В XXI веке креативность стала драйвером экономического роста, обеспечивая более 30 миллионов рабочих мест, в основном для молодежи и женщин. Цифровые платформы позволяют монетизировать творчество, а развитие искусственного интеллекта открывает новые возможности.

Индекс творческой продуктивности измеряет инновационный потенциал экономики, связывая творческий вклад с результатами. Учитывает способности к инновациям, стимулы и благоприятную среду, а также эффективность использования ресурсов для создания творческих результатов.

Разные определения креативных индустрий, такие как «культурные индустрии» и «креативная экономика», вызывают дискуссии о том, какие виды деятельности следует включать в эту категорию. Тем не менее все они подчеркивают важность индивидуального творчества и его потенциал для повышения благосостояния и создания рабочих мест через интеллектуальную собственность.

Министерство культуры, медиа и спорта Великобритании, ряд комментаторов предложили разные точки зрения относительно того, какие виды деятельности должны быть включены или на какие следует распространять понятие «креативные индустрии» (Конференция ООН по торговле и развитию, 2008). И даже само название является предметом споров относительно всех трех определений - «креативные индустрии», «культурные индустрии», «креативная экономика». Ученые утверждают, что у каждой концепции есть потенциал для создания богатства и рабочих мест через генерацию и использование интеллектуальной собственности.

Креативные секторы: свобода выбора

Существует девять креативных секторов:

  • Реклама и маркетинг.
  • Архитектура.
  • Ремесла.
  • Дизайн, включая продуктовый, графический и модный дизайн.
  • Кино, TV, видео, радио и фотография.
  • IT, программное обеспечение и компьютерные услуги.
  • Издательское дело.
  • Музеи, галереи, библиотеки.
  • Музыка, исполнительские и визуальные искусства.

Почему это важно сегодня? Талант сам по себе не является результатом творчества. В XXI веке он стал мощной экономической силой. По данным ЮНЕСКО, более 30 миллионов человек в мире, большинство из которых молодые люди и женщины, работают в креативных индустриях. Социальные сети (YouTube, Instagram, TikTok, Spotify) и другие платформы дали возможность любому творческому человеку получать доход за свою работу. Искусственный интеллект также открывает новые горизонты в создании музыки, цифровом искусстве, маркетинге и других областях. Если говорить о цифрах, креативная экономика представлена в глобальном масштабе следующим образом:

- доля в мировом ВВП составляет около трех процентов;

- количество рабочих мест достигает 30 миллионов;

- темпы роста в два раза превышают экономику традиционных секторов;

- молодежь и фрилансеры составляют около 30 процентов занятых;

- объем экспорта креативных товаров превышает 500 млрд долларов ежегодно.

Как измерить креативность? Для объективного определения развития креативной экономики эксперты используют Индекс креативной продуктивности (ИКП), предназначенный для оценки того, насколько хорошо страна способна превращать креативный потенциал в реальные экономические результаты. Индекс направлен на то, чтобы лучше понять условия, необходимые для использования творчества в качестве важнейшего компонента создания экономики знаний, основанной на инновациях, с упором на меры, которые являются информативными для разработки политики.

Метод ИКП состоит из двух наборов индикаторов.

Креативные ресурсы:

  - наличие инновационного потенциала (качественное образование, исследовательская база);

  - стимулы к изобретательству (налогообложение, доступность средств);

  - среда (цифровая инфраструктура, правовой и культурный климат).

Креативные результаты:

  - количество патентов и авторских прав;

  - экспорт креативных продуктов;

  - вклад в ВВП;

  - генерация знаний и креативности.

ИКП измеряет, насколько эффективно используются ресурсы для получения определенных креативных результатов.

Какие азиатские экономики наиболее эффективно преобразуют креативность? Высокий рейтинг Японии и Республики Корея свидетельствует о том, что эти страны имеют впечатляющий баланс между креативной силой и продуктивностью. Сингапур силен по входным ресурсам (высокие инвестиции), но есть возможность для роста. Финляндия и Гонконг в топе рейтинга по генерации наибольшего количества новых креативных результатов даже при среднем уровне инвестиций.

Отметим: высокая отдача не обязательно означает большие вложения. Важнее на что они потрачены.

Один из предшественников «оранжевой экономики» в Азии - Индия. Богатая культурная традиция, огромное население и стремительно развивающийся IT-сектор позволили этой стране превратить креативность в продукт, который можно экспортировать.

Индия занимает значительное место в мире по объему выпускаемых фильмов. Болливуд оказывает ощутимое влияние на популярную культуру в Южной Азии.

Такие платформы, как JioCinema, ZEE5, Disney+ Hotstar, вывели индийский контент на мировой уровень, включая США, Ближний Восток и Африку.

Сцена стартапов в Индии формируется творческими путями посредством BYJU’S - мультимедийной образовательной платформы; Kulfi Collective - креативного агентства, сосредоточенного на контенте о гендерной идентичности и поп-культуре; Tars - платформы для создания чат-ботов без программирования, предназначенной для маркетинга.

Прошедший в начале мая текущего года Всемирный аудиовизуальный и развлекательный саммит WAVES 2025 в Мумбаи стал важным событием для Индии. Подчеркнул ее стремление стать глобальным хабом в сфере медиа и развлечений. Саммит продемонстрировал потенциал страны в области технологий и креативности и объединил свыше 10 тысяч участников из более чем 90 стран. В ходе мероприятия принята WAVES Declaration, в которой 77 государств выразили готовность сотрудничества в сфере креативной экономики, продвижения культурного наследия и ответственного медиапроизводства.

Саммит также акцентировал внимание на интеграции искусственного интеллекта, AR/VR и иммерсивных технологий в медиаиндустрию. СМИ подчеркивают: WAVES 2025 - не разовое событие, а часть долгосрочной стратегии по превращению Индии в центр глобального медиапроизводства, инвестиций и инноваций. Это особенно актуально на фоне роста мировой медиаиндустрии, которая по прогнозам достигнет трех трлн долларов к 2030 году.

Узбекистан: творчество - капитал нации

Для нашей страны творчество может стать реальным капиталом. В республике созданы условия, чтобы стать ведущим региональным центром творческих индустрий.

Во-первых, это культурное наследие (самобытные артефакты и архитектура, искусство и ремесла, музыка, прикладные искусства), что может стать двигателем для творческого экспорта в сфере туризма, развития цифрового контента, NFT-работ искусства и в других направлениях. Согласно данным Всемирного банка, экспорт текстиля и ремесел за последний год увеличился на 25 процентов.

Во-вторых, население страны, 60 процентов которой составляет молодое поколение младше 30 лет, одновременно и создатель, и потребитель креативного контента. А это колоссальный ресурс. Авторы страниц в социальных сетях, блогеры, разработчики игр и дизайнеры - в основном юноши, девушки и даже дети. Способствует креативной экономике также рост монетизированных каналов YouTube в рамках разных тематических сообществ.

В-третьих, нельзя не упомянуть стартап-экосистему таких платформ, как IT Park Uzbekistan, творческих кластеров - Tashkent Creative Hub, Ground Zero и другие. Много выставок изобразительного искусства сегодня организуются молодыми талантами, которые постепенно завоевывают и мировые арены.

 Согласно статистике, в 2023-м стартапы в области креативных индустрий выросли на 40 процентов, и это значительный показатель.

В-четвертых, кинематография и анимация - важные направления в креативной индустрии, которые в Узбекистане имеют свои прочные корни. Важно обратить внимание на сохранение наследия и обновление творческого потенциала узбекского кино, создавать фильмы и анимационные студии, работающие над контентом с экспортным потенциалом. Необходимо также налаживать сотрудничество с мировыми платформами (Netflix), находить свою нишу на региональном уровне.

В-пятых, подчеркнем государственную поддержку. В последние годы активно развиваются организации и фонды для поддержки креативных индустрий, ведется постоянная работа над усилением защиты интеллектуальной собственности, с экономической точки зрения предлагаются налоговые льготы для компаний, которые создают креативные идеи. Все это для взращивания мощной экосистемы креативных индустрий, а также развития новой и перспективной для страны «творческой экономики».

***

Оранжевая экономика - мост между культурой и экономикой, между прошлым и будущим. В условиях цифровой трансформации и глобализации именно креативность становится конкурентным преимуществом. Если Узбекистан продолжит стратегически инвестировать в таланты, цифровую инфраструктуру и культурную дипломатию, страна сможет экспортировать не только хлопок и газ, но и идеи, стиль, музыку и визуальный язык своей идентичности.

Нозима Муратова.
Проректор по науке и инновациям
Университета журналистики и массовых коммуникаций Узбекистана,
доктор филологических наук.