В обращении гражданин сообщил, что в декабре 2024 года, поверив лицам, представившимся сотрудниками Министерства внутренних дел, Службы государственной безопасности и Центрального банка, он перевел через криптовалюту 170 тысяч долларов США. Для этого он продал свой автомобиль и жилье, потратил все сбережения и даже влез в долги.

В декабре 2024 года гражданин М.П. официально обратился в Центр кибербезопасности, по данному факту было возбуждено уголовное дело, и он признан потерпевшим.

По результатам совместного рассмотрения жалобы Омбудсман обратился в МВД. В итоге Управлением кибербезопасности из криптомагазина в пользу пострадавшего было взыскано 115 тысяч долларов США (1 млрд 434 млн 625 тыс. сумов).

При этом в аппарате Омбудсмана отметили, что поступает множество обращений по фактам мошенничества, однако в большинстве случаев вернуть похищенные деньги не удается. Это подчеркивает необходимость быть особенно осторожными и заранее предупреждать подобные ситуации.

В этой связи Омбудсман призывает граждан:

  • не доверять лицам, звонящим с личных номеров и представляющимся сотрудниками правоохранительных органов или банков, а также требующим оплату или личные данные;
  • не сообщать по телефону паспортные или ID-данные, данные пластиковых карт, PIN-коды и SMS-коды;
  • немедленно прекращать общение и обращаться в правоохранительные органы, если неизвестные лица предлагают перевести деньги через криптовалюту;
  • помнить, что государственные органы и организации ведут деятельность только через официальные каналы, и в сомнительных случаях перепроверять информацию по доверенным номерам учреждений.

Омбудсман призывает граждан в первую очередь быть правово информированными и бдительными.