На фото: съемочный процесс. Фильм «Фидоийлар».
Между тем из-за пандемии коронавируса в этом обычно суетливом, беспокойном мире царила тишина: безлюдно было в студийных павильонах, микрозалах, предназначенных для рабочих просмотров, онемели на время помещения перезаписи, пустуют и просмотровые залы. Зрители соскучились по премьерам, ждали встреч с истинными героями дня, а коллеги - практики и теоретики кино - творческого разговора о фильмах национальной кинематографической культуры. С 5 сентября в стране разрешена работа кинотеатров при условии, что помещения будут соответствовать санитарным требованиям. Так что уже можно посетить любимый кинотеатр.
Листая страницы газеты «Правда Востока», можно представить панораму кинематографической жизни республики, получить информацию для размышлений о перспективах развития кинопроизводства.
За годы независимости созданы прекрасные фильмы о прошлом («Оратор», режиссер Юсуф Разыков, «Единственный, незабвенный», режиссер Сабир Назармухамедов), сделаны попытки поднять будничное, повседневное до поэтических высот («Все покрыто снегом» Камары Камаловой, «Бабье царство» Юсуфа Разыкова, «Пари момо» режиссеров Мурода Ражабова и Махмуда Туйчиева). Почти документально прослежены свадебные и иные вековые обряды («Чимилдик» режиссера Мелиса Абзалова). Широко, умело использован музыкально-этнографический материал для характеристики облика узбекского кишлака («Тангалик болалар» режиссера Темурмалика Юнусова).
При этом крупного художественного полотна или сериала, рассказывающего о нынешнем Узбекистане, его людях, пока нет. Талантливая литературная основа фильма не может появиться внезапно, как прекрасные строки поэта, как емкие, захватывающие главы романа. Сценарии создаются, шлифуются, обретают окончательную форму не в кабинете, а в гуще событий.
В этом контексте уместно упомянуть сценарий «Фидоийлар» («Одержимые»), в котором автор и режиссер Бако Садыков еще раз продемонстрировал умение отбирать факты недавней истории и находить художественные средства для воплощения сложных исторических фигур применительно к событиям и проблемам минувших дней.
Какие же вопросы наиболее актуальны, важны для сегодняшней кинематографической практики? Вопросом номер один является подготовка и умелое использование творческих, технических кадров, а также повышение квалификации ныне действующих организаторов кинопроизводства и обучение этому сложному ремеслу молодежи.
Думается, что искусству творить, писать, снимать, играть, воплощать живые образы, создавать национальный характер необходимо учиться, не отрываясь от благодатной почвы, какой является наша земля. Осваивая новые экранные формы, возможности электронной техники, а также опыт мировой телевизионной, кинопрактики, нужно помнить, знать, анализировать с точки зрения аудиовизуальных искусств богатейший арсенал национальной культуры, ее вековые традиции.
Говоря об этом, стоит упомянуть еще один важный аспект, который подарила народу независимость. Это наша идентичность, история, которую мы изучаем, открываем для себя. Так, например, постановление Президента «О мерах по созданию телеканала «O’zbekiston tarixi» от 11 июля 2019-го появилось в самое подходящее время, во вновь созданной медиасреде, характеризующейся деятельными интеграционными процессами, вниманием к богатейшему культурному наследию, обновлением методологических основ исследования творчества. Это коснулось и национального телевидения, призванного информировать, распространять через эфир произведения традиционных и современных искусств, а также создавать собственную художественную продукцию.
Скажем, великолепные образцы художественного слова оставили нам поэт, автор мемуарной прозы Бабур и его дочь - творчески одаренная Гульбаданбегим. Их произведения («Бабурнаме» и «Хумаюннаме») ценны не только как литературные произведения. В контексте этой статьи отметим их потенциальную телевизионную энергию, заложенную в манере описания событий, мастерском создании микропортретов, изобретении интересных и оригинальных форм повествования, в чем учитывается процесс восприятия читателем инструментальной и вокальной музыки.
Между тем еще не исследованных, не освоенных ТВ тем немало. Рассказ об истории искусств может превратиться в повествование о хронике становления республики. Интересующиеся историей зрители оценят и многие отечественные фильмы. Например, заслуживает внимания знатоков большого экрана двухсерийная телевизионная художественная картина «Камила». В поэтичной ленте с любовью рассказано о юной музыкально одаренной героине.
Лирическому настрою соответствуют и журчащие реки близ Газалкента, размеренный образ жизни у подножия гор, изящно снятые кадры с Дилнозой Расуловой в центральной роли и, конечно же, классическая фортепианная музыка, органично вписавшаяся в палитру доброго, не лишенного грустинки телеполотна. Передачу о нем целиком можно снять там же - в Бостанлыке. И рассказ этот будет не только о фильме, но и об отзывчивых людях горного района, которые были свидетелями, а порой и участниками совместных съемок кинематографистов.
В тех случаях, когда тема, фактура передачи оказываются близки к памятникам старины, порой удается прямо и косвенно использовать вековой опыт, найти подлинно национальную форму телерассказа. Избежать обилия словесного ряда, соединить напевные стихотворения с музыкой, обеспечить добротную экранную интерпретацию народных песен.
Новое время требует новых героев! Создание их образов по плечу молодым творческим кадрам. За истекшее десятилетие в режиссуре дебютировали известные писатели Шароф Бошбеков, Фарход Мусажанов и популярный актер Мурод Ражабов. Однако после картин-дебютов они в зрелом возрасте не смогли записать в свой творческий актив новые кинопостановки.
А между тем своеобразная кинематографическая культура республики, уверен, находится перед бурным ростом, значительными художественными свершениями. Для этого имеются определенные предпосылки: кинохудожникам предоставлена полная свобода в выборе темы, героя, жанра, стилистики. И чтобы воспользоваться этой возможностью, необходимо разобраться в нынешней ситуации, царящей сегодня в обширном кинематографическом пространстве, определить приоритетные направления во всех отраслях национального экранного искусства.
Хамидулла Акбаров.
Доктор филологических наук, профессор.