Боксером стал случайно

Баходир родился в Сариасийском районе Сурхандарьинской области, на родине прославленных палванов. Но кураш его не зацепил. Отец, слывший богатырем, очень надеялся, что сын пойдет по его стопам, будет завоевывать призы и награды на свадьбах, народных гуляньях, тур­нирах…

Пацан увлекся футболом. Почти сразу стал заметным игроком в районе. К долговязому 14-летнему подростку уже приглядывались тренеры из областного центра - Термеза. Посоветовали тренироваться в специализированной детско-юношеской спортивной школе.

На семейном совете решили, чтобы средний сын попытал счастья в Ташкенте. Так и сделали. Но в Республиканском профессиональном колледже олимпийского резерва экзамены уже прошли. Поехали отец с сыном в профильное училище в Чирчик. Там тоже набор на отделение футбола завершился. Что делать, не возвращаться же? Кто-то предложил пройти тестирование на другом отделении. Так, вместо футбольного поля Баходир попал на ринг.

- Задатки у парня не просто отличные, а уникальные, - вспоминает один из первых наставников Джалалова, старший тренер Чирчикского колледжа олимпийского резерва (ныне  специализированная школа-интернат) Рустам Саидов. - Уже тогда проглядывалась физическая мощь парня. Сейчас его рост - без двух сантиметров два метра, размах рук - 202 см.

Сильные люди добродушны

Повезло Баходиру: азы бокса постигал именно у Саидова. Он - бронзовый призер Олимпиады-2000 в Сиднее (Австралия) в супертяжелой весовой категории. Не понаслышке знает, что чувствует боксер во время поединка.

- Никак не мог понять, почему Джалалов проявляет некоторую робость на ринге, - рассказывает Рустам. - И однажды ученик разъяснил: «Боюсь зашибить соперника». Тогда подумал: «Как же мы похожи. Ведь и я, пока не получу пару оплеух на ринге, не могу по-спортивному разозлиться». Наверное, поэтому в юношеском возрасте особых побед и не было. Физически сильные и большие люди обычно бывают добродушными.

Многому научил и старший тренер сборной страны Тулкин Киличев. Он, как говорится, выводил в свет новичка, обкатывал на соревнованиях. Но значимых результатов долго не было. Лишь несколько раз становился финалистом на республиканских чемпионатах и международных турнирах. На высшую ступеньку пьедестала почета не поднимался. Почему? То необъективное судейство, то закулисные интриги, то травмы… Так познавал большой бокс Баходир и с теневой стороны.

Извлекая уроки из неудач

Титулы появились лишь в девятнадцать лет. Впервые стал чемпионом страны. Дважды затем подтверждал звание сильнейшего среди тяжеловесов в национальной сборной. Когда исполнилось двадцать два года, Джалалова избрали  знаменосцем спортивной делегации Узбекистана на Играх-2016 в Рио-де-Жанейро (Бразилия). Свое­образный символ признания. Квалификационный олимпийский норматив выполнил в розыгрыше Кубка мира в Москве, где стал бронзовым призером.

Напомним, в Стране карнавалов и футбола узбекские боксеры завоевали три золотые, две серебряные и две бронзовые медали, заняли первое место в общекомандном зачете, опередив признанные боксерские державы Кубы, США, Великобритании, России. Но среди триумфаторов не оказалось Джалалова. Нокаутировав в первом бою Эдгара Муньеса из Венесуэлы, наш соотечественник затем уступил англичанину Джозефу Джойсу, который в итоге завоевал «серебро».

- Не хватило опыта, - заявил потом Тулкин Киличев. - Ввязался в тупой обмен ударами. Очередной урок недооценки противника.

Конечно, переживал неудачу. Но руки не опустил. В следующем сезоне возглавил континентальный рейтинг, став победителем чемпионата Азии. Однако через два месяца потерпел фиаско на мундиале в Гамбурге (Германия). В четвертьфинале проиграл по очкам давнему сопернику из Казахстана - Камшибеку Конкабаеву. Опять опустился на землю.

Чтобы доказать скептикам, самоутвердиться, иметь больше соревновательной практики, подписал контракт в 2018 году с американской промоутерской компанией во главе с Лу Дибелла, чтобы выступить и на профессиональном ринге. Заметим, что к тому времени среди любителей провел 102 боя, в 85 из них одержал победу.

В статусе профессионала провел шесть поединков. Во всех праздновал победу. Преимущество сурхандарьинца -  подавляющее. Все бои завершил досрочно.

- Почему-то особенно запомнилась встреча с Тайреллом Райтом (США) на знаменитой арене «Мэдисон-сквер-гарден» в Нью-Йорке, - вспоминает Баходир. - До сих пор перед глазами раздевалка, пропахшая потом, кровью, обшарпанный темный коридор, ведущий к ослепительно светлому квадрату ринга посреди огромной сцены, являющейся символом признания не только для сообщества спортсменов, но и мировых звезд культуры и искусства. Каким же прозаичным и совсем не парадным предстал тогда путь к известности и славе.

На чемпионате мира-2019 в российском Екатеринбурге Джалалов никому из соперников не оставил шансов. В нокауте оказался Ричард Торрес (США). С сухим счетом 5:0 одолел сопротивление хозяина соревнований Максима Бабанова. А в борьбе за «золото» взял убедительный реванш над Камшибеком Конкабаевым.

И в квалификационном турнире стран Азии и Океании в Аммане (Иордания), завершившемся буквально перед началом всеобщей коронавирусной пандемии, фаворит из Узбекистана вновь подтвердил, что ему нет равных в самой престижной весовой категории - супертяжелой. Наученный горьким опытом, Джалалов уже не позволяет себе почивать на лаврах. Он считает, что в цель можно попасть, если ее четко видеть.

Тимур Низаев.
Обозреватель «Правды Востока».