Необходимо признать, что международные террористические и религиозно-экстремистские организации, достигнув больших возможностей, видоизменились и сегодня способны поставить под угрозу целостность государств, стабильность целых регионов.
Трансформация международного терроризма в сложное социально-политическое явление требует постоянного поиска путей выработки эффективных мер реагирования, изучения истоков появления экстремистских мировоззрений. Это продиктовано ответственностью за благополучие миллионов людей, населяющих обширный регион Центральной Азии.
Именно поэтому в Республике Узбекистан создана и продолжает развиваться национальная система противодействия терроризму, которая включает обширную законодательную, нормативно-правовую и институциональную базу, обеспечивая проведение эффективной контртеррористической политики как внутри страны, так и в международном масштабе. Были приняты законы «О борьбе с терроризмом» (2000 год), «О государственной молодежной политике» (2016), «О противодействии экстремизму» (2018), «О гарантиях равных прав и возможностей для женщин и мужчин» (2019), а также Национальная стратегия Республики Узбекистан по правам человека (2020).
В июле 2021 года в целях обеспечения эффективной и скоординированной государственной политики по противодействию экстремизму и терроризму, позволяющей надежно защитить конституционный строй, обеспечить национальную безопасность, права и свободы граждан, в данной сфере принята Национальная стратегия Республики Узбекистан по противодействию экстремизму и терроризму на 2021-2026 годы.
Новый Узбекистан безоговорочно осуждает терроризм во всех его формах и проявлениях, привержен международному сотрудничеству, является активным участником всеобъемлющих и комплексных усилий по противодействию экстремизму и терроризму, ратифицировав 14 международных конвенций и протоколов.
В 2006 году наша республика поддержала утвержденную Генеральной Ассамблеей ООН Глобальную контртеррористическую стратегию (ГКТС ООН), ставшую уникальным документом по активизации и консолидации национальных, региональных и международных мер по борьбе с различными проявлениями терроризма. Единогласное принятие государствами - членами ООН данной программы, которая сегодня служит общим ориентиром в эффективном противодействии терроризму, впервые ознаменовало формирование международного консенсуса относительно единой стратегической основы для борьбы с этим злом.
К тому же Узбекистан принимает активное участие в реализации ГКТС ООН и на региональном уровне. В частности, в 2011 году странами ЦА на основе многосторонних консультаций и консенсуса был принят Совместный план действий по реализации ГКТС ООН, который сегодня выступает в качестве основы для консолидации усилий соседствующих государств по борьбе с угрозой терроризма. При этом Центральная Азия стала первым регионом, где начата всеобъемлющая и комплексная реализация программного документа.
Это единственная в своем роде региональная стратегия, опытом которой могут воспользоваться и другие государства. По словам Генерального секретаря ООН Антониу Гутерриша, «страны Центральной Азии являются примером в совместном осуществлении Глобальной контртеррористической стратегии ООН на региональном уровне».
В прошлом году исполнилось десять лет со дня принятия Совместного плана действий в регионе по реализации ГКТС ООН в Центральной Азии. В связи с этим Президент Республики Узбекистан Шавкат Мирзиёев в ходе выступления на 75-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН озвучил инициативу по проведению в Ташкенте международной конференции высокого уровня, посвященной достигнутым результатам и перспективам взаимодействия в рамках реализации данной стратегии.
Проведение в начале марта 2022 года международной конференции позволит обменяться уникальным опытом по реализации ГКТС ООН в странах Центральной Азии, определить новые приоритеты и направления взаимодействия, а также придать новый импульс региональному сотрудничеству в борьбе с угрозами экстремизма и терроризма.
Мероприятие олицетворяет практическую реализацию принятой в июне 2018 года по инициативе Президента Шавката Мирзиёева специальной резолюции ООН «Укрепление регионального и международного сотрудничества по обеспечению мира, стабильности и устойчивого развития в Центральноазиатском регионе».
Нынешняя площадка в Ташкенте соберет солидный состав участников: глав внешнеполитических ведомств стран Центральной Азии, Индии, Пакистана, высокопоставленных должностных лиц международных и региональных организаций - ООН, ОБСЕ, ЕС, РЦПДЦА, ШОС, СНГ, Интерпола, а также глав зарубежных дипломатических миссий в Узбекистане.
Узбекистан - активный участник Шанхайской организации сотрудничества, одна из целей которой - совместное обеспечение и поддержание мира, безопасности и стабильности в регионе. В данном контексте следует отметить, что учреждение Региональной антитеррористической структуры (РАТС) ШОС с размещением ее штаб-квартиры в Ташкенте стало своего рода признанием ведущей роли Республики Узбекистан в борьбе с терроризмом. Ежегодно при содействии и координирующей роли Исполкома РАТС ШОС на территории сторон проводятся совместные антитеррористические учения, в которых представители Узбекистана принимают активное участие.
Аналогичную работу проводит Антитеррористический центр государств - участников Содружества Независимых Государств (АТЦ СНГ). В рамках СНГ принята Программа сотрудничества государств - участников СНГ в борьбе с терроризмом и иными насильственными проявлениями экстремизма на 2020-2022 годы. Успешность подобной практики демонстрирует тот факт, что правоохранительные органы стран Содружества только в 2020-м совместно ликвидировали 22 ячейки международных террористических организаций, которые вербовали людей для подготовки в ряды боевиков за рубежом.
В деле противодействия терроризму Республика Узбекистан уделяет особое внимание партнерству с Организацией по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), которое подкрепляется двухгодичными программами по совместному сотрудничеству в военно-политическом измерении. Так, в рамках сотрудничества на 2021-2022 годы ключевыми целями обозначены противодействие терроризму, обеспечение информационной кибербезопасности и содействие в борьбе с финансированием терроризма.
Налажен механизм проведения Контртеррористическим управлением ООН и Управлением ООН по наркотикам и преступности поэтапных учебных курсов по борьбе с терроризмом, насильственным экстремизмом, организованной преступностью и финансированием терроризма для сотрудников правоохранительных органов страны.
Следует отметить, что принципы такого сотрудничества заключаются в следующем.
Эффективно противостоять современным угрозам можно только путем укрепления коллективных механизмов международного сотрудничества, принятия последовательных мер, исключающих возможность применения двойных стандартов.
Первостепенное внимание должно уделяться борьбе с причинами угроз, а не с их последствиями. Международному сообществу важно активизировать вклад в борьбу с радикальными и экстремистскими центрами, культивирующими идеологию ненависти, создающими конвейер формирования будущих террористов.
Реагирование на возрастающую угрозу терроризма должно быть всеохватывающим, а ООН отводится роль ключевого мирового координатора в данном направлении.
С учетом изменения форм, объектов и целей терроризма Республика Узбекистан адаптирует свою стратегию борьбы с терроризмом к современным вызовам и угрозам, делая ставку на борьбу за умы людей, в первую очередь молодежи, путем повышения правовой культуры, духовно-религиозного просветительства и защиты прав человека.
Руководство страны опирается на принцип: важно бороться с причинами, обуславливающими становление граждан восприимчивыми к террористическим идеологиям.
Государство контртеррористической политикой старается выработать у граждан, с одной стороны, иммунитет против радикального понимания ислама, воспитать толерантность, с другой - инстинкт самосохранения против вербовки.
Используемый Республикой Узбекистан комплексный подход в предотвращении угроз экстремизма и терроризма имеет особое значение для безопасности и благополучия населения, обеспечения национальной и региональной стабильности.
Высокий уровень безопасности благотворно влияет на инвестиционную привлекательность государства, что позволяет успешно осуществлять взаимовыгодное сотрудничество со многими странами мира в торгово-экономической, научно-технической, социально-гуманитарной, культурной областях и не только.
Таким образом, наряду с другими субъектами мирового сообщества усилия Узбекистана направлены на реализацию комплексных мер противодействия терроризму, экстремизму и радикализму, которые позволяют сообща решать задачи по обеспечению региональной и международной безопасности.
Шавкат Норматов.
Начальник Института военного наследия и современных исследований Министерств обороны Республики Узбекистан генерал-лейтенант.