Масштабные преобразования в экономике требуют ведения конкретного учета и дальнейшего совершенствования системы рационального использования земли и связанных с ней ресурсов. Эти задачи возложены на Агентство по кадастру при Государственном налоговом комитете Республики Узбекистан, созданное в соответствии с принятыми 7 сентября 2020 года Указом Президента «О мерах по кардинальному совершенствованию системы ведения учета земли и государственных кадастров» и постановлением Президента «О мерах по организации деятельности Агентства по кадастру при Государственном налоговом комитете Республики Узбекистан».
На проведенном главой государства 21 декабря совещании по вопросам учета земли и формирования государственных кадастров, внедрения в сферу цифровых технологий критически проанализирован ход работ в данном секторе.
На встрече отмечено, что в Узбекистане ведется системная работа по сохранению, справедливому выделению и рациональному использованию земельных ресурсов. В нынешнем году принят закон о выделении сельскохозяйственных земель на основе открытого конкурса, приватизации земель несельскохозяйственного назначения через аукцион.
В соответствии с вышеназванными документами проводится сплошная инвентаризация земель сельскохозяйственного назначения. На сегодня созданы электронные карты 23 миллионов гектаров таких земель. Из них выполнена государственная регистрация 22 миллионов га.
Кроме того, в кадастровой базе зарегистрировано 412 тысяч неучтенных объектов недвижимости, пересмотрена кадастровая стоимость 478 тысяч объектов, в которых выявлены дополнительные постройки.
В процессе инвентаризации обнаружено множество недочетов. Например, наблюдается несоответствие между данными электронного учета сельскохозяйственных земель и данными учета земельного фонда, который велся в бумажной форме.
Подобная ситуация и в кадастрах дорог, объектов электро- и газоснабжения, водного хозяйства, благоустройства, территорий, прилегающих к многоквартирным домам.
Президент подчеркнул, что в сфере предстоит много работы. Определены важные задачи на перспективу. Так, следует завершить инвентаризацию земель сельскохозяйственного назначения до 1 апреля будущего года. Для этого в земельном балансе необходимо уточнить категорию 2,7 миллиона гектаров площадей.
Поставлена задача провести государственную регистрацию и только затем выставить на конкурс 80 тысяч га, которые планируется предоставить в аренду населению в следующем году.
В регионах много земель несельскохозяйственного назначения, которые не используются эффективно. Например, в ведении Государственного комитета Республики Узбекистан по лесному хозяйству находятся более 10 миллионов гектаров, в системе Министерства водного хозяйства - 820 тысяч га, 3 миллиона 300 тысяч га числятся в резерве хокимиятов.
Глава государства подчеркнул необходимость создания электронной карты этих земель и регистрации их в качестве государственной собственности.
Отмечалось, что территории, прилегающие к внутренним дорогам и многоэтажным домам, могут быть переданы в постоянное пользование.
Другая проблема: в земельном балансе площадь жилого фонда населения указана как 223 тысячи гектаров, а фактически превышает миллион га. В связи с этим поручено провести инвентаризацию объектов недвижимости, создать их электронную карту и разместить в публичном доступе на онлайн-платформе.
Озвученные Президентом задачи и проблемы в сфере, которые необходимо решить, а также поручения ответственным лицам будут реализованы специалистами Агентства по кадастру и подведомственных организаций.
Мирсаид Мирмаксудов.
Заместитель директора Агентства по кадастру при Государственном налоговом комитете Республики Узбекистан.