Фото Музаффара Абдуллаева. © Yuz.uz.
Определить составляющие успеха, создать методику, нацеленную не на механическое заучивание материала, а на побуждение учащихся к рассуждению и анализу, как считает глава нашего государства, может помочь опыт Финляндии. Способы образовательно-учебной деятельности пронизывают все содержание такого обучения, становясь его матрицей. Перед каждым финским учителем поставлена сверхцель, чтобы дети на каждом уроке чувствовали интерес и радость. Не стресс, не страх наказания, а счастье от процесса. Оказывается, образование, которое не учит жить успешно и счастливо, не имеет никакой ценности. В финских школах все учебные дисциплины принято считать одинаково важными. Здесь поняли такую вещь: нужно учить не детей, а их учителей. Поэтому педагогическое образование в Финляндии включает в себя изучение IT-технологий и академической грамотности. На практике это значит, что учитель должен понимать взаимосвязь науки и технологий с жизнью общества. Обычному школьному учителю государство предоставляет огромный кредит доверия.
Зарплата педагога выше среднего, на его место обычно большой конкурс. И еще, в школах в Хельсинки и за Полярным кругом одинаковые кадры с одинаковой (очень высокой) зарплатой, одинаковые материальное обеспечение и архитектура. Это создает равные условия получения образования для детей по всей стране. И это, кстати, одна из проблем, которую нужно решать в отечественном образовательном пространстве. Согласитесь, есть разница в кадровых и материально-технических возможностях между школами, которые находятся и функционируют в селе или далеком степном ауле, и учебными заведениями в районных и городских административных центрах.
Школы разные, у каждой - свой рецепт успешности, главный «ингредиент» которого (уровень поступления выпускников в вузы) стал определяющим при общей оценке деятельности образовательных учреждений и составлении региональных карт рейтинга качества образования в разрезе районов, городов и областей. По поручению главы государства по итоговым результатам оценена деятельность директоров школ и их заместителей, учителей, хокимов и их советников по образованию. В Навоийской области 106 директоров школ с высоким качеством образования и поступления в высшие учебные заведения поощрены денежной премией. С занимаемых должностей освобождены 26 директоров школ, 2 начальника и 3 заместителя начальников отделов народного образования регионов, в которых на протяжении нескольких лет эти показатели остаются низкими.
- В 2019/2020 учебном году общеобразовательные школы области окончили 13 044 выпускника, - комментирует первый заместитель начальника управления народного образования Навоийской области Дилшод Кодиров. - Почти треть поступила в высшие учебные заведения, что обеспечило Навоийскому региону первое место в национальном рейтинге. Для сравнения прошлогодний показатель составил всего 7,4 процента. В рейтинге регионов город Навои с 51,9 процента занял первое место по республике, Зарафшан с 45,1 процента - второе, образовательные учреждения Учкудукского района обеспечили себе пятое место с результатом 35,3 процента. При изучении опыта подготовки учащихся к вступительным экзаменам в вузы в четырех школах областного центра ключ успеха заключался в следующем. Во-первых, кадровая политика. В данных учреждениях к работе с учащимися привлечены образованные, квалифицированные учителя-предметники. На основе вариативной учебной программы педагоги прикреплены к определенному классу и предметному кружку. Во-вторых, селекция кадров. Учебные часы для учащихся 10-11-х классов распределены между наиболее знающими и опытными преподавателями учебного заведения. В-третьих, персональная ответственность. Повышение ответственности директоров школ и их заместителей по учебной работе за поступление выпускников в высшие учебные заведения, установление ее в качестве ключевого показателя трудовой деятельности. В-четвертых, селекция, при которой идет разделение на группы (классы) по вариативному учебному плану на основании опроса. В числе факторов успешности еще семь ключевых моментов: создание равных условий образования для детей из малообеспеченных и нуждающихся в социальной помощи семей, поощрение педагогов и правильная ориентация старшеклассников в выборе направления вуза исходя из способностей, желания и знаний учащегося.
Общеобразовательная школа № 43 Хатырчинского района вошла в число 692 учебных учреждений республики, в которых, по последним данным Министерства народного образования, ни один из 31 ученика прошлогоднего выпуска не смог поступить в вуз. Отмечается, что после сравнения оказалось, что материально-техническое состояние большинства школ с плохой успеваемостью намного лучше, чем с хорошей. В этом смысле хатырчинская не стала исключением: школьное здание заново реконструировали и создали достойные условия для обучения. Однако, как утверждает Д. Кодиров, анализ причин показал, что администрация сельской школы подошла к образовательному процессу безответственно, не мотивировав выпускников на жизненный успех. В числе других факторов отрицательного результата указывается неудовлетворительный качественный состав кадров, неэффективно поставленная работа внеклассных предметных кружков для учащихся, дополнительных занятий, неправильная ориентация выпускников школы в высшие учебные заведения с учетом их интересов и потенциала. Все это вкупе стало серьезным основанием для увольнения директора с занимаемой должности. По данным управления народного образования, в области восемь общеобразовательных учебных заведений, выпускники которых на протяжении последних двух лет не могут поступить в вузы. Причем шесть из них - в Хатырчинском, по одной - Тамдынском и Нуратинском районах. Именно поэтому так важно вместе с методикой обучения и качеством образования менять содержание и среду. Для введения новых мер по улучшению системы школьного образования выдвинута идея по разработке Национальной учебной программы, экспериментальное внедрение которой планируется начать со следующего учебного года.
Дилфуза Гулямова.
«Правда Востока».