Первые теоретические разработки по проблемам непрерывного образования появились в ХХ веке в трудах английских исследователей. Именно они назвали постоянный характер развития науки и производства причиной создания непрерывного и альтернативного образования. Впервые концепцию непрерывного образования представили на форуме ЮНЕСКО в 1965-м, когда была озвучена идея о том, что в центре всех образовательных начал находится человек, для полного развития способностей которого необходимо создавать соответствующие условия на протяжении всей жизни.
С тех пор данный процесс в разных странах имеет свое название: в США - «пожизненное образование», в Англии - «продолжающееся», в Швеции - «возобновляющееся».
Неизменным остается одно - его актуальность. С течением времени непрерывное образование стало рассматриваться как самостоятельная (иногда даже главенствующая) форма. Ведь оно объединяет и тесно связывает детское и взрослое обучение в единый, постоянно действующий процесс, который позволяет не ограничиваться определенным количеством лет, установленным системой образования в той или иной стране. Человек, окончивший высшее учебное заведение и выбравший в качестве профессии преподавание, часто останавливается на данном этапе, ограничиваясь знаниями, полученными в вузе. Это приводит к тому, что уже через пару лет информация, которой он оперирует, возможно, устареет.
Поэтому постоянное получение новых сведений и их изучение, работа над собой предотвращают данный процесс. Это также отражено и в Указе Президента «О дополнительных мерах по дальнейшему совершенствованию системы профессионального образования» от 6 сентября 2019-го. В соответствии с данным документом постановлением Кабинета Министров утверждено вышеупомянутое Положение, которое устанавливает порядок повышения квалификации на основе принципа «Образование в течение всей жизни».
Так, исходя из целей, задач и содержания обучения будет производиться постоянное обновление образовательных программ на основе инновационных подходов к организации учебного процесса, переподготовки и непрерывного повышения квалификации руководящих и педагогических кадров. Кроме того, преподавателям предоставлено право самостоятельно выбирать и адаптировать формы повышения квалификации, направленные на удовлетворение их профессиональных потребностей. Ведь каждый день появляются новые возможности для саморазвития и самореализации.
Положение о порядке организации процесса переподготовки и повышения квалификации руководящих и педагогических кадров профессиональных образовательных учреждений предусматривает разные формы повышения квалификации: самостоятельное, альтернативное и непосредственное обучение в институте или на факультете. Целью теперь становится не только получение определенных знаний и помощь в освоении новых навыков, но и приобретение опыта их самостоятельного освоения в большом потоке современной информации.
При этом отмечается, что роль высококвалифицированных специалистов в инновационной экономике велика и будет только расти, поэтому постоянное развитие профессиональных и социально-личностных компетентностей кадров, способных эффективно руководить инновационными процессами, разрабатывать и внедрять инновационные проекты, является приоритетной целью. Основным аргументом в пользу «Образования в течение всей жизни» остается то, что оно позволит обществу осуществлять более качественную подготовку и переподготовку специалистов.
На данный момент во всех учебных заведениях страны проводится ознакомительная работа сотрудников с данным программным документом. На собраниях и специальных встречах обсуждаются отдельные аспекты и конкретные пункты Положения. Нацелена эта деятельность на повышение качества его исполнения. И как следствие - реализация решений руководства страны.
- Инициатива весьма важная, поэтому и внимание к ней повышенное, - комментирует преподаватель Университета журналистики и массовых коммуникаций Узбекистана Диляра Сулейманова. - Рассматривая понятие «непрерывное образование», следует определить его как целостный процесс, обеспечивающий развитие творческого потенциала личности и всестороннее обогащение ее духовного мира. Очевидно, что без коренных изменений системы непрерывного образования, без придания ей должных качества и эффективности, гибкости и динамичности, соответствия ее рынку труда невозможно обеспечить инновационное развитие и конкурентоспособность Узбекистана. И создание такой системы - исторический шаг для нашей страны, вступившей в эпоху Третьего Ренессанса.
Таким образом, республика избрала путь реформирования учебно-воспитательного процесса начиная в том числе с заведений профессионального образования. Проводятся изменения в отечественном законодательстве, разрабатываются профессиональные и образовательные стандарты, модульные и базовые учебные планы, программы, современные методы преподавания.
Важно и то, что перемены несут комплексный характер. Каждое новое решение становится логическим продолжением предыдущего: они не просто сосуществуют, а взаимно дополняют друг друга, регулируя разные направления одной крупной сферы. И это важно в контексте фундаментального пересмотра такого привычного понятия, как повышение квалификации.
Сформулированы требования к системе непрерывного профессионального образования, позволяющие обеспечивать несколько главных условий, среди которых преемственность стандартов и программ разных уровней общего и профессионального образования, а также возможность временного прекращения и возобновления обучения.
И это только начало. В числе многообещающих результатов в развитии системы непрерывного профессионального образования в Узбекистане - последующее создание механизма прогнозирования и постоянного мониторинга текущих и перспективных потребностей рынка труда в кадрах разной специализации и квалификации. И, конечно, расширение действия документа на все образовательные учреждения.
Сабина Алимова.
«Правда Востока».