Эти и многие другие вопросы эксперты обсудили на прошедшей в столице I Международной научно-практической конференции «Воспитание нового поколения в эпоху глобального преобразования: вызовы и перспективы». На мероприятии говорилось о совместной деятельности с ведущими зарубежными и отечественными университетами, научными и инновационными центрами, о расширении сотрудничества в области подготовки высококвалифицированных кадров. В ходе пленарных и секционных заседаний представлены доклады с выявлением актуальных вопросов и предоставлением рекомендаций по развитию системы образования в Узбекистане. По результатам работы конференции издан сборник научных статей.
Строительство в Узбекистане эпохи третьего Ренессанса ознаменовано комплексными преобразованиями в области просвещения. На всех уровнях цепочки непрерывного образования происходят большие изменения, принимаются нормативно-правовые документы. В числе важных - Закон «О дошкольном образовании и воспитании» от 16 декабря 2019 года, где предусмотрено внедрение государственных образовательных стандартов дошкольного образования, прописан профессиональный стандарт педагога ДОО, проработаны механизмы борьбы с коррупцией в детских садах. Еще на стадии разработки закона было инициировано включение такого направления, как воспитание.
Исполнение закона призвано обеспечить формирование в маленьких гражданах страны патриотизма, духовности, ответственности за собственное будущее. А для проведения конкретных практических мер принята Концепция развития системы дошкольного образования Республики Узбекистан до 2030 года. В документе определены приоритетные направления реформирования системы ДО, а именно обеспечение равноправного доступа детей республики к качественным знаниям.
Сегодня во всех регионах Узбекистана реализуются проекты по расширению доступа к качественному дошкольному образованию. Действуют соответствующие планы и программы. Также разработаны и утверждены Государственные требования Республики Узбекистан к развитию детей раннего и дошкольного возраста, Государственная учебная программа «Илк кадам», система измерения оценки качества образовательного процесса, определены основные индикаторы и инструменты. Реализуется внедрение альтернативных форм воспитания и обучения детей дошкольного возраста по примеру проекта «Аклвой».
В каждом своем выступлении Президент Шавкат Мирзиёев делает акцент на высокой роли просвещения в жизни человека. Глава государства призывает учащуюся молодежь и ее наставников к активному участию в реализации реформ в сфере, закладывающей базу для улучшения социально-экономических условий, имеющей основное значение в предотвращении бедности. Именно поэтому приоритет в Новом Узбекистане отдается молодежной политике, поддержке педагогов, укреплению материально-технической базы образовательных учреждений.
На конференции в том числе обсуждался вопрос интеграции учебных программ в практику. Дети, помимо теоретических знаний, должны уметь использовать их в жизни, считают эксперты. Но для этого нужны специальные площадки, где бы осуществлялись обсуждение и проработка таких проектов.
Как было заявлено на мероприятии, в стране появятся детские сады нового формата. Университет Пучон в Ташкенте, который осуществляет подготовку кадров для сферы дошкольного образования, станет активно принимать участие в этом процессе. Наряду с созданием современных методик воспитания и обучения намечено осуществлять разработку стратегии совместных действий по повышению качества образования в Узбекистане. Университет, к слову, имеет огромный опыт внедрения образовательных программ в учебных заведениях Южной Кореи. Специалисты с радостью делятся успешным опытом с узбекистанскими коллегами.
Международное сотрудничество - направление, в котором республика преуспевает в последние годы. А партнерство во имя таких благих целей, как совершенствование системы обучения подрастающего поколения, особенно актуально. Совместно с зарубежными организациями, крупнейшими научными институтами и вузами наши специалисты реализуют большие проекты. Благодаря открытию в стране филиалов ведущих зарубежных университетов, таких как Пучон и Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена, стало возможным увеличение числа специалистов с высшим образованием в отечественных ДОО. Вырос и научный потенциал. Совместно с ЮНИСЕФ разработан план по внедрению альтернативных форм дошкольного образования. В рамках него планируется пилотирование смешанных возрастных и игровых групп, активно проходит создание цифровых платформ для оказания содействия педагогам и родителям в процессе обучения. Совершенствуется также информационная система управления дошкольным образованием.
- Поставлена задача выработать новые решения и направления работы, связанной с вопросами развития систем образования и науки, - говорит доктор педагогических наук, профессор Кахрамон Олимов. - В рамках конференции состоялись четыре секционных заседания. Обсуждались инициативы в сфере дошкольного образования, а также новый проект по созданию ДОО. Мы живем в такое время, когда особенно важно отслеживать тенденции в динамично развивающейся образовательной сфере. И международное сотрудничество - важный аспект нашей успешной деятельности. К примеру, сегодня нужны квалифицированные кадры, обладающие высоким уровнем компетенции. К тому же глава государства поставил задачу обеспечить полный охват ДО дошкольников страны. Исходя из этого за последние несколько лет существенно повысились квоты на прием по направлению «Дошкольное образование». Успешно функционируют филиалы зарубежных педагогических университетов.
Как отмечал Президент Шавкат Мирзиёев: «Системы дошкольного, школьного, высшего и среднего специального образования, научных и культурных учреждений - это четыре взаимосвязанных звена будущего Ренессанса. Воспитателей детских садов, школьных учителей, профессоров и преподавателей, научную и творческую интеллигенцию мы считаем четырьмя важнейшими опорами в формировании эпохи нового Возрождения». Эти слова отражают степень заботы руководства страны о системе просвещения и внимания к сфере. Кроме того, поднятие на новый уровень качества обучения и внедрение усовершенствованного механизма в области профессиональной подготовки и повышения мастерства работников детских садов - одна из целей Стратегии развития Нового Узбекистана на 2022-2026 годы. За это время, как отмечено в документе, повышение квалификации пройдут свыше 160 тысяч педагогических кадров системы дошкольного образования страны. Предусмотрено увеличить уровень охвата ДО с нынешних 67 до не менее 80 процентов.
Намеченные процессы будут проходить на основе научно обоснованных подходов и признанных в мире стандартов. Сейчас это особенно важно, так как формирование новой эпохи, характерными признаками которой являются высокая духовность и стремление к просвещению, обязывает нас задействовать все возможные ресурсы.
Евгения Юн.
«Правда Востока».