- Какую работу Узбекистан проводит в сфере защиты прав ребенка?
- В преддверии знаменательной даты хотелось бы отметить, что наша страна прилагает немало усилий для принятия конкретных мер в области соблюдения прав каждого ребенка. Узбекистан как равноправный субъект международного права формирует национальное законодательство в данной сфере с учетом того, что более 40 процентов населения нашей страны - дети до 18 лет. На сегодня Узбекистаном ратифицированы Конвенция ООН о правах ребенка, два Факультативных протокола к ней и ряд других международных договоров.
В целом у нас сформирована прочная правовая база в сфере обеспечения и защиты прав детей. В частности, приняты законы «О гарантиях прав ребенка», «О профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних», «Об опеке и попечительстве», «О государственной молодежной политике», «О защите детей от информации, наносящей вред их здоровью», «О дошкольном образовании и воспитании» и другие. Внесены соответствующие изменения и дополнения в законодательство страны. Процесс по совершенствованию законодательства продолжается.
Также хочется отметить, что права человека - одна из сфер, в которых Узбекистан, демонстрируя твердую волю и приверженность переменам, осуществляет комплексные социально-экономические реформы, что позволило достичь значительных успехов, в том числе и в деле защиты прав детей.
На сегодня мы подготовили и представили в Комитет ООН по правам ребенка пятый периодический доклад по выполнению Конвенции по правам ребенка и вторые периодические доклады о выполнении Факультативных протоколов к конвенции. Это говорит о том, что Узбекистан придерживается принятых обязательств.
Стоит также отметить, что годами ранее Комитет ООН по правам ребенка неоднократно подчеркивал важность создания в Узбекистане независимого национального института Омбудсмана с особыми полномочиями в отношении детей, а также предоставления ему достаточных человеческих и финансовых ресурсов, внедрения доступного механизма подачи жалоб от детей или от их имени.
В 2019 году по инициативе Президента Республики Узбекистан Шавката Мирзиёева учреждена должность заместителя Уполномоченного Олий Мажлиса по правам человека (Омбудсмана) - Уполномоченного по правам ребенка. Это был лишь первый шаг. Выступая на 46-й сессии Совета по правам человека (ООН), Президент отметил о необходимости принятия закона о Детском омбудсмане. И уже в августе 2021 года глава государства подписал Указ «О мерах по дальнейшему совершенствованию системы обеспечения гарантий прав ребенка», в соответствии с которым учрежден отдельный институт Уполномоченного Олий Мажлиса по правам ребенка (Детский омбудсман).
Создание института Омбудсмана по правам ребенка является важным механизмом защиты прав и интересов детей, поскольку он наделен правом выступать от их имени, сосредоточив свою деятельность исключительно на защите их интересов.
- Какие основные задачи стоят перед Детским омбудсманом?
- В Узбекистане институт Детского омбудсмана свою работу осуществляет со 2 марта 2020 года. Здесь хочется отметить, что деятельность Уполномоченного дополняет существующие средства защиты прав, свобод и законных интересов ребенка. При этом Уполномоченный по правам ребенка не подменяет специализированные службы, организации и общества, занимающиеся охраной детей, а может вмешиваться лишь в тех случаях, когда принятые меры оказались безуспешными или применялись ненадлежащим образом. Для реализации основных направлений государственной политики, задач, стоящих перед Уполномоченным, важным звеном в деятельности, считаю, является мониторинг соблюдения прав ребенка, по результатам которого вырабатываются рекомендации по улучшению ситуации в сфере соблюдения прав и интересов ребенка.
Говоря о мониторинге, хотелось бы отметить, что именно с его помощью получаем реальную информацию в данном вопросе. За период функционирования института Детского омбудсмана мы осуществили свыше 100 посещений детских учреждений - дома «Мехрибонлик» и «Мурувват», детские городки, SOS-Детские деревни, дома малютки, специализированные интернаты и детские сады для детей с инвалидностью, центры социально-правовой помощи, специализированные учебно-воспитательные учреждения.
При их посещении всегда обращаем внимание на условия проживания детей, доступ к образованию, досугу, питанию, получению медицинской помощи. Выводы, которые сделаны по итогам посещений, а также соответствующие рекомендации направили в ответственные государственные органы. Мониторинг ситуации показал: при специальной поддержке и помощи (юридической, психологической, финансовой и другой) многих детей можно вернуть в семью. Тем более что право ребенка жить в семейном окружении закреплено на законодательном уровне. К тому же, какие бы замечательные условия государство ни создавало для воспитанников домов «Мехрибонлик», это никогда не заменит им настоящей семьи. Более того, деинституционализация позволит избежать ряда проблем, с которыми выпускники таких учреждений встречаются уже во взрослой жизни.
Например, раньше многие мальчишки и девчонки оставались без жилья, сопровождения государственных органов, а также соответствующей помощи. Хотя в нашем законодательстве, как и в Конвенции по правам ребенка, уделено большое внимание именно работе с детьми, которые находятся в трудной жизненной ситуации.
В офис Детского омбудсмана стали поступать обращения и жалобы от выпускников домов «Мехрибонлик», свидетельствующие о проблемах и трудностях, с которыми эти дети сталкиваются. Очень важно, что в принятых указах и постановлениях Президента отражены все основные аспекты работы в данном направлении. Среди них хотелось бы выделить Указ «О мерах по дальнейшему совершенствованию системы обеспечения гарантий прав ребенка» от 9 августа 2021 года, который был принят в целях кардинального совершенствования институциональных и правовых основ надежной защиты прав, свобод и интересов детей.
- Какие проблемы в области защиты прав детей сегодня наиболее актуальны?
- Проблемы, остро волнующие нас сегодня, - это доступ к дошкольному образованию, медицинским услугам, получение качественного образования, возможность обучения детей с ограниченными возможностями (инклюзивное образование), обеспечение права на защиту от насилия, эксплуатации, жестокого и пренебрежительного обращения, защита детей, вступивших в конфликт с законом, а также ставших жертвами или свидетелями преступлений; возвращение детей из мест вооруженных конфликтов.
Хотелось бы поднять такую тему, как буллинг. Изучая частные случаи, можно заключить, что проблема существует, и закрывать на нее глаза мы не имеем права. К работе по противодействию буллинга и предупреждению насилия привлечены соответствующие госструктуры. Следует отметить, что, к сожалению, проявление жестокости наблюдается как между детьми, так и со стороны взрослых по отношению к ним. Поскольку ребенок должен быть защищен от любых форм насилия, необходимо повысить ответственность за преступления такого рода в отношении несовершеннолетних. Конечно же, с учетом национального законодательства, положений конвенции и опыта других зарубежных стран.
На особом контроле и проблемы, связанные с торговлей детьми. Но здесь хотелось бы обратить внимание на то, что чаще всего случаи продажи детей в нашей стране связаны больше с социальными проблемами. То есть среди основных причин - нужда, невозможность самостоятельно содержать и воспитывать ребенка. Для решения этого вопроса необходима комплексная работа по поддержке семьи. И работа в данном направлении ведется. Наряду с профилактическими мероприятиями предлагаем также на законодательном уровне усилить ответственность за подобное преступление и внести определенные поправки в Уголовный кодекс. Ведь ребенок должен при всех обстоятельствах быть среди тех, кто первым получает защиту и помощь. Именно этот принцип самый важный в работе с детьми.
Обеспечение интересов ребенка должно быть руководством к действию для тех, на ком лежит ответственность за его образование и обучение. Это прежде всего родители. Сегодня все еще встречаются случаи, когда дети по тем или иным причинам не посещают учебные заведения. В такой ситуации прорабатывается вопрос о привлечении к ответственности взрослых, препятствующих обеспечению права детей на обязательное образование.
В конкретном случае мы всегда говорим об ответственности семьи. Потому что семья является основной ячейкой общества, именно родители представляют интересы несовершеннолетних. И если они препятствуют получению ребенком обязательного образования, то к ним будут применяться меры в соответствии с законодательством.
- Каких принципов придерживаетесь при работе с детьми?
- В работе с детьми придерживаемся важного принципа: «равный - равному». Что это значит? Работаем, не возвышаясь над детьми, а вместе с ними. Как Детский омбудсман считаю, что решая вопросы в сфере обеспечения прав ребенка, мы прежде всего должны быть среди детей и учитывать их мнение. То есть свою деятельность следует осуществлять совместно. Это касается и работы по профилактике правонарушений, повышению правовой грамотности среди несовершеннолетних.
Принцип «равный - равному» дает больше эффекта и результата, чем, например, когда взрослые грозно и строго наставляют детей.
Хотелось бы отметить важность тесного взаимодействия и сотрудничества Уполномоченного по правам ребенка с негосударственными некоммерческими организациями и другими институтами гражданского общества в данной области. Для этого мы подписали меморандумы о сотрудничестве с рядом ННО и вместе с ними осуществляем работу не только по обеспечению защиты прав и законных интересов детей, но и раскрытию их талантов, творческого потенциала. Ведь именно дети являются главным богатством на Земле.
Беседовала
Оксана Малосабирова.
«Правда Востока».