О ее видеоуроках с восторгом отзываются в социальных сетях коллеги-филологи и родители учащихся, находящихся на онлайн-обучении: «Живой голос педагога, который любит детей и свою работу. Никакой фальши, только тепло, которое осязаемо чувствуется».

Видя такую оценку своего труда, Зульфия Хаитовна цитирует слова Президента: «Новый Узбекистан начинается с порога школы», определяя личную ответственность наставника в преобразовании страны. На вопросы отвечает по-учительски четко и уверенно.

- Вы слушали главу государства на торжественном собрании, посвященном Дню учителей и наставников, затаив дыхание, боясь ненароком пропустить самое важное...

- А как по-другому, если каждая фраза дышит энергией созидания, проникнута заботой о молодом поколении страны, если подчеркивается та роль, которую образование должно сыграть в формировании фундамента новой эпохи Возрождения - Третьего Ренессанса. Речь Президента вызвала хорошую аналитическую реакцию. Побуждает работать с еще большей отдачей, безупречно выполнять свою главную функцию - учить и воспитывать. Настоящий учитель всегда дает гораздо больше, нежели заложено в школьной программе. Помогает школьнику раскрыть в себе лучшие качества, найти правильную дорогу в жизни. Хочется вкладывать в подрастающее поколение частичку себя каждый день, каждый час, показывать, как важны любовь к Родине, порядочность, справедливость, доверие, уважение друг к другу. Эти общечеловеческие ценности - основа формирования думающей, свободной личности, достойного гражданина своей страны. Понятия нравственные, которые не зазубришь, не скачаешь из интернета, закладываются благодаря системной кропотливой образовательно-воспитательной работе. Особое место занимают здесь пример наставника, искреннее общение.

И от нас, скромных тружеников школы, зависит, насколько активно и грамотно включится молодежь в процесс масштабных демократических реформ. Внимание, уделяемое сфере образования на самом высоком уровне, позволяет педагогам, наставникам чувствовать себя опорой в построении нового общества. Учителю необходимо ощущать поддержку государства. В последние годы немало сделано для укрепления престижа профессии педагога, повышения его социального статуса.

Не могу не сказать о событии, в котором мне довелось участвовать. Мы, учителя, вместе с ветеранами труда, известными литераторами Узбекистана оказались первыми гостями бальнеологического санатория гостиничного класса Chinabad Plaza. Яркий пример заботы государства о тех, кто вкладывает душу в формирование гармонично развитого поколения. Как будто во дворце побывали! Получили заряд здоровья и бодрости. Каждый день, проведенный в здравнице, построенной с учетом мировых стандартов, подарил бесценное общение.

С коллегами говорили об оптимизации учебного процесса, о методических находках, облегчающих усвоение материала. Поэзию, как правило, любят все учителя, поэтому стартом в череде интересных встреч стал творческий вечер Николая Ильина. Стихи этого поэта включены в программу классов с узбекским языком обучения.

Послушали выразительное чтение педагогов из разных уголков Узбекистана. Учителю английского языка из столичной школы № 5 Любови Султановой, ведущей, с трудом удалось справиться с волнением: столько мэтров, которых можно не только увидеть воочию, но и задать вопросы и услышать из первых уст рассказ о творческом процессе. Атмосфера была теплой, наполненной поэзией, воспоминаниями, юмором, песнями.

Говорили и о том, что наша страна чтит память деятелей науки и культуры, внесших особый вклад в духовное возрождение нации, что учитель должен донести до учащихся не только смысл постановлений правительства, но и активно приобщать к наследию Навои, Бабура, Мукими, Чулпана, Абдуллы Орипова и других мастеров художественного слова.

На следующий день замечательный экскурс в многообразие творчества провел главный редактор журнала «Мировая литература» Ахмаджон Мелибаев. Напечатанное на страницах издания предстало перед участниками необычного семинара кратко, но выпукло и зримо. На конкретных примерах демонстрировались трудности переводческой работы, яркое использование выразительных средств языка.

Получившие подарок от государства в виде санаторного лечения продемонстрировали высокий уровень духовного здоровья, щедро делясь им с новыми друзьями. Говорили о кино, средствах массовой информации, способах приобщения молодежи к чтению...

- Национальная программа развития и поддержки культуры чтения в 2020-2025 годах ставит перед педагогами-филологами нелегкую задачу - обратить молодежь, увлеченную краткостью гаджетов, к книге. К другу, которого, по мудрому мнению Алишера Навои, «милее в мире нет». Каким образом вам удается «зара­зить» ребят художественным словом?

- Начинать надо с себя. Если сам забыл, когда в последний раз размышлял над романом, повестью или лирическим стихотворением, имеешь ли ты право требовать от ребят, чтобы они знакомились с произведением не по краткому пересказу, а вдумываясь в каждую фразу источника?!

Именно со свежим восприятием нужно идти в класс, делиться своими открытиями с учащимися. Искренняя, а не по долгу службы заинтересованность словесника непременно найдет отклик в ученической аудитории. Успех зависит и от того, сумеет ли учитель показать непреходящее значение классической литературы. Не зря ее назвали образцовой. В ней во все времена можно отыскать ответы на сложные вопросы нравственности, найти правильные советы.

Прошли времена, когда школьник безропотно заучивал содержимое параграфа. Современный подросток рассматривает любой предмет с точки зрения практической пользы. Неубедительные доводы преподавателя вызовут скептическое противодействие: «А зачем это мне?». Ребят интересует, как завтра они смогут полученные знания использовать в социуме. И искусство слова подчас представляется им не чем иным, как умением красиво изъясняться.

Темпы жизни выдвигают на первый план краткость, а порой даже схематичность. К сожалению, технологии отодвинули литературу, которая сегодня нуждается в грамотной помощи предметника. Любовь к художественному слову не передашь, когда играешь роль увлеченного чтением. Десятки пар глаз просветят тебя не хуже рентгеновского аппарата.

Мои ученики привыкли: каждое занятие начинается с какой-нибудь фразы из художественного произведения, и она получает интерпретацию в течение урока, связывая автора с днем сегодняшним. И переложение пословицы им хорошо знакомо: «Зульфия Хаитовна и труд рядом идут». Хочется примерить, осилят ли они труд чтения, выразительной декламации, упрощенного лингвистического анализа текста. Вижу, стараются - оцениваю прилежание по достоинству. Часто подобные авансы творят чудеса: ребенок берется за книгу.

Наша задача - не заставить читать, пугая оценкой, а увлечь. Поэтому стараюсь пробудить у учеников жажду поиска. Предлагаю самим планировать объяснение на уроке литературы, пересказывать тексты драматических произведений по ролям, подбирать интересные факты из жизни и творчества писателей и поэтов.

- У вас за плечами больше 50 видео­уроков, причем без малейшего смущения перед телекамерой. Откуда такое самообладание?

- Уверенность предметника базируется на знании материала. Что касается естественной тональности, все очень просто. Представляла глаза учеников, степень их восприятия. Таким образом чувствовала, где нужно дополнительное разъяснение, где снизить темп речи, где обратиться с риторическим вопросом. А когда всецело поглощена обратной реакцией аудитории, заметишь ли ты камеру? Она становится предметом второстепенным.

- Учитель, тем более автор нескольких учебников и методичес­ких пособий, разрабатывающий национальную программу, всегда мечтатель. Он представляет, как ученик открывает учебник, берется за выполнение задания и в перспективе видит идеал. О чем мечтает кавалер ордена «Мехнат шухрати» Зульфия Абдураимова?

- Мечтаю о том, что мой труд станет для учеников и их наставников стимулом к творческому подходу, к самосовершенствованию. И о заветном: обращаясь к педагогам республики, Президент говорил о создании специальных фондов в районах и городах с целью развития сферы образования. Хотелось бы возглавить один из таких фондов и воплотить все свои идеи, призванные помочь школьному учителю. «Школа - второй дом!» - для меня не дежурные слова. Хочется, чтобы под крышей этого дома дети приобретали прочные знания - нужные, полезные, делающие нашу жизнь краше и ярче.

Беседовала
Людмила Полонская.