На видеоселекторном совещании, состоявшемся 30 октября 2020 года и посвященном вопросам совершенствования системы образования и воспитания, ускорения развития науки в стране, Президент Шавкат Мирзиёев подчеркнул: необходимо в первую очередь пересмотреть учебную нагрузку и количество уроков в школах, создать методику, нацеленную не на механическое заучивание материала, а на побуждение учащихся к рассуждению и анализу. В этом вопросе в качестве примера был приведен опыт Финляндии. В дальнейшем в рамках совместной работы государственная программа обязательного общего среднего образования Финляндии была переведена на узбекский язык и последовательно изучена. Финская сторона также активно оказывает содействие в организации семинаров-тренингов для педагогов из Узбекистана. Только за последние два года свыше тысячи отечественных учителей повысили квалификацию на основе финских методик. А еще в школах нашей страны стала использоваться финская методика обучения математике с помощью программы Skillgrower, что способствует повышению математической грамотности наших учеников.

Система образования Финляндии считается одной из лучших в мире. Так, Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся (PISA), которая проводится каждые три года, оценивает системы образования путем тестирования знаний и умений подростков возраста 15 лет. С тех пор как в 2000 году стартовала эта программа, Финляндия каждый раз занимает вершину списка. В рамках начатого сотрудничества в Узбекистан стали приглашаться ведущие финские эксперты. Один из них - Петри Лоунаскорпи - работает советником хокима Кашкадарьинской области.

- Мы высоко оцениваем реформы, проводимые в сфере просвещения в Узбекистане, - комментирует специалист. - Реализация любых преобразований сегодня во многом зависит от правильного задействования современных технологий в процессе разработки и внедрения новых образовательных программ, а также от уровня системы подготовки и повышения квалификации педагогов. Если эти аспекты не будут гармонировать между собой, то целостность всей системы может быть нарушена. В связи с чем необходимо отметить: в принятом Законе «Об образовании» в новой редакции определено, что обновленные образовательные программы служат важным рычагом в развитии сферы. Одна из главных существующих проблем заключается в том, что в Узбекистане одновременно действуют три параллельные системы подготовки педагогов: на уровне заместителей директора по учебной работе в школах, районных методистов, а также территориальных центров переподготовки и повышения квалификации работников народного образования. Пока исследования нашей команды показывают: взаимодействие этих систем в повышении квалификации педагогов слабое. В связи с чем специалистами организованы специальные тренинги для методистов.

В региональном центре переподготовки и повышения квалификации учителей регулярно проводятся пятидневные семинары для педагогов. Подобные учреждения должны выступать в качестве основного рычага при донесении нововведений до самых низших звеньев системы, поскольку именно там учителя ежегодно совершенствуют свои профессиональные качества, пополняют багаж знаний. Обновленная модель школьного образования подразумевает работу над повышением качества деятельности таких центров.

- Каким бы сильным ни был педагог, если он вооружен образовательными программами и учебными планами десятилетней давности, то достичь ожидаемых результатов не удастся, - говорит П. Лоунаскорпи. - В данном процессе одна из главных проблем, с которой сталкиваются учителя, связана с тем, что они по-прежнему преподают на основе теоретических методов. Недостатки в системе образования высвечиваются именно с этого ракурса. В результате ученик во время урока осваивает теоретический материал, а жизненных знаний и навыков у него мало.

Еще один момент. Современные информационные и коммуникационные технологии стремительно проникают во все сферы. Еще 20 лет назад они были доступны лишь определенному кругу людей, а сегодня же почти все пользуются как минимум смартфонами. Никто не знает, как все изменится через пару десятилетий, но мы должны воспитывать наших детей приспособленными к цифровым устройствам, чтобы они легко адаптировались к современным тенденциям.

Образовательные цели регулярно меняются. Один из важнейших вопросов, стоящих сегодня, - подготовка кадров в соответствии с требованиями нового дня. Однако этого трудно достичь без изменения существующих подходов. Так, необходимо помочь учащимся в приобретении востребованных в будущем знаний и навыков. Проще говоря, у детей должна быть возможность выбора. Чтобы не допустить хаоса, специалисты предлагают совершенствовать образовательные программы и доводить до учащихся понимание важности стремления к знаниям, науке.

В Узбекистане с принятием Закона «Об образовании» в новой редакции стали обновляться образовательные программы. У учителей также появилась возможность самостоятельно вносить изменения в свою деятельность. В этом процессе следует учитывать немаловажный аспект: уровень готовности учителей к таким усовершенствованиям и преобразованиям в практической работе все еще низок.

- Например, если учитель преподает 20 часов в неделю, то он может организовать три из них по своему усмотрению, - отмечает специалист. - Это проявляется в применении нового уникального плана урока или других более совершенных методик. Кроме того, учителя не должны ограничиваться только учебниками. Следует помнить, что использование дополнительной литературы для объяснения темы повышает эффективность образовательного процесса.

Для решения вышеперечисленных задач разработана специальная программа, затрагивающая такие аспекты, как подготовка педагогических кадров, повышение их квалификации, совершенствование образовательных программ, внедрение новых методов обучения.

- Президент Узбекистана уделяет особое внимание развитию сферы образования, - говорит начальник Государственной инспекции по надзору за качеством образования при Кабинете Министров Республики Узбекистан Улугбек Ташкенбаев. - В частности, перед нами поставлены конкретные задачи по внедрению финской системы образования в 48 школах Кашкадарьинской области со следующего учебного года. На днях посетил некоторые из них и ознакомился с их деятельностью, а также с системой повышения квалификации работающих там педагогов. Должен сказать, что при осуществлении реформ в сфере прежде всего необходимо обогатить образовательный процесс с точки зрения содержательности учебных программ, пересмотреть систему подготовки педагогов и повышения их квалификации. Внедрение передового финского опыта будет способствовать успешной реализации намеченных преобразований, предполагающих в первую очередь повышение качества учебного процесса в образовательных учреждениях республики.

С ноября 2021 года между инспекцией и Национальным агентством образования Финляндии действует соглашение о сотрудничестве. Цели документа предполагают совместную деятельность по разработке, внедрению и оценке образовательных программ, а также по совершенствованию системы повышения квалификации педагогов. Сообща с финскими специалистами в Узбекистане осуществляются создание учебно-методической литературы и организация курсов повышения квалификации для учителей. За прошедший короткий промежуток сотрудничество в области образования показало свои результаты практически на всех этапах обучения.* * *

Будущее страны, процветание Нового Узбекистана - за молодежью. А значит, воспитание гармонично развитых юношей и девушек, образование подрастающего поколения на самом высоком уровне - в числе приоритетных задач. Для достижения поставленной цели Узбекистан активно развивает международное сотрудничество в сфере образования. Анализируя лучший мировой опыт и внедряя самые современные решения в практику, стремится усовершенствовать жизненно важное направление.

Евгения Юн.
«Правда Востока».