалистов из-за рубежа заметно повысилось качество образования. В рамках проекта Государственного департамента США 20 студентов и преподавателей НамГУ прошли стажировку и повышение квалификации в престижных американских вузах. Ведется работа с Белорусской сельскохозяйственной государственной академией и Всемирным банком.
В настоящее время в НамГУ учатся восемь государственных стипендиатов и семь победителей республиканских олимпиад; 12 одаренных студентов, которые имеют достижения в области науки; призеры республиканских (более 150) и международных (50) олимпиад.
В рамках программы поддержки молодежи в течение прошлого года осуществлен ряд работ в направлении социальной поддержки обучающихся в Наманганском государственном университете. Так, материальную помощь получили 1269 человек.
Система высшего образования в Узбекистане интенсивно развивается. В этом контексте происходят глобальные изменения, в том числе в области финансовой и академической независимости высших образовательных учреждений.
В эпоху третьего Ренессанса будет продолжено дальнейшее развитие системы профессионального образования, усилятся интеграция вузов в мировое образовательное пространство и оснащение их современными научно-учебными лабораториями, будет совершенствоваться система отбора талантливой молодежи и не только.
Собитхон Тургунов.
Ректор Наманганского университета.