С интересом ознакомилась с поздравительной речью Президента Узбекистана, посвященной Дню учителей и наставников. Глава государства отметил, что узбекский народ всегда с большим почтением и уважением относился к учителям и наставникам. И теперь, как подчеркнул лидер страны, настало время утвердить истину, отраженную в пословице «Учитель - как родной отец», на практике, повысить авторитет учителей и наставников.

Полностью солидарна с мнением Президента Узбекистана: «Насколько глубокие знания мы будем давать детям в школе, настолько быстро будут развиваться отрасли нашей экономики, основанные на высоких технологиях, решаться социальные проблемы. С этой точки зрения, если я скажу, что Новый Узбекистан начинается с порога школы, то, уверен, весь наш народ согласится с этим».

Действительно, какую бы сферу деятельности мы ни выбрали, педагог вносит большой вклад в нашу жизнь, является неоценимым проводником в мире знаний. Именно поэтому учитель уважаем не только в Узбекистане, но и во всем мире.

С первых лет независимости республики обучаю молодых узбекистанцев азам японского языка, знакомлю с культурой и традициями Японии. Мои студенты сейчас работают на узбекско-японских предприятиях, преподают в учебных заведениях, занимаются переводческой деятельностью, что в свою очередь способствует повышению интереса молодежи к японскому языку, а также укреплению уз дружбы между двумя странами.

Япония одной из первых признала суверенитет Узбекистана. Братские отношения двух стран активно проявляются в экономике, науке, образовании и других сферах. Хотя системы образования отличаются, цель одна - развитие человеческого капитала на благо здорового и мирного общества.

Проживаю и работаю в Узбекистане почти 30 лет. Свою судьбу связала с этим солнечным краем. Шесть лет назад удостоена ордена «Дустлик» за вклад в развитие научных и культурных связей между двумя странами и активное участие в подготовке востоковедов в Узбекистане. Была очень рада, что мой труд оценили так высоко. Возможно, огромное желание молодых узбекистанцев учить язык, их стремление к достижению поставленных целей вдохновляют меня и сильнее привязывают к этой благодатной земле. Думаю, здесь у молодежи энтузиазм к учебе сильнее, чем в Японии. Глядя на них, чувствую энергию и веру в построение великого будущего страны.

В 1996 году ТашГУВ заключил соглашение с Университетом Хосэй в Японии. В то время между Узбекистаном, недавно ставшим независимым, и нашей страной не были сильно развиты культурный обмен и сфера туризма.

Однако с 2000-х университет востоковедения стал активно сотрудничать с ведущими вузами Японии, в частности, с Токийским университетом иностранных языков, Университетом Цукуба, а после 2016 года - с университетами Васэда, Софии, Кансайским, Киотским университетом иностранных языков, а также префектурным университетом Айти. Помимо того, осуществляются академические и обмены студентов и профессоров. Существуют кратко- и долгосрочные программы, реализуемые в соответствии со взаимными соглашениями университетов.

Президент Шавкат Мирзиёев в выступлении на торжественном собрании, посвященном Дню учителей и наставников подчеркнул, что развитые государства мира достигают высокого прогресса и благо­состояния благодаря огромному вниманию к науке и образованию.

Действительно, в Узбекистане в последние годы в целях всестороннего развития страны, построения Нового Узбекистана коренные реформы наряду с другими сферами осуществляются и в системе образования. Главой государства подписано множество Указов, постановлений, приняты профильные программы. Новые горизонты в развитии сферы, несомненно, открывает недавно принятый Закон «Об образовании». Согласно документу внедряются формы дистанционного, инклюзивного образования, учебные заведения страны смогут совместно с зарубежными образовательными учреждениями открывать факультеты и учебные центры.

Поэтому в перспективе хотелось бы увидеть филиалы японских университетов и в Узбекистане. Минис­терство образования, культуры, спорта, науки и технологий Японии планирует принять 300 тысяч иност­ранных студентов. Будет намного эффективнее, если филиалы откроются и в Узбекистане, где есть молодежь с горящими глазами. Тем самым у узбекистанцев появится хорошая возможность учиться на родине без поездки в Страну восходящего солнца.

Рейко Сугано.
Доцент кафедры японской филологии Ташкентского государственного университета востоковедения.