Как отмечалось на мероприятии, в соответствии с постановлением Президента «О дополнительных мерах по обеспечению открытости и прозрачности государственного управления, а также повышению статистического потенциала страны» от 9 апреля 2019 года на Государственный комитет по статистике возложена координация деятельности государственных органов и организаций по формированию, ведению и обновлению перечня наборов открытых данных и своевременного отражения соответствующей информации на Портале открытых данных страны (data.gov.uz).
Сведения должны быть доступны без каких-либо ограничений, в удобной форме и открыты для распространения (в том числе в комбинации с другими данными). Каждый должен иметь возможность использовать и распространять данные. В этом отношении не должно быть дискриминации областей применения, людей или групп: например, ограничение «только для некоммерческого использования», которое запрещает «коммерческое» применение, или ограничение возможных областей применения (к примеру, только в образовании) недопустимы.
- Прежде всего речь идет о данных, связанных с управлением: о численности и структуре населения, деятельности организаций, нормативных актах и так далее, - подчеркнул в своем выступлении заместитель председателя Госкомстата по информационно-коммуникационным технологиям и информационной безопасности Зохиджан Зияев. - А в общем это любые данные: скажем, база данных торговой компании о потреблении разных видов товаров, данные использования мобильной сети и тому подобное. То есть информация о деятельности государственных и органов местного самоуправления, размещенная в интернете, в формате, обеспечивающем ее автоматическую обработку в целях повторного использования без предварительного изменения. Транспарентность в данном случае особо важна потому, что уровень открытости и качества открытых данных, существующие механизмы их доставки гражданам и сообществу, а также обеспечение открытости и прозрачности государственного управления служат укреплению имиджа и инвестиционной привлекательности Республики Узбекистан.
Это общая идея. Практическое ее воплощение требует соблюдения определенных правил. Иначе можно открыть данные, но так, что их будет невозможно прочитать и обработать. Сегодня открытые данные все больше привлекают к себе внимание со стороны правительств разных стран, программистов, ученых, журналистов и активистов. Число их потребителей и пользователей широко. И это выгодно всем, ведь реализация концепции открытых данных позволяет органам власти повысить эффективность управления и создать механизмы взаимодействия с гражданами, обществом. Таким образом, Оpen data - одна из составляющих «открытого государства», доктрины, которая предполагает максимальную прозрачность правительства, обратную связь с населением страны.
Бизнесу же публикация структурированных данных позволяет автоматизировать разного рода процессы, в том числе анализ собственной деятельности. Также с публикацией открытых данных появляются возможности для создания новых инновационных сервисов, услуг, стартапов.
- Концепция Оpen data тесно связана с движением за свободу доступа к информации, и на первый план выходят экономические эффекты, - продолжает Зохиджан Зияев. - В данной области к традиционным факторам - государству и гражданскому обществу - присоединяется бизнес. Во-первых, это стимуляция IT-индустрии: разработчики программного обеспечения получают «сырье» для создания удобных сервисов для граждан. Во-вторых, развитие экономики знаний: бизнес, исследовательские институты, аналитики, журналисты получают доступ к данным для анализа, которые затем могут быть преобразованы в знания. На портале открытых данных США (data.gov) размещено почти 90 тысяч наборов данных, на портале Великобритании (data.gov.uk) - более 18 тысяч. В настоящее время экономический потенциал открытых данных оценивается в 50 млрд евро ежегодно.
Исследование международной консалтинговой компании McKinsey& Company показывает, что открытые данные могут способствовать заработку более трех триллионов долларов в год. Причем наибольший эффект ожидается в сферах образования, транспорта, торговли. Выгода достигается за счет более действенных инструментов преподавания, повышения производительности труда, экономии времени, прозрачности цен, успешного выявления мошенничества и так далее.
Как заметили участники конференции, в случае внедрения концепции Оpen data копирование зарубежного опыта без учета национальной специфики и социально-политической ситуации в Узбекистане неприемлемо. Поэтому необходимо провести ряд предварительных исследований:
- изучить спрос на открытые данные и передовой зарубежный опыт;
- проанализировать открытость госорганов и наличие общедоступных данных.
Если исследования покажут, что открытые данные действительно востребованы и работа по «раскрытию» должна носить комплексный характер, то необходимо создать пошаговую стратегию, которая охватывала бы юридический, технический, организационный аспекты. Было бы логично, чтобы в рабочую группу вошли представители и госорганов, ответственных за информатизацию, и ННО, активно занимающиеся темой открытых данных.
Как подчеркивалось экспертами, в 2019-2020 годах при поддержке соответствующих министерств и ведомств, Координатора проектов ОБСЕ в Узбекистане, Всемирного банка и Программы развития ООН Госкомстатом осуществлена работа по развитию сектора открытых данных в Узбекистане и достижению высоких позиций страны в международных рейтингах. В частности, с участием ведущих международных экспертов в сфере прошли такие мероприятия, как Международная конференция по открытым данным Open Data Tashkent 2019, Неделя открытых данных Open Data Week Uzbekistan 2019, семинар Open Data Day Tashkent 2020, онлайн-диалог Open Data Uzbekistan Workshop Agenda, вебинар «Решения на основе открытых данных в период распространения пандемии COVID-19 в мире и Узбекистане».
Вся эта работа уже дала свои результаты, о которых также было рассказано в рамках пресс-конференции. Так, в настоящее время на Портале открытых данных Республики Узбекистан размещено почти 11 тысяч наборов данных на трех языках (узбекском, русском и английском).
В рейтинге организации Open Data Inspection Узбекистан занял шестое место в мире, а в рейтинге открытых данных Open Data Inventory республика набрала 63 балла и поднялась на 125 позиций, заняв 44-е место в мире и 1-е - в Центральной Азии.
Официальный сайт Госкомстата по системе оценки Института открытых данных (ODI) в Лондоне получил наивысший - «Платиновый» (PLATINUM) - уровень. Также Узбекистан стал 23-й страной в мире и третьей в Азии (после Южной Кореи и Филиппин), присоединившейся к Международной хартии открытых данных.
До 1 августа 2021-го планируется разработать и запустить новую версию Портала открытых данных Республики Узбекистан. Отмечено и то, что в результате этих реформ имидж и потенциал нашей страны на международной арене будут отражены в престижных рейтингах и, как следствие, позволят привлечь наибольшее количество международных инвесторов.
Сабина Алимова.
«Правда Востока».