Новый Узбекистан: обеспечение фундаментальных прав и свобод каждого гражданина

    Национальным центром Республики Узбекистан по правам человека, Национальной ассоциацией негосударственных некоммерческих организаций Узбекистана в сотрудничестве с рядом государственных органов, исследовательских  и аналитических центров Узбекистана 24 августа  в Ташкенте организуется Национальный форум «Сотрудничество государственных органов  и негосударственных некоммерческих организаций  в обеспечении прав и интересов человека». Накануне форума корреспондент «ПВ» побеседовал с директором Национального центра по правам человека, академиком А. Х. Саидовым.

    - Акмал Холматович, какие цели и задачи ставит данный форум? И насколько они связаны с фундаментальными задачами Стратегии развития Нового Узбекистана на 2022-2026 годы?

    - Тема форума тесно увязана с двумя фундаментальными задачами осуществляемых в Новом Узбеки­стане динамичных и прорывных демократических реформ.

    Во-первых, это широкое внедрение в жизнь общества и государства поддержанного народом принципа «Во имя чести и достоинства человека». Обеспечение чести и достоинства, прав, свобод и законных интересов человека является сердцевиной, стержнем и связующим звеном всех семи направлений Стратегии развития Нового Узбекистана.

    При этом, как неоднократно подчеркивал Президент Шавкат Мирзиёев, «…для нас достоинство человека - не какое-то абстрактное, высокопарное понятие. Оно обозначает для нас прежде всего обеспечение мирной и безопасной жизни каждого гражданина, его фундаментальных прав и свобод. Говоря о достоинстве человека, мы имеем в виду создание достойных условий жизни и современной инфраструктуры, квалифицированное медицинское обслуживание, качественное образование, социальную защиту и здоровую экологическую среду для каждого жителя страны».

    В данном контексте Новый Узбекистан - это государство, в котором высшей ценностью является человек, его честь и достоинство, права и свободы, где обеспечивается свободная, благо­устроенная и благополучная жизнь многонационального народа. Это государство, развивающееся в строгом соответствии с общепризнанными нормами в области демок­ратии, прав и свобод человека, опирающееся на принципы дружбы и сотрудничества.

    Во-вторых, это формирование справедливого и открытого гражданского общества, строительство социального и правового государства, что предусматривает обеспечение стремительных изменений в политико-правовой, социально-экономической жизни нашей страны, формирование абсолютно новых отношений в обществе, создание новых возможностей для деятельности негосударственных некоммерческих организаций и других институтов гражданского общества.

    - Следует отметить, что за последние шесть лет в Узбекистане процессы в облас­ти прав человека демонстрируют позитивную динамику. Однако, по мнению зарубежных экспертов, для приближения страны к международным стандартам в данном аспекте потребуются более решительные действия. Расскажите, что сделано на сегодня в этом направлении?

    - В рамках реализации Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Респуб­лики Узбекистан в 2017-2021 годах и Стратегии развития Нового Узбекистана на 2022-2026 годы осуществлены и реализуются целенаправленные меры в сфере обеспечения личных, политических, экономических, социальных, экологических и культурных прав человека.

    За последние шесть лет принято около 350 законов, свыше 4,4 тысячи решений Президента Респуб­лики Узбекистан. Среди них особое место занимают Национальная стратегия Республики Узбекистан по правам человека, Национальные цели и задачи в области устойчивого развития на период до 2030 года, Стратегия достижения гендерного равенства в Республике Узбекистан до 2030 года, Концепция развития гражданского общества в 2021-2025 годах, Концепция государственной политики Республики Узбекистан в сфере межнациональных отношений, Концепция развития государственной молодежной политики в Узбекистане до 2025 года, основанная на Стратегии ООН «Молодежь-2030».

    Приняты меры по укреплению институцио­нальных механизмов защиты прав и свобод граждан:

    • созданы Народные приемные и Виртуальная приемная Президента Узбекистана, укреплены национальные институты по правам человека, такие как Парламентский омбудсман, Бизнес-­омбудсман, Детский омбудсман, Национальный центр по правам человека;
    • сформированы и организована работа таких парламентских институтов, как Парламентская комиссия по контролю за реализацией Национальных целей и задач в области устойчивого развития Республики Узбекистан на период до 2030 года; Парламентская комиссия по соблюдению международных обязательств Республики Узбеки­стан в области прав человека; Национальная комиссия по противодействию торговле людьми и принудительному труду и другие.

    Главное, динамично развиваются институты общественного контроля и социального партнерства. ННО широко вовлекаются в деятельность парламента, разных парламентских комиссий, а также государственных органов в сфере защиты и реализации прав и свобод человека.

    - Институты гражданского общества играют немаловажную роль в обеспечении и защите прав человека. Это является основным условием демократизации общества.

    Какова должна быть роль институтов гражданского общества в процессах демократизации? Какие меры необходимо принимать для повышения их роли?

    - В Узбекистане осуществлены системные меры, направленные на повышение роли и значения институтов гражданского общества с учетом закономерностей развития общества и государства, передового зарубежного и мирового опыта.

    Выработаны и претворяются в жизнь свыше 200 актов Президента и правительства страны, ряд национальных стратегий, концепций и программ. В частности, приняты важнейшие законы о профессиональных союзах, волонтерской деятельности, защите женщин от притеснения и насилия, гарантиях равных прав и возможностей для женщин и мужчин, гарантиях прав ребенка, свободе совести и религиозных организациях.

    Внесены изменения и дополнения в Конституцию страны, законы о негосударственных некоммерческих организациях, социальном парт­нерстве, общественном и экологическом контроле, органах самоуправления граждан, государственной молодежной политике.

    Вопросы внедрения в жизнь фундаментальных демократических понятий и ценностей, таких как «права и свободы человека», «верховенство закона», «открытость и гласность», «свобода слова», «свобода религии и свобода совести», «общественный контроль», «социальное партнерство», «гендерное равенство», «свобода экономической деятельности» и других, становятся цент­ровыми в деятельности гражданских институтов.

    В результате реализации в Узбекистане масштабных организационно-правовых мер по усилению роли институтов гражданского общества число ННО увеличилось почти на 16 процентов (превысив 9800), махаллей - составило около 10 000. Количество средств массовой информации выросло по сравнению с 2016 годом почти на 30 процентов (1962). В национальном информационном пространстве количество интернет-изданий увеличилось почти вдвое и достигло 677, причем частные СМИ занимают все более значимое место в жизни общества.

    На качественно новый уровень поднято социальное партнерство государственных органов с ННО в достижении политических, социальных, экономических, экологических, культурных и образовательных целей, реализации Национальных целей и задач в области устойчивого развития.

    Количество средств, выделяемых из Государственного бюджета на поддержку социального парт­нерства увеличилось более чем в пять раз. Только в 2022 году обеспечивается государственная поддержка свыше 700 программ и проектов социального партнерства.

    Впервые оказывается существенная поддержка национальным культурным центрам для укрепления мира, дружбы и толерантности между более чем 130 нациями и народностями, проживающими в Узбекистане. В числе получателей государственных субсидий ННО, представляющие и защищающие права и интересы лиц с инвалидностью, уязвимых слоев населения, а также экологические.

    В 11 регионах страны созданы, в трех - создаются Дома ННО, образовано 15 коворкинг-цент­ров. Количество постоянных сотрудников ННО превысило 52 тысячи человек.

    Отмечается значительная активизация ННО по внедрению принципов «Единственным источником и автором Конституции является народ» и «Важнейшие решения, касающиеся жизни страны, принимаются на основе непосредственного диалога с народом, с учетом мнений общественности». Так, за восемь месяцев текущего года ННО под руководством Конституционной комиссии провели свыше 100 национальных и международных форумов по обсуждению разных аспектов конституционных реформ и поправок в Конституцию. Впервые свыше 200 национальных ННО приняли участие в проведении общественной, гендерной, ювенальной, правозащитной и антикоррупционной экспертизы проекта Конституционного закона.

    В рамках осуществляемых в стране конституционных реформ предполагается определение конс­титуционной идентичности Нового Узбекистана в качестве государства с открытым и справедливым гражданским обществом, в частности дальнейшее развитие и укрепление институтов.

    Социальное партнерство. В задачи Кабинета Министров включаются три новые по обеспечению меры реализации государственной молодежной политики, принятия мер по поддержке, укреплению и защиты семьи, сохранению традиционных семейных ценностей; развития системы социальной защиты, в том числе лиц с инвалидностью; осуществления программ социального парт­нерства и поддержке институтов гражданского общества, их участию в выработке и реализации программ социально-экономического развития.

    Общественный контроль. В этом плане важнейшими новеллами являются, в частности, закреп­ление общественного контроля над бюджетной политикой государства, внедрение института «народной инициативы» граждан (не менее ста тысяч человек вносят законодательные предложения в Законодательную палату Олий Мажлиса).

    Махалля. В Конституцию Узбекистана планируется внести нормы, направленные на повышение эффективности деятельности института махалли, превращение ее в базовое звено общественного управления и контроля.

    - Узбекистан вступил в престижные международные организации, которые работают в сфере обеспечения прав человека, и взял на себя выполнение всех обязательств, принятых в рамках международных актов и соглашений. Как дальше будут развиваться взаимоотношения и сотрудничество в области прав человека с международными парт­нерами?

    - Новый Узбекистан - открытое и социально ответственное государство, надежный парт­нер, приверженный исполнению своих международных обязательств.

    Сотрудничество Узбекистана с международными организациями, в частности с ООН, в сфере прав человека за последние шесть лет поднялось на новый уровень. Президент Шавкат Мирзиёев выступал с речью на 72-й, 75-й и 76-й сессиях Генеральной Ассамблеи ООН, 46-й сессии Совета ООН по правам человека, в ходе которых было озвучено свыше 30 инициатив Узбекистана в области укрепления международной и региональной безопасности, дальнейшего развития образования, духовности, экологии, туризма, защиты прав человека.

    Международным признанием усилий Узбекистана за последние годы явилось избрание нашей страны в Совет ООН по правам человека, а также принятие таких инициированных Узбекистаном резолюций Генеральной Ассамблеи ООН, как «Укрепление регионального и международного сотрудничества по обеспечению мира, стабильности и устойчивого развития в Центральноазиатском регионе»; «Просвещение и религиозная толерантность»; «Устойчивый туризм и устойчивое развитие в Центральной Азии»; «Об объявлении региона Приаралья зоной экологических инноваций и технологий» и не только.

    Узбекистан ратифицировал Конвенцию ООН о правах инвалидов. Под эгидой Диалога женщин - лидеров стран Центральной Азии провел регио­нальный форум с участием женских организаций гражданского общества, а также структуры «ООН-Женщины». Организовал Всемирную конференцию по правам молодежи «Вовлечение молодежи в глобальные действия». По инициативе Узбеки­стана принята резолюция Совета ООН по правам человека о защите прав молодежи в условиях пандемии.

    Кроме того, впервые с момента создания ООН по инициативе узбекской стороны организован Азиатский форум по правам человека, прошедший в городе Самарканде. Принята Самаркандская декларация по правам человека, утвержденная в качестве одного из основных документов 73-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН. Парламент Узбеки­стана утвердил «Дорожную карту» по реализации «самаркандского духа» в области прав человека.

    В 2019 году в городе Ташкенте проведен VI Ежегодный семинар Независимой постоянной комиссии по правам человека Организации исламского сотрудничества, по итогам которого принята Ташкентская декларация о правах молодежи.

    - Предлагаются ли более эффективные способы и модели для широкого привлечения негосударственных некоммерческих организаций в процессы обеспечения прав и интересов человека и для активного сотрудничества их с государственными органами?

    - Да, по итогам Национального форума будет выработан итоговый документ, в котором, по нашему мнению, необходимо обратить особое внимание на следующие вопросы.

    Первое. На основе принципов «Новые стандарты взаимодействия с гражданским обществом - новые стратегии развития - новые модели поведения» и «Единство целей и общность интересов» на всех уровнях представительной и исполнительной власти широко вовлекать ННО и другие институты гражданского общества в процессы принятия важнейших решений в социально-экономической и политико-правовой сферах, реализации Стратегии развития Нового Узбекистана, Национальных целей и задач в области устойчивого развития, избирательного процесса, Национальной стратегии по правам человека и других стратегий, концепций и программ.

    Второе. Развитие современных форм социального партнерства и осуществления общественного контроля, в том числе:

    • практики проверки качества исполнения региональных, отраслевых и государственных программ на основе коллективных обращений, целевого расходования государственных средств;
    • в сфере борьбы с преступностью, особенно с торговлей людьми, пытками, организованной и транснациональной прес­тупностью, а также обеспечения справедливости и соблюдения прав человека в пенитенциарных учреждениях и учреждениях исполнения наказания;
    • выявления сфер и отраслей, подверженных коррупции, предупреждения коррупциогенных факторов, формирования непримиримого отношения в обществе к коррупции;
    • предотвращения экологических проб­лем, наносящих вред здоровью и генофонду населения, организации «экологической экспертизы» принимаемых нормативно-правовых актов;
    • организации эффективной и адресной работы по решению проблем женщин, молодежи, лиц с инвалидностью и других уязвимых слоев населения.

    В целом осуществляемая в стране масштабная работа служит созданию надежного фундамента Нового Узбекистана, где высшей ценностью является человек, его честь и достоинство, права, свободы и законные интересы, а также третьего Ренессанса - новой эпохи национального развития.

    Самое важное, сегодня отмечается консолидация народа, государственных органов, институтов гражданского общества и бизнес-сообщества вокруг этих идей, что является залогом достижения поставленных благородных целей.

    Беседовала
    Анастасия Боровикова.

    No date selected
    ноябрь 2024 г.
    1
    2
    3
    4
    5
    6
    7
    8
    9
    10
    11
    12
    13
    14
    15
    16
    17
    18
    19
    20
    21
    22
    23
    24
    25
    26
    27
    28
    29
    30
    Use cursor keys to navigate calendar dates