Поэтому столь стратегически важно то, что часть инициатив продолжает осуществляться в режиме онлайн, позволяя населению социализироваться, постигать новое и просвещаться в абсолютной безопасности. Одним из таких проектов стала серия онлайн-экскурсий по музеям Узбекистана, организованная Фондом развития культуры и искусства при Министерстве культуры республики.

Творчество, культура, образование… Сегодня эти сферы, как показывает мировая практика, не просто переформатировались, чтобы остаться на плаву, а продолжают развиваться, выбрав реформацию, дигитализацию, доступность через все возможные средства в онлайн-формате.

В нашей стране менее чем за 12 месяцев данный процесс успел пройти путь, который обычно занимает долгие годы. И вот уже старшее поколение (представители группы особого риска) превратились в смелых и уверенных пользователей планшетных и персональных компь­ютеров, интернета. Они имеют широкий доступ к книгам, фильмам, музыке, достижениям мировой и отечественной мысли.

Узбекистан вошел в 2021 год как государство, в котором проекты вроде сетевых инсталляций, выступлений и мастер-классов на элект­ронных площадках стали привычным делом.

При этом, если говорить о том же музейном деле, у такой методики работы несложно заметить ряд преимуществ: экономия времени, средств, отсутствие необходимости постоянно перемещать экспонаты из одной точки в другую. То же можно сказать о творческих встречах. Перевод их на медиаплощадки вроде приложения Zoom делает общение между представителями сферы и поклонниками искусства доступнее и проще.

- В первые дни пандемии сильно переживали. А потом начали думать, как уходить в онлайн-формат и креативить там, где прежде мы этого делать не решались как из-за технической неопытности, так и боязни новшеств, - рассказывает художник Аббос Шарифзод. - Переход к digital-технологиям оставался единственным выходом: никто ничего не теряет, все только в выигрыше. Также можно с гордостью отметить, что в республике стали одними из первопроходцев в нашей сфере.

Спектр возможностей при интеграции технологий в работу учреждений культуры продолжает изучаться. Результаты, которые наблюдаем сейчас, - малая доля потенциала.

Фонд развития культуры и искусства при Министерстве культуры Республики Узбекистан еще в прош­лом году провел серию онлайн-лекций о кинематографе Центральной Азии. Таким образом, одним из первых внес коррективы в свою работу. Практика доказывает: все проекты фонда, реализация которых планировалась в столичном Цент­ре современного искусства, можно адаптировать под настоящие условия и перенести в сеть. Публичная программа до закрытия на карантин включала лекции по истории музыки, мастер-классы для детей от пяти до семи лет, разработанные в партнерстве с московским Музеем современного искусства «Гараж» - первой в России филантропической организацией этого профиля. И ничто из этого не было отменено. Наоборот, появилась масса новых проектов, которые стали быстрой и своевременной реакцией на сложившееся стечение обстоятельств.

Так, многие мировые музеи создали собственные виртуальные экскурсии. А на Google Art Project теперь собраны шедевры искусства и представлены виртуальные туры по галереям и историческим местам во всем мире. Теперь между отечественным фондом и Google Arts & Culture также подписано соглашение по размещению онлайн-каталога музейных коллекций Узбекистана. Накануне на платформе были запущены цифровая коллекция и две онлайн-выставки. Также здесь представлены истории и публикации по культуре и искусству, фотографии, видеоролики и рукописи.

Фонд развития культуры и искусства стал первым партнером Google Arts & Culture из нашей страны. Присутствие музейных коллекций Узбекистана на платформе, как отмечают представители сферы, дает возможность расширять границы отечественной культуры. Теперь пользователи из любой точки мира имеют доступ к представленным экспонатам. А на следующем этапе со стороны Google Arts & Culture планируется разработать 3D-туры для музеев Узбекистана.

Подобные проекты постепенно привлекают все большее количество поклонников. Среди них учащаяся и работающая молодежь, которая получила бесплатный доступ к лучшим образцам культуры и искусства. Высоко оценен еще один проект фонда: серия онлайн-экскурсий по музеям Узбекистана, адаптированная для людей с нарушениями слуха.

Например, опубликованное такое видео на странице организации в Instagram (@acdfuz) повествует о традиционном ковроткачестве народов Центральной Азии в Государственном музее прикладного искусства. В ходе экскурсии демонстрируется коллекция ковров музея и говорится о специфике и разнообразии техник отечественных мастеров. Оснащены ролики субтитрами, а также сурдо­переводом, чтобы охватить как можно большее число ценителей данного искусства.

Именно такие инициативы доказывают действенность государственной политики, в рамках которой создаются все условия: руководство страны поддерживает представителей творческих профессий. Только в 2020-м вышли два важных документа за подписью Президента: Указ «О мерах по дальнейшему повышению роли и значения сферы культуры и искусства в жизни общества» и постановление «О мерах по совершенствованию деятельности Министерства культуры Республики Узбекистан» от 26 мая.

И когда предоставляются столь широкие возможности, необходимо еще активнее внедрять во все сферы ИКТ, готовить высококвалифицированных специалистов, поддерживать талантливых молодых творческих деятелей. В век, когда жизнь человека умещается в гаджете, необходимо поспевать за тенденциями, переходить в «цифру», становиться ближе к людям посредством технологий.

Сабина Алимова.
«Правда Востока».