В процессе совершенствования системы государственного управления страны пересмотрена деятельность органов государственной власти, а в законодательство внесены соответствующие положения об усилении парламентского контроля за деятельностью местных исполнительных органов. Приняты меры по предотвращению конфликта интересов, оценке деятельности местных органов власти по конкретным показателям. Так, с момента вступления Президента Шавката Мирзиёева в должность главы государства создано и реформировано более 90 государственных учреждений, включая министерства транспорта, строительства, жилищно-коммунального хозяйства, дошкольного образования, инновационного развития, энергетики. Начали работу агентства развития государственной службы, по делам молодежи, по противодействию коррупции.

«Не народ служит государственным органам, а государственные органы должны служить народу»

Говоря о коренной модернизации, нельзя не затронуть достижения в области демократизации и защиты прав граждан. Сегодня ключевое значение имеет широкое информирование населения и мирового сообщества о ходе реализации реформ, осуществление общественного контроля наряду с парламентским за их исполнением. Залогом эффективности преобразований становится активное участие граждан в процессах развития государства и общества. Так, в рамках реализации Стратегии действий начато развитие института общественных обращений. За последние четыре года через этот уникальный механизм было получено более 3,7 миллиона обращений от граждан по самым разным направлениям. Народные приемные Президента на местах перешли на активную систему решения проблем населения, усилено такое взаимодействие и в регионах.

В нынешнем году принята Нацио­нальная стратегия Респуб­лики Узбекистан по правам человека и утверждена «дорожная карта» по ее реализации. Достигнута договоренность о проведении Самаркандского форума по правам человека каждые два года с участием международных экспертов, представителей зарубежных и международных организаций. А 13 октября 2020-го Узбекистан впервые в истории был избран членом Совета ООН по правам человека. За республику проголосовало 169 стран. В настоящее время наша страна является участником более 80 международных договоров по правам человека, в том числе шести основных договоров ООН и четырех факультативных протоколов.

Структурные преобразования в области государственного строительства - результат дальновидной политики Президента Шавката Мирзиёева. С первых дней на посту главы государства лидер Узбекистана подчеркивает: «Не народ служит государственным органам, а государственные органы должны служить народу». Лидер страны призывает чиновников к открытости, готовности взаимодействовать с гражданами и содействовать им в решении возникающих проблем, так как в условиях демократизации проз­рачность деятельности госорганов просто необходима, и это важнейшее условие развития и построения сильного гражданского общества. Проводимый представителями власти диалог с населением способствует формированию у граждан уверенности в завтрашнем дне, мотивирует и убеждает в том, что их интересы стоят превыше всего.

Нельзя не отметить предпринятые серьезные шаги по обеспечению свободы слова в стране, которая является важным символом демократии. Так, в 2015 году в Узбеки­стане действовало более 1400 СМИ, а к 2020-му их количество достигло почти 1800. Кроме того, создано порядка шестисот пресс-служб в министерствах и ведомствах, местных органах власти и организациях. Постоянная реакция официальных лиц на комментарии и острые вопросы населения в социальных сетях стали для нас уже обыденным явлением, что служит результатом начатых преобразований в сфере демократизации. Так, в прошлом году авторитетное британское издание The Economist признало Узбекистан «Страной года». А еще наша республика заняла 87-е место в рейтинге ООН по электронному правительству.

За минувшие несколько лет в Узбекистане искоренен детский и принудительный труд. Соглас-но отчету Международной организации труда в 2019 году не зафиксированы случаи систематического использования детского и принудительного труда на всех этапах производства хлопка. В сборе урожая без принуждения участвовали более 94 процентов наемных работников, а привлечение студентов, учителей, врачей и медицинских сестер полностью прекращено. Что примечательно, около 200 ННО сегодня отмечают позитивные изменения в сфере защиты прав человека, стимулы для дальнейшего развития институтов гражданского общества.

По инициативе главы государства в стране начата реализация комплекса мер по предотвращению коррупции, которую Президент называет прямой угрозой для устойчивого развития Узбекистана. В связи с этим в республике принят Закон «О противодействии коррупции», создан Национальный совет по противодействию коррупции, в состав которого вошли руководители высших и центральных органов республики, разрабатывается Национальная стратегия борьбы с коррупцией, рассчитанная на 2021-2025 годы, начало деятельность Агентство по противодействию коррупции Республики Узбекистан, подотчетное Президенту и палатам Олий Мажлиса. Учреждение является уполномоченным государственным органом по формированию и реализации государственной политики в области предупреждения и борьбы с коррупцией.

Стратегия, давшая старт курсу развития

Первым и самым знаковым этапом начала реализации курса реформ стало принятие в феврале 2017-го Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах. Фактически мы перешли на новую ступень демократического и правового становления, коренного реформирования всех сфер жизни. Стратегия действий дала старт не только преобразованиям и модернизации, но и дальнейшему совершенствованию системы обеспечения прав, свобод и законных интересов человека. Помимо прочего, этот документ явился своего рода «дорожной картой» Узбекистана по выполнению Целей устойчивого развития ООН и реализуется в пять этапов, каждый из которых предусматривает утверждение отдельной ежегодной Государственной программы по ее реализации в соответствии с объявляемым наименованием года. Текущий 2020-й объявлен Годом развития науки, просвещения и цифровой экономики. Рассмотрим наиболее значимые достижения за прошедший период.

На основе определенных Президентом стратегически важных программ и планов в Узбекистане осуществляется широкомасштабная работа по повышению конкурентоспособности отечественной науки и вхождению к 2030 году в топ-50 стран мира по рейтингу Глобального инновационного индекса.

Мы выдвинули амбициозную задачу по формированию в стране образовательного хаба региона. Результаты проводимой в Год развития науки, просвещения и цифровой экономики работы налицо: значительно выросли статус и престиж профессии педагога, существенно увеличены объемы заработных плат сотрудников научно-исследовательских учреждений, активно совершенствуются учебные программы, перенимается международный опыт. В Послании парламенту 24 января текущего года Президент сказал: «Мы обязаны создать все условия для нашей молодежи, которая стремится к получению высшего образования, самосовершенствованию, хочет связать свою жизнь с наукой. Поэтому мы доведем охват выпускников школ высшим образованием как минимум до 25 процентов в 2020 году и до 50-60 процентов в перспективе». Следует отметить, что молодежь сегодня сильнее, чем прежде, стремится получить достойное образование. В этом году, к примеру, для обучения в вузах страны выделено 162 364 места в бакалавриате и 10 425 - в магистратуре. В вузы приняты документы на поступление в бакалавриат от 1 миллиона 484 тысяч абитуриентов. На поступление в магистратуру документы подали 78 720 человек, что в три раза больше, чем в 2019-м. Эти цифры отражают реальное положение дел: сегодня юноши и девушки в большей степени стремятся получить высшее образование и охотнее идут в науку.

За последние годы в Узбекистане приняты меры, направленные на развитие гражданского общества, поддержку деятельности ННО, что отражает стремление страны двигаться по пути демократизации, гласности и открытости. А это, к слову, немаловажный фактор для включения Узбекистана в ряд развитых государств мира, которое мы обозначили своей приоритетной целью на ближайшую перспективу. За последние четыре года созданы общественные фонды по поддержке неправительственных организаций и других институтов гражданского общества при региональных органах государственной власти, с 2019-го выделяются средства из местных бюджетов для дальнейшего осуществления их деятельности. Мы достигли того, что отменен порядок согласования ННО мероприятий с органами юстиции путем внедрения уведомительного порядка, сокращены виды отчетности, упорядочен мониторинг деятельности ННО с установлением конкретных сроков и периодичности.

В ходе реализации Стратегии действий фактически были созданы новые основы социально-политического развития независимого Узбекистана, которые станут опорой для процветания в дальнейшем. Эффективно выстроенное взаимодействие между государством и социумом способствует активизации общественно-политической деятельности. И уже сейчас мы можем смело говорить, что смогли прийти к тому, что общество готово к открытому обсуждению проблем с представителями власти. В социальных сетях мы регулярно наблюдаем, насколько свободно граждане высказываются о волнующих их вопросах. В каждой семье активно обсуждается общественно-политическая и экономическая ситуация в стране, имеющиеся проблемы и то, как решает их правительство. Это ли не отражение стремления народа участвовать в реализации реформ?

Либерализация экономики

Одновременно с преобразованиями в политической и социальной сферах под руководством главы государства ведется работа по освобождению страны от экономической изоляции и дальнейшей либерализации национальной экономики. Приоритет отдан в пользу либерализации валютного рынка, усиления интеграции с международными экономическими системами, сокращения государственного участия в секторе экономики, модернизации сельского хозяйства, поддержки малого бизнеса и частного предпринимательства, обеспечения здоровой конкуренции. Первым шагом в этом направлении стало введение с 5 сентября 2017 года бесплатного обмена национальной валюты - сума. Проведена валютная либерализация, вследствие чего у предпринимателей исчезла нужда в покупке валюты «с рук». Власти по сей день продолжают снимать ограничения, препятствующие занятию предпринимательской деятельностью. Так, с 2019 года отменено требование получать разрешения на выездную торговлю, а также существенно облегчена процедура проведения сделок между частными компаниями. Кроме того, привлекаются инвестиции из-за рубежа.

Совершенствуется подход к поддержке деятельности частных предпринимателей. К примеру, в регионах Узбекистана появилась сеть центров содействия предпринимательству. Новые организации созданы в структуре Торгово-промышленной палаты во всех областных цент­рах, а также в Нукусе и Ташкенте. Задача - обеспечить поддержку субъектов предпринимательства путем создания необходимых условий и предоставления возможности получения всего спектра услуг. Принимаемые меры уже дают результаты: за 2019 год количество зарегистрированных предпринимателей возросло вдвое, а приток иностранных инвестиций увеличился в четыре раза.

Узбекистан - самое густонаселенное государство в Центральной Азии, а среди стран СНГ мы занимаем третье место по численности населения после России и Украины. Таким образом, республика отличается не только размером потребительского рынка, но и большой производственной мощностью. Чтобы эффективно использовать этот потенциал, предприняты практические меры по привлечению инвестиций, поддержке экспорта и расширению его географии, упрощению импорта продукции. В результате объем внешней торговли неуклонно растет, создаются условия для реализации крупных инвестиционных проектов. А для либерализации внешней торговли и создания эффективной рыночной экономики ставки таможенных пошлин были снижены для более чем восьми тысяч видов импортных товаров, необходимых для внутреннего рынка.

Фундамент Третьего Ренессанса

Глава государства ставит очень масштабные задачи, реализация которых соответствует всем требованиям времени, вместе с тем предусматривает масштабные вложения. Миру уже известно о наших достижениях, а идеи Президента Шавката Мирзиёева, предложенные им с высокой трибуны авторитетных международных организаций, в ходе саммитов международного уровня, демонстрируют мировому сообществу о намерениях Узбекистана войти в число современных, развитых государств с сильной и стабильной экономикой. Для этого претворяются в жизнь реформы в сфере образования, науки и инноваций.

В рамках реализации Государственной программы по реализации Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах в Год развития науки, просвещения и цифровой экономики принят ряд важных Указов и постановлений Президента и правительства, направленных на дальнейшее совершенствование данных сфер жизни нашего общества.

Растет число детских садов, школ, в том числе специализированных, университетов, включая зарубежные филиалы. Упор делается на воспитание подрастающего поколения всесторонне развитыми личностями, которые смогут уже завтра внести достойный вклад в процветание Узбекистана.

Преобразования в сфере просвещения, произошедшие за последние годы, заслуживают отдельного внимания. Так, Президент Шавкат Мирзиёев заложил прочный фундамент реформ, а одной из первых и наиболее значимых стало возвращение 11-летней системы школьного образования. Значительно укрепилась материально-техническая база образовательных учреждений страны за считанные несколько лет, возрос научный потенциал педагогов. Кроме того, в учебный процесс активно внедряются передовые информационно-коммуникационные технологии, а современную школу уже невозможно представить без оборудованного компьютерного класса, кабинетов, оснащенных гаджетами для проведения интересных интерактивных занятий. Подход к преобразованиям в сфере отличается комплексностью, задействуется передовой зарубежный опыт. А еще мы видим, насколько высоко в стране стал цениться труд педагогов. Для работников системы просвещения создаются все необходимые условия. В 2017-2020 годах в 3056 общеобразовательных школах выполнено строительно-ремонтных работ на 6 трлн 346 млрд сумов, построено 130 школ, реконструировано 1383, капитально отремонтировано 1543, создано 264 тысячи мест.

Реформы в школьном образовании начались с повышения статуса учителей в обществе. При этом планируется оптимизировать их работу, постепенно увеличивать заработную плату, снижать нагрузку за счет повсеместного внедрения цифровых технологий в учебный процесс.

Огромное внимание глава государства уделяет молодежной политике. Как отметил Президент в выступлении по случаю празднования 29-й годовщины Независимости: «Главной нашей целью и впредь будет создание всех условий для того, чтобы молодое поколение реализовало свои таланты и способности, благородные устремления, росла его общественная активность, и оно заняло достойное место в жизни». Примечательно и то, что первым документом, подписанным главой государства на посту исполняющего обязанности Президента страны, стал Закон «О государственной молодежной политике» от 14 сентября 2016 года, направленный на совершенствование государственного управления в сфере, расширение и установление порядка, при котором будет обеспечено всестороннее развитие молодежи в Узбекистане, ее вовлечение в частное предпринимательство, ставшее локомотивом экономического роста страны.

Здоровье нации - залог высоких достижений

Четвертое направление Стратегии действий посвящено развитию социальной сферы, куда входит последовательное повышение занятости и реальных доходов населения, совершенствование системы социальной защиты, повышение социально-политической активности женщин, реализация целевых программ по строительству доступного жилья, развитие культуры, науки, литературы, искусства и спорта, совершенствование государственной молодежной политики. Сохранение здоровья граждан тоже ставится в приоритет.

Так, системные преобразования, происходящие в сфере здравоохранения на протяжении последних четырех лет, позволили значительно повысить качество оказания медуслуг населению, привнести в отрасль передовые решения, инновации и технологии. И так как медицину принято считать наиболее динамично развивающейся отраслью, именно реформы в здравоохранении обозначены главой государства одним из приоритетных направлений устойчивого развития республики на ближайшие годы. Начаты полная цифровизация сферы и широкое внедрение ИКТ, продолжается широкомасштабная работа по оказанию всесторонней помощи лицам с инвалидностью, подготовке к внедрению обязательного медицинского страхования, раннему выявлению и эффективной профилактике факторов риска заболеваний.

Таким образом, мы видим, что в Новом Узбекистане реформы в сфере здравоохранения реализуются ускоренными темпами. Благодаря инициативам главы государства существенно поднялся уровень отечественной медицины, достигнуты результаты, которые признаются в том числе за рубежом.

Патронажная служба в стране также создана на основе нового подхода. В частности, принимается ряд мер для полного охвата одиноких пожилых людей, лиц с ограниченными возможностями, хроническими заболеваниями, будущих мам и детей патронажными службами. Значительный прогресс достигнут в профилактике заболеваний и повышении медицинской культуры в семьях. Следует отметить, что сегодня не только в Ташкенте, но также Намангане, Хорезме, Фергане, Бухаре и других регионах успешно проводятся сложнейшие операции на сердце, по трансплантации почек, печени. Количество больниц в частном секторе превысило 5300 за счет развития государственно-частного партнерства, институциональных и правовых механизмов увеличения доли частного сектора в медицине. Так, за прошедший период в стране создано более 100 современных частных клиник в сотрудничестве с Россией, США, Китаем, Индией, Турцией, Южной Кореей, Израилем.

В настоящее время семь университетов страны и четыре их филиала, а также 22 международных факультета, открытые в сотрудничестве с ведущими мировыми медицинскими и научными центрами, готовят квалифицированных кадров для медицинской сферы. Стабильно развивается и фармацевтическая промышленность Узбекистана. Потребителям поставляются качественные лекарственные средства по оптимальным ценам.

Ежегодное увеличение объема бюджетных средств, выделяемых на систему здравоохранения, способствует эффективности реформ. Например, в 2017 году в отрасль было направлено 7,1 трлн сумов, а в 2019-м этот показатель достиг 12,1 трлн сумов, что в 1,6 раза больше, чем в предыдущие годы.

Таким образом, за короткий период времени в нашей стране сформировалась новая экономическая среда для ведения свободного бизнеса, заметны большие сдвиги в сторону повышения уровня жизни населения, растет общественно-политическая активность институтов гражданского общества, а плюрализм мнений и диалог с народом взяты за основу поступательного развития независимого Узбекистана. Особенно это заметно в сферах обеспечения прав человека, религиозных свобод, укрепления позиций СМИ. Необходимо всесторонне укреплять и развивать эти процессы, продолжать ставить масштабные задачи и претворять их в жизнь на благо будущих поколений. Бесспорно, Новый Узбекистан обладает необходимым для этого потенциалом.

Бобур Бекмуродов.
Председатель Общенационального движения «Юксалиш».