За последние годы в стране усовершенствованы правовые и институциональные основы предупреждения и противодействия коррупции, осуществлены масштабные реформы, направленные на формирование атмосферы нетерпимости к коррупции в обществе.
В частности, в государственных органах и организациях широко внедрены современные механизмы противодействия коррупции, приняты системные меры по обеспечению открытости их деятельности и повышению отчетности перед общественностью.
Вместе с тем возникает необходимость поднятия на новый уровень системы формирования у населения и государственных служащих нетерпимого отношения к коррупции, привития им «вакцины добропорядочности», а также повышения знаний и навыков в сфере противодействия коррупции исходя из требований времени.
В целях внедрения широкомасштабной системы непрерывного повышения знаний населения и государственных служащих в сфере противодействия коррупции в соответствии со Стратегией «Узбекистан-2030»:
1. Одобрить предложение Агентства по противодействию коррупции (далее – Агентство) и Генеральной прокуратуры Республики Узбекистан
о внедрении с 1 января 2025 года электронной платформы «Виртуальная академия по противодействию коррупции» (далее – Виртуальная академия), направленной на непрерывное повышение знаний населения
и государственных служащих в сфере противодействия коррупции.
2. Определить приоритетными направлениями системы непрерывного повышения знаний населения и государственных служащих в сфере противодействия коррупции:
повышение правосознания и правовой культуры населения и государственных служащих, формирование в обществе правового иммунитета к коррупции, привитие в сознание молодого поколения ценностей добропорядочности;
повышение на постоянной основе знаний, навыков и квалификации работников, ответственных за противодействие коррупции, а также занимающих должности государственной службы, наиболее подверженные коррупционным рискам;
оценку и сертификацию знаний государственных служащих в сфере противодействия коррупции, а также ведение реестра государственных служащих, получивших сертификат;
ведение электронной базы данных о национальном и зарубежном опыте, научных, методических и практических разработках, достижениях
в сфере противодействия коррупции;
реализацию научно-исследовательских программ и проектов по актуальным проблемам противодействия коррупции, в том числе
с привлечением национальных, зарубежных и международных грантов.
3. Установить, что организация и ведение учебной деятельности в Виртуальной академии осуществляются Агентством и Правоохранительной академией (далее – Академия). При этом:
а) Агентство:
формирует контингент государственных служащих, подлежащих обучению в сфере противодействия коррупции и по согласованию
с Академией утверждает годовой план-график обучения;
ведет мониторинг качественной организации учебного процесса;
вносит в Академию предложения о внедрении новых учебных модулей с учетом государственной политики по противодействию коррупции, коррупционных рисков и результатов исследований;
осуществляет тесное сотрудничество с государственными органами и организациями, привлеченными к учебному процессу, для эффективного функционирования системы обучения;
совместно с Академией ежегодно вносит в Национальный совет по противодействию коррупции Республики Узбекистан информацию о деятельности Виртуальной академии;
б) Академия:
обеспечивает непрерывное функционирование Виртуальной академии, регулярное пополнение и обновление учебного контента
и материалов;
организует учебный процесс в сфере противодействия коррупции, в том числе разрабатывает учебные планы и программы, размещает информацию об учебных курсах в Виртуальной академии;
формирует электронную базу данных результатов освоения знаний слушателями, ведет реестр лиц, окончивших учебные курсы;
привлекает к учебному процессу квалифицированных специалистов государственных органов и организаций, высших образовательных
и научно-исследовательских учреждений, в том числе зарубежных экспертов.
4. Обучение в Виртуальной академии проводится на основе учебных программ по противодействию коррупции для следующего контингента:
население, субъекты предпринимательства, представители негосударственных некоммерческих организаций и других институтов гражданского общества;
воспитанники, учащиеся и студенты образовательных организаций;
государственные служащие государственных органов и организаций (далее – государственные служащие);
работники предприятий с участием государства.
5. Определить, что:
а) обучение в сфере противодействия коррупции в Виртуальной академии организуется по базовым и специальным учебным курсам.
При этом:
обучение на базовых учебных курсах для всех пользователей организуется на бесплатной основе;
повышение квалификации на специальных учебных курсах осуществляется на платно-контрактной основе;
б) для государственных служащих повышение квалификации в сфере противодействия коррупции на специальных учебных курсах Виртуальной академии является обязательным. При этом:
государственный служащий проходит курс обучения в течение трех месяцев после приема на работу;
периодичность повышения квалификации государственных служащих составляет не реже одного раза в три года;
специальные курсы для работников подразделений внутреннего антикоррупционного контроля и осуществляющих деятельность на должностях государственной службы, наиболее подверженные коррупционным рискам, проводятся на основании углубленных учебных программ;
в) обучение на специальных учебных курсах лиц, не являющихся государственными служащими, осуществляется на добровольной основе.
6. Определить источниками финансирования деятельности Виртуальной академии:
средства, поступающие от обучения на платно-контрактной основе;
внебюджетные средства Академии;
средства Фонда развития Агентства;
благотворительные пожертвования физических и юридических лиц;
гранты и средства международных организаций;
иные источники, не запрещенные законодательством.
7. Утвердить «Дорожную карту» по обеспечению эффективного функционирования и укреплению материально-технической базы электронной платформы «Виртуальная академия по противодействию коррупции» согласно приложению.
8. Установить порядок, в соответствии с которым:
а) размер оплаты за повышение квалификации на специальных учебных курсах на платно-контрактной основе утверждается Попечительским советом Академии по согласованию с Агентством и Министерством экономики и финансов;
б) лицам, успешно окончившим специальные учебные курсы, выдается сертификат образца, утверждаемого Агентством и Академией;
в) расходы, связанные с повышением квалификации государственных служащих, покрываются в пределах бюджетных средств, выделяемых
на эти цели соответствующему государственному органу или организации, либо за счет их внебюджетных средств, а также иных источников,
не запрещенных законодательством;
г) средства, поступающие от обучения на платно-контрактной основе, аккумулируются на расчетном счете Академии и направляются
на следующие цели:
размещение заказов на подготовку материалов для использования в деятельности Виртуальной академии;
материальное стимулирование и повышение квалификации работников, ответственных за обеспечение деятельности Виртуальной академии;
покрытие расходов, связанных с непрерывной работой Виртуальной академии и эффективной организацией ее деятельности;
покрытие расходов, связанных с привлечением к учебному процессу соответствующих работников, научно-педагогических кадров и специалистов, в том числе зарубежных экспертов.
При этом средства, поступающие от обучения, после покрытия вышеуказанных расходов распределяются в равных долях во внебюджетные фонды Агентства и Академии.
9. Государственным органам и организациям обеспечить
на регулярной основе повышение квалификации своих работников в сфере противодействия коррупции в Виртуальной академии.
Рекомендовать предприятиям с участием государства принимать меры по повышению квалификации работников в сфере противодействия коррупции в Виртуальной академии.
10. В целях системной и эффективной организации научных исследований, направленных на предупреждение и противодействие коррупции, внедрить порядок, предусматривающий:
формирование Агентством рекомендуемых ежегодныхнаучно-исследовательских тем, которые могут быть реализованы в сфере противодействия коррупции высшими образовательными и научно-исследовательскими организациями;
представление Агентству результатов научных исследований, реализованных в сфере противодействия коррупции, всеми высшими образовательными и научно-исследовательскими организациями;
ведение Академией электронной базы данных о достижениях, национальном и зарубежном опыте, научных, методических и практических разработках, а также научно-исследовательских работах
в сфере противодействия коррупции с соблюдением авторских прав.
Агентству и Академии регулярно вносить в Национальный совет
по противодействию коррупции Республики Узбекистан предложения по целенаправленному и качественному осуществлению научных исследований в данной сфере, популяризации их результатов.
11. Агентству и Академии:
совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами в трехмесячный срок разработать и утвердить порядок организации обучения в Виртуальной академии;
запустить в срок до 1 января 2025 года электронную платформу «Виртуальная академия по противодействию коррупции» и ее мобильное приложение.
12. Академии совместно с Агентством, Министерством дошкольного и школьного образования и Министерством высшего образования, науки
и инноваций обеспечить:
в срок до 1 октября 2024 года разработку специальных программ и контента, организуемых в Виртуальной академии для воспитанников, учащихся и студентов образовательных организаций;
регулярное обновление специальных программ и контента для воспитанников, учащихся и студентов образовательных организаций.
Министерству дошкольного и школьного образования, Министерству высшего образования, науки и инноваций, а также Министерству инвестиций, промышленности и торговли принять меры по привлечению иностранных инвестиций, грантов и благотворительных пожертвований
в целях создания качественных мультипликационных фильмов, видео-
и аудиоматериалов, предназначенных для обучающихся в рамках программы Глобального ресурса по вопросам антикоррупционного просвещения
и повышения антикоррупционной активности молодежи (GRACE).
13. Агентству и Генеральной прокуратуре совместно
с Национальным информационным агентством Узбекистана, Национальной телерадиокомпанией Узбекистана, Агентством информации и массовых коммуникаций обеспечить широкое освещение сути и содержания, а также целей и задач настоящего постановления в средствах массовой информации.
14. Агентству в двухмесячный срок совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами внести в Кабинет Министров предложения об изменениях и дополнениях в законодательство, вытекающих
из настоящего постановления.
15. Возложить на директора Агентства Бурханова А. Э. и Генерального прокурора Йулдошева Н. Т. персональную ответственность за эффективную организацию исполнения настоящего постановления.
Обсуждение хода исполнения настоящего постановления, осуществление координации и контроля за деятельностью ведомств, ответственных за его исполнение, возложить на председателя Национального совета по противодействию коррупции Республики Узбекистан Нарбаеву Т. К. и советника Президента Республики Узбекистан по вопросам координации деятельности правоохранительных
и контролирующих органов Кадирова Д. Б.
Президент Республики Узбекистан
Ш.Мирзиёев
Ташкент,
21 июня 2024 года