Как представитель сферы высшего образования могу сказать, что ключ к решению всех проблем находится в науке. Человек должен объединить все накопленные знания для определенной цели и использовать достижения науки на благо. В этом отношении человеческие ресурсы играют весьма важную роль.
Известно, что в связи с введенным в стране карантином с марта текущего года все высшие учебные заведения перешли на дистанционное обучение. Занятия проводились на платформе Мoodle. Переход на эту современную и эффективную систему обучения предлагается в стране с 2013 года. В то время, то есть семь лет назад, только некоторые университеты страны переняли данный метод и плодотворно действуют по сей день. Изменить сформировавшиеся за годы взгляды казалось сложной задачей. Переход от традиционного обучения к более продвинутой и эффективной системе, возможно, напугал многих. Пандемия ускорила процесс: все вузы начали работать на платформе в один день, был налажен дистанционный процесс обучения.
В Указе Президента «Об утверждении Концепции развития высшего образования Республики Узбекистан до 2030 года» от 8 октября 2019 года поставлена задача - включить не менее 10 высших образовательных учреждений республики в первые 1000 позиций перечня высших образовательных учреждений в рейтинге международно признанных организаций (Quacquarelli Symonds World University Rankings, Times Нigher Education или Academic Rankingof World Universities) и поэтапный перевод учебного процесса высших образовательных учреждений на кредитно-модульную систему.
Помимо того, к 2030-му планировалось перевести на кредитно-модульную систему 85-90 процентов всех высших учебных заведений страны. В 2020/2021 учебном году еще 33 вуза переходят на кредитно-модульную систему. В их числе и Самаркандский институт ветеринарной медицины.
Кредитно-модульная система - это процесс организации обучения, основанный на модульных технологиях и кредитных показателях. Обеспечивает самостоятельное образование студентов и оценку их знаний на основе рейтинга.
Известно, что в настоящее время в мире существуют четыре передовые кредитные системы: Великобритании (CATS), США (USCS), а также Европейская кредитная система (ECTS) и Азиатско-Тихоокеанская кредитная система (UCTS). Наиболее узнаваемые и внедряемые - европейские и американские. Министерство высшего и среднего специального образования страны приняло решение использовать ECTS.
Ключевую роль в новой форме обучения играет студент: выбирает предметы, согласовывает время с профессором и сам планирует учебный процесс. Также решает, где и у кого учиться. Словом, данная система обеспечивает абсолютную независимость студента и способствует повышению его ответственности.
В кредитно-модульной системе в учебный план включены факультативные предметы. То есть после освоения базовых дисциплин на начальных курсах обучения студенты имеют возможность выбрать предметы исходя из своих интересов. Им будут предоставлены факультативные предметы и подробная информация о них.
Согласно действующим требованиям в традиционной модели обучения студент отчисляется, если пропускает более 74 часов занятий. Низкая посещаемость рассматривалась как самая большая проблема. Однако у студента, который тратит много времени, слушая лекции с утра до полудня, не остается желания ни заниматься в библиотеке, ни развиваться самостоятельно.
Мы, конечно, далеки от мысли критиковать старую систему. Обучаясь по ней, появилось множество гениев, великих ученых и хороших специалистов. Но со временем все меняется: совершенствуется и адаптируется к новым условиям. Такие возможности нам предоставляет новая кредитно-модульная система.
Побывал во многих зарубежных университетах. Например, в аудиториях Российского государственного аграрного университета - Московской сельскохозяйственной академии им. К.А. Тимирязева можно увидеть лишь малую часть студентов. Многие в основном занимаются самообучением в библиотеках, лабораториях, выполняют задания, поставленные профессорами и преподавателями.
Кредитно-модульная система отражает критерии оценки недельной учебной нагрузки и успеваемости студентов на лекционных, теоретических, практических, семинарских и лабораторных занятиях. Кредиты накапливаются после того, как студенты выполнят все обязательные задания.
В новой системе такая учебная нагрузка студента также означает, что он должен брать на себя определенную ответственность в процессе обучения и регулярно заниматься в аудитории и вне ее по заданному и выбранному предмету.
Внедрение системы послужит повышению качества обучения и укреплению отношений между преподавателем и студентом, тем самым возлагая большую ответственность на профессоров. Размещая материалы на платформе независимо от формы, будь то лекция, видеоурок или семинар, преподаватели стараются сделать их более качественными и интересными для студентов. А значит, начинают усерднее работать над собой, быть в курсе новостей по своему предмету и получать новые знания. Таким образом создается здоровый дух соревнования даже среди педагогов.
Глубоко убежден, что эти реформы в системе высшего образования принесут свои плоды. Новая система обучения успешно внедрится в стране. Ведь для ее реализации имеются все возможности. Эффективно пользуясь ими, подготовим высококвалифицированные и конкурентоспособные кадры, которые будут применять свои знания на благо и для развития общества. Некоторые трудности и недопонимания, с которыми мы сталкиваемся на этом пути, только будут закалять. Ведь любое новшество требует приложения определенных усилий. Таким образом, как отмечал Президент, мы добьемся новой эпохи Возрождения - третьего Ренессанса.
Худайназар Юнусов.
Ректор Самаркандского института ветеринарной медицины,
доктор биологических наук, профессор.