В настоящее время население Узбеки­стана составляет порядка 34 млн человек. Из них около 60 процентов это дети и молодежь. Данная цифра говорит сама за себя и определяет важность весомых вложений в здравоохранение, профессио­нальную подготовку, развитие социальных навыков и правовую грамотность молодых людей.

Руководство Узбекистана уделяет большое внимание воспитанию гармонично развитого молодого поколения. Для этого была создана правовая база, выражающаяся в законах «Об основах государственной молодежной политики в Республике Узбекистан», «Об образовании», «О Национальной программе по подготовке кадров», «О гарантиях прав ребенка», «О профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних», «О физической культуре и спорте» и других законодательных актах.

Однако ситуация в мире меняется стремительно. И наше государство, отвечая на вызовы современности, вносит своевременные коррективы в законодательство. В преддверии осуществления процесса демократических реформ в рамках Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах был принят новый Закон «О государственной молодежной политике», а 30 июня 2020 года - Указ Президента «О мерах по коренному реформированию и поднятию на новый уровень государственной молодежной политики в Республике Узбекистан». В рамках документа создано Агентство по делам молодежи Узбекистана.

В Указе отмечается, что сохраняются проблемы в обеспечении занятости молодежи, эффективной профилактике правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних, предупреждении семейных разводов, формировании у молодого поколения «прочной идеи патриотизма и твердой гражданской позиции».

В числе основных задач и направлений работы нового органа определены разработка и реализация единой госполитики, стратегических направлений и госпрограмм в сферах и направлениях, связанных с молодежью; ведение госконт­роля за соблюдением законодательства в области молодежной политики; защита прав, свобод и законных интересов молодежи, активное участие в профилактике правонарушений и преступности среди молодого поколения; распределение госгрантов и субсидий, выделяемых в форме социального заказа для финансирования программ, проектов и научно-исследовательских работ; организация социально-­правовой защиты и обеспечение занятости детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, окончивших воспитательные учреждения; направление одаренной молодежи на обучение в зарубежные вузы, обеспечение ее участия в международных конкурсах, координация работ по привлечению к культуре, искусству, физической культуре и спорту, повышение ее грамотности в сфере IT, пропаганда чтения, обеспечение занятости женщин; привлечение молодежи к малому бизнесу и частному предпринимательству, создание дополнительных условий для освоения современных профессий и навыков цифровой экономики, оказание содействия в трудоустройстве.

Для снижения уровня безработицы среди молодых людей и вовлечения их в социальную жизнь создаются отряды самоотверженной молодежи, занимающиеся оплачиваемыми общественными и сезонными работами; молодежные стройотряды из студентов вузов, привлекаемые к оплачиваемым строительным работам во время летних каникул; группы волонтеров из молодых добровольцев для оказания помощи оставшимся без присмотра и одиноким престарелым гражданам и инвалидам, а также работа с трудновоспитуемой молодежью.

Если посмотреть на навыки молодых людей и сравнить их показатели с возможностями старшего поколения, то не всегда вырисовывается радужная картина. В век интернета, инновационных коммуникационных технологий, виртуализации многих сфер жизнедеятельности мышление современной молодежи все больше отличается от образа мысли старшего поколения. Молодые люди все больше разбираются в технических устройствах и их возможностях, но все меньше могут справляться без них.

Опубликованные данные исследования, проведенного журналом The Independent в 2018 году, свидетельствуют о том, что без калькулятора умеют считать 90 процентов старшего поколения и только 52 процента молодых людей; таблицу умножения помнят 79 процентов старшего поколения и 41 - молодежи; грамотно распоряжаются доходами 86 - старшего поколения и 52 - молодежи; помнят грамматические правила 72 процента взрослых и 39 - молодое поколение; поддерживать чистоту в доме и ухаживать за своей одеждой в среднем могут 68 процентов представителей старшего поколения и 32 процента - молодых людей.

Конечно, само по себе это не является катастрофой, но утеря некоторых навыков, не привитых с раннего детства, может негативно сказаться на психологической, социальной и эмоциональной составляющей личности. Есть опасность погружения в виртуальную реальность и отрыв от живого общения с окружающим миром.

Однако радует то обстоятельство, что целых 83 процента молодежи считают полезным и желательным взаимообучение со старшим поколением. И такой опыт в режиме постоянного общения принесет большую пользу для представителей старшего возраста и станет просто незаменимым для молодых людей, вступающих в самостоятельную жизнь.

Человеческая жизнь быстротечна. И дети становятся взрослыми незаметно для родителей: вот только провожали их в первый класс, а сегодня они уже оканчивают школу. Пусть дети будут максимально подготовлены к самостоятельной жизни родителями, бабушками, дедушками, родственниками и старшими друзьями с раннего детства. Тогда обучение детей базовым жизненным навыкам будет проходить в простой форме приобщения к «взрослой жизни» на простых повседневных делах.

Важно привить навыки управления своими доходами и расходами: составлять бюджет с учетом необходимых трат и непредвиденных ситуаций, статей экономии. Здесь может пригодиться умение играть в шахматы: игра, в которой рассчитываются действия на несколько ходов вперед.

Часть юношей и девушек уезжают из родительского дома для получения образования или создают свои семьи. Они непременно столкнутся с кулинарными и бытовыми вопросами в своей повседневной жизни, и здесь пригодятся навыки по покупке и хранению продуктов питания и промышленных товаров. Важны знания по приготовлению полезной пищи из доступных продуктов и навыки приготовления домашних заготовок, что дополнительно составит статью экономии бюджета.

Пригодятся знания по уходу за своими вещами, по поддержанию личной гигиены и чистоты жилого помещения. Подросткам необходимо знать о том, что их одежда говорит о них и об уровне уважения, которое они могут получить в определенных ситуациях, таких как поход на интервью или свидание. И чистота в доме не самоцель, а условие, необходимое для хорошего физического и психологического самочувствия.

Большую роль в сохранении здоровья и даже жизни могут сыграть базовые знания по применению безрецептурных лекарств, возможностям лечения в домашних условиях, навыкам по оказанию первой медицинской помощи и пониманию момента, когда необходимо обращаться к врачу.

Молодым людям необходимы социальные навыки: умение поддерживать дружеские отношения, отличать порядочных людей и недобросовестных, важность правильного донесения собственного мнения и уважение к мнению отличного от собственного взгляда, построения здоровых семейных отношений и достойного круга общения. Коммуникативные навыки имеют огромное значение в общественных отношениях: как в личной, так и в профессиональной жизни.

Обучение детей самоорганизации и грамотному управлению временем поможет им в распределении сил в период учебы и работы. Умение правильно распределять время на работу и отдых позволит избежать переутомления как физического, так и умственного.

Не менее важным является умение обращаться за помощью и принимать таковую, при этом не перекладывая свою проблему на окружающих людей, а принимать обдуманные решения и брать на себя ответственность за них.

В помощь учебникам и знаниям, которые даются в образовательных учреждениях, следует обучить самому процессу обучения, навыкам усвоения информации, использованию дополнительных возможностей. Ведь согласно афоризму, ничему нельзя научить - всему можно только научиться.

Обучение и для учителя, и для ученика может быть процессом длительным и краткосрочным, сложным и легким, скучным и увлекательным. При этом понятно одно - обучение абсолютно необходимо. И приобретение жизненных навыков в подростковом возрасте значительно облегчит и улучшит качество взрослой жизни молодых представителей гражданского общества. Соответственно, приобретя подобные навыки, молодые люди понесут этот багаж в свои собственные семьи и в нашу общую семью - наше государство.

Нонна Сафарова.
Сотрудник Национального центра Республики Узбекистан по правам человека.