Как это отразилось на деятельности одного из двух ведущих вузов Навоийского региона, кто сегодня идет в профессию и каков преподаватель новой формации, узнаем из беседы с ректором Навоийского государственного педагогического института (НГПИ) Баходиром СОБИРОВЫМ:

- На сегодня наш вуз является одним из форпостов высшей школы региона, заложив классические традиции в подготовке педагогических кадров, опираясь на которые способен воспринимать любые новации, осмысливать их и сверять свой шаг по самой высокой шкале образовательного пространства современного Узбекистана.

Мотивация - это, наверное, самое важное в профессии преподавателя. Поэтому в нашей стране много делается для того, чтобы учителями становились мотивированные юноши и девушки. В связи с этим руководитель страны ставит задачу создать все условия, чтобы учителя заботились о предоставлении качественного образования, а также о самосовершенствовании, поскольку будущее любого государства определяется человеческим капиталом.

Минувший год прошел для нашего вуза в контексте важнейших приоритетов по реформированию системы образования, которые Президент Узбекистана обозначил в Послании парламенту 29 декабря 2020 года. Основное внимание уделили увеличению охвата высшим образованием и повышению уровня его качества.

В течение последних пяти лет число студентов НГПИ увеличилось на 58 процентов, именно настолько вуз повысил квоту приема. В прошлом году на первый курс бакалавриата очного, заочного и вечернего отделений приняли 4252 студента, число обучающихся в нынешнем учебном году составило 17 973. Из них двенадцать - граждане зарубежных государств. Характерно, что 95 процентов выпускников академического лицея при нашем институте в текущем учебном году также стали студентами вузов.

Вместе с тем в прошлом году исходя из потребностей работодателей на тридцать процентов увеличили квоту приема по направлениям бакалавриата и магистратуры, организовали восемь образовательных направлений по вечерней форме обучения, где обучаются 375 человек, еще 317 студентов приняли по второй специальности.

- С нынешнего учебного года НГПИ ведет подготовку не только по педагогическим профессиям…

- Верно, начали развивать и другие профили. Так, согласно Указу Президента «О мерах по внедрению принципиально новых механизмов в деятельность учреждений первичной медико-­санитарной помощи и дальнейшему повышению эффективности проводимых в системе здравоохранения реформ» от 12 ноября 2020 года исходя из существующей потребности в институте открылся медицинский факультет, где наряду с другими медицинскими воу внедрена система обучения на основе совместных образовательных программ в сотрудничестве с ведущими зарубежными медицинскими высшими образовательными учреждениями. В нынешнем учебном году приняли первых 50 студентов по направлениям бакалавриата «Лечебное дело» и «Педиатрия». Причем 40 мест - на основе государственного гранта.

Также на основании постановления Кабинета Министров «О мерах по совершенствованию системы по подготовке кадров органов само­управления граждан» от 8 января 2021-го в текущем учебном году выделили 100 квот для приема по направлению заочного обучения бакалавриата «Социальная работа (по различным отраслям деятельности)». Новая специальность внедрена для пополнения органов самоуправления граждан высококвалифицированными специалистами и удовлетворения потребностей этого сектора в кадрах с высшим образованием. Теперь в пединституте стало 29 направлений.

- Педагогические вузы нередко упрекают в том, что слишком малый процент их выпускников идет работать в школу по специальности. Сколько бывших студентов НГПИ выпуска прошлого года работают по профессии?

- О необходимости реформировать педагогическое образование сегодня говорят все, в том числе и родители учеников, которые хотят, чтобы в школы пришли молодые и высокопрофессио­нальные педагоги. Суть нашей профессии не просто в трансляции знаний. Ныне отечественное высшее образование начинает представлять собой совершенно иную структуру, наполняясь новым содержанием и подходами к качеству образования. Главное - практико-ориентированный метод. Сегодня функции, которые выполняет выпускник педагогического вуза в профессиональной деятельности, совершенно другие. Если раньше учитель обучал, воспитывал и развивал ученика, то нынешний педагог - и организатор, и тестолог, и тьютор, и где-то волонтер, выступающий нравственным фильтром общества.

Согласно мнению ученых-футурологов, к середине XXI века в мире останутся три основных профессии - врач, IT-специалист и учитель. И сегодня, и завтра будет цениться профессионализм. В этом смысле педагогика не терпит случайных людей. Поэтому одной из стратегических задач реформирования образовательных процессов в сфере подготовки педагогических кадров руководитель нашей страны определил постоянное повышение квалификации учителей на основе принципа «обучение на протяжении всей жизни». Например, в 2021 году 157 руководителей и педагогов нашего института повысили квалификацию. Из 2024 выпускников бакалавриата по двадцати образовательным направлениям в 2020/2021 учебном году 54 поступили в магистратуру, шесть - проходят срочную военную службу, 1139 студентам обеспечили занятость. В поисках работы остаются 368 наших выпускников.

- Если сравнивать сегодняшнего студента с поколением десятилетней давности, то можно отметить существенное отличие между ними разве что погружением в цифровой мир.

- И это новые компетенции современного учителя, которые в нынешнюю эпоху глобальной цифровой трансформации прочно входят в систему подготовки будущих педагогических кадров. В этом смысле задача педагогического вуза - сформировать будущий резерв специалистов, обладающих инновационным мышлением и владеющих современными образовательными технологиями. Это новый формат «цифрового» учителя. В целях внедрения в образовательный процесс современных мультимедийных технологий, дальнейшего повышения качества и эффективности образования в прошлом учебном году в институте организовали медиацентр, где с помощью последней модели светодиодной панели LED-доски есть возможность снимать уроки. Кроме того, 36 учебных аудиторий подключили к интернету, оснастили их смарт-досками. Сегодня во всех зданиях института проложена оптико-­волоконная сеть для подключения в мировую через беспроводные Wi-Fi-роутеры.

Стоит отметить, что наряду с цифровизацией меняется инфраструктурная среда вуза в целом. Так, на основании поручений главы государства, данных им в ходе поездки в Навоийскую область в марте 2019 года, на средства АО «НГМК» возвели общежитие на 100 мест из легких конструкций (сэндвич-панели). На внебюджетные средства НГПИ и спонсоров построили мини-футбольную и баскетбольную площадки. Значительные средства направляются на ремонт основных учебных зданий, кровли и внутренних помещений корпусов физико-математического и факультета истории, а также сооружений вуза на территории поселка Умид города Навои.

- Как оценивается научный потенциал Навоийского государственного педагогического института?

- Сегодня перед нами, как и перед всей отечественной системой высшего образования, ставится стратегическая задача по улучшению качества образования. Нужно находить новые механизмы для его обеспечения. Этому в большей степени должен способствовать научный потенциал профильных высших образовательных учреждений.

В нашем институте свои знания и опыт передают 519 профессоров и преподавателей, из которых 11 - доктора наук, профессоры, 134 - кандидаты наук, доктора философии (PhD), доценты. Научный потенциал НГПИ составляет 27,9 процента.

В прошлом году преподавательским составом института подготовлено восемь учебников и 31 учебное пособие, которые получили разрешение Министерства высшего и среднего специального образования на издание. Специалистами НГПИ опубликовано 370 статей в международных научных журналах и 295 - в республиканских. Агентством по интеллектуальной собственности при Министерстве юстиции выданы свидетельства об авторских правах на 75 программных продуктов. Успешно защитили диссертации 20 человек, в том числе три доктора наук (DSc) и 17 докторов философии (PhD). Получили ученую степень 30 профессоров и преподавателей.

Провели четыре международные и шесть респуб­ликанских научно-практических конференций. Чтобы повысить научный потенциал института, осуществили прием на 2022 год двух человек в докторантуру и 37 - в опорную докторантуру.

Следует отметить, что для укрепления научной и лабораторной базы вуза на основе государственной программы на физико-математическом факультете института организована современная учебная лаборатория по физике стоимостью восемь миллиардов сумов.

С прошлого года профессорско-преподавательским составом института совместно с Советом фермерских, дехканских хозяйств и владельцев приусадебных земель Навоийской области на основе хозяйственного договора осуществляется научное исследование (стоимостью 54 млн сумов) на тему повышения эффективности использования смежных посевов культур, выращиваемых на сельскохозяйственных землях в условиях Навоийской области. Проект «Исследования биотехнологической очистки хвостохранилищ с применением высших водных растений» стоимостью 250 млн сумов реализуется совместно со специалистами АО «НГМК». Кроме того, кафед­рой информатики осуществляются пять хозяйственных договоров суммарной стоимостью 80 млн сумов, «Методика обучения биологии» - три договора на два миллиона сумов.

Успехов добиваются молодые педагоги-исследователи, участвующие в конкурсах международного и республиканского уровней. Так, доцент Дилнавоз Камалова стала обладателем нагрудного знака «Лидер инновационных идей» в рамках Международной недели инновационных идей «InnoWeek.Uz-2021». Трое молодых ученых вуза отмечены нагрудными знаками за участие в конкурсе «Лучший молодой ученый-2021» среди ученых стран СНГ, проводившемся Международной ассоциацией молодых ученых (Казахстан, город Нур-Султан) при поддержке объединения юридических лиц в форме Ассоциации «Общенациональное движение «Бобек».

Также в целях создания условий для ведения исследователями, профессорами и преподавателями, студентами научной деятельности в институте созданы и оснащены необходимым оборудованием Центр биологических исследований, научно-­исследовательские центры физической радио­экологии и химической технологии.

- Говоря о конкуренции за привлечение образованной и талантливой молодежи, руководитель нашей страны указывает на необходимость укреплять связи с ведущими зарубежными университетами, научными и инновационными центрами, расширять с ними сотрудничество в области подготовки кадров. Как обстоят дела с этим?

- Навоийский государственный педагогический институт установил партнерские связи более чем с 30 зарубежными высшими образовательными учреждениями. Так, например, в прошлом году совместно с Британским университетом менедж­мента при НГПИ открыли Центр изучения английского языка. Также подписан меморандум о сотрудничестве с Университетом менеджмента и науки Малайзии. Совместно с Полоцким государственным университетом (Республика Беларусь) реализуем программу дополнительного образования по двум направлениям обучения («Русский язык в группах с узбекским языком обучения» и «Педагогическая психология») по системе «2+2».

- В рядах студентов Навоийского государственного педагогического института всегда немало одаренной молодежи, не так ли?

- Нынешнее молодое поколение наших студентов не хуже и не лучше прежнего. Оно просто иное: по-своему уникальное, талантливое, ярчайшее. И таких ребят у нас, действительно, много. Например, четыре - обладатели Государственной стипендии имени Навои, один - имени Ислама Каримова. На республиканской предметной олимпиаде тринадцать студентов НГПИ заняли почетные 1-е, 2-е, 3-е места. Докторант Навоийского педагогического института Нафиса Ибодуллаева в 2021 году стала обладателем Государственной премии имени Зульфии. Девять студентов и молодых преподавателей являются членами клуба «Лидеры будущего» Навоийской области.

И в сфере спорта у нас высокие достижения: свыше 100 ребят и девушек одержали победу в международных и республиканских соревнованиях. В последние год-два громко заявляют о себе наши студенты - участники Олимпиады-2020 в Токио Элбек Султонов и Кумушкон Файзуллаева, чемпион мира и Азии по самбо Сабина Давлатова.

Также в рамках пяти важных инициатив, выдвинутых Президентом Республики Узбекистан, в институте функционируют 77 кружков, которые объединяют девять тысяч студентов НГПИ.

Сегодня большое внимание уделяем молодежи, чтобы на смену нам пришла подготовленная молодая команда наставников.

Беседовала
Дилфуза Гулямова.
«Правда Востока».