Ведущие эксперты двух стран дали высокую оценку интеграционным процессам в регионе, кумулятивный эффект которым пять лет назад придало новое руководство Узбекистана.
Заместитель министра иностранных дел России Андрей Руденко «на полях» конференции заявил журналистам: "Мы поддерживаем любые усилия, которые направлены на экономическое развитие и процветание стран региона. И то, что происходит в контексте центральноазиатской интеграции - это позитивные процессы, которые действительно нуждаются в поддержке".
Нынешний приоритет внешней политики Узбекистана – тесное сотрудничество со странами Центральной Азии - нашел такой же позитивный отклик во многих странах мира и в авторитетных международных организациях.
Но, самое главное, он в полной мере соответствует интересам всех стран региона. Предпринятые Узбекистаном шаги по сближению с соседними государствами были крайне актуальны и отвечали насущным интересам всех стран и народов Центральной Азии.
Страны-соседи, как в межгосударственных, так и в межличностных отношениях ее граждан понесли немало потерь от, довольно длительного, мягко говоря, «холодного периода» в отношениях. Что получили за это время? Разрыв традиционных торгово-экономических связей, единой инфраструктуры, служившей общим интересам. Огромные средства ушли в новые транспортные коридоры только для того, чтобы обойти территорию соседей, несмотря на значительные финансовые потери, пресекался транзит. Критическими стали отношения в водно-энергетической сфере, замороженными оказались вопросы делимитации и демаркации границ, что служило тлеющим очагом для конфликтов. Зарубежные аналитики все чаще поговаривали о возможности на этой территории войн за воду и другие ресурсы.
Несоизмерим и моральный урон, нанесенный традиционным дружественным и родственным отношениям. Заминированные границы, колючая проволока на границах буквально прошли по судьбам людей. Родители и дети, братья и сестры годами не могли увидеться. Проблемой было даже побывать в соседнем государстве на похоронах близких.
«Железный» аргумент, которым оправдывались все эти действия – сохранение мира и стабильности в стране. А в результате, Узбекистан исподволь утрачивал свою роль центрального государства в регионе.
Новый вектор во внешней политике Узбекистана, заточенный на приоритет в отношениях со странами Центральной Азии, в корне изменил ситуацию. Шаг за шагом растапливался лед в отношениях. Регулярные и продуктивные двусторонние контакты на высшем уровне переросли в доверительные и дружественные отношения. Для граждан открылись возможности для взаимных поездок, делового сотрудничества, культурно-гуманитарных обменов. Восстанавливается инфраструктура, налаживается авиационное и железнодорожное сообщение, открываются международные автобусные маршруты.
Наконец, новым витком развития сотрудничества в регионе стал переход наряду с двусторонними отношениями, на многосторонний формат, ключевым из которых стали Консультативные встречи глав государств Центральной Азии.
Впервые инициатива Президента Узбекистана о проведении неформальных встреч стран региона была озвучена на 72-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН в сентябре 2017 года. Это предложение вновь прозвучало на состоявшейся в ноябре в 2017 года в Самарканде международной конференции под эгидой ООН «Центральная Азия: одно прошлое и общее будущее, сотрудничество ради устойчивого развития и взаимного процветания».
Инициативу поддержали все страны региона. Пожалуй, иначе и не могло быть. Возможность собраться вместе главам государств и открыто поговорить о проблемах и перспективах регионального масштаба открывала новые горизонты конструктивного сотрудничества.
Первая встреча в Астане, состоявшаяся в марте 2018 года по предложению президента Казахстана Нурсултан Назарбаева, прервала долгую паузу во встречах за общим столом лидеров стран региона.
Выступая на этом саммите, президент Узбекистана Шавкат Мирзииев отметил, что основанные на взаимопонимании стран Центральной Азии отношения играют решающую роль в обеспечении мира, безопасности и устойчивого развития, а также в расширении регионального и международного сотрудничества. Центральная Азия с ее огромными энергетическим потенциалом, природными ресурсами, транспортно-коммуникационными возможностями имеет важное геополитическое значение, и происходящие в ней процессы влияют на стабильность всей Евразии.
Главным итогом той встречи стало единодушное мнение лидеров стран региона в том, что для налаживания регулярного диалога в этом направлении, совместного поиска решения общерегиональных проблем впредь проведение консультативной встречи глав государств Центральной Азии должно стать традиционным.
Следующий саммит состоялся в ноябре 2019 года в Ташкенте. Отметим, что на этот раз к лидерам стран региона присоединился и президент Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедов.
Эта встреча, как подчеркивали эксперты, еще подтвердил - процесс перезагрузки регионального сотрудничества уже пошел. Площадка форума стала очень важной с точки зрения поддержания диалога и «сверки часов» по многим вопросам региональной повестки.
В экспертных кругах широко обсуждались итоги встречи в Ташкенте глав государств Центральной Азии. Давались разные оценки, высказывались разные, порой противоречивые мнения, но аналитики были единодушны в том, что страны региона вышли на принципиально новую ступень отношений. Независимые государства Центральной Азии повернулись лицом друг другу, а Узбекистан сумел вдохнуть новую динамику в создание устойчивого будущего центральноазиатского региона.
Прямо скажем, итоги второй Консультативной встречи вселили оптимизм еще и потому, что все лидеры стран региона активно выдвигали важные инициативы, направленные на укрепление и развитие сотрудничества. Прозвучали прагматичные и вместе с тем перспективные предложения по укреплению торгово-экономического сотрудничества, эффективного использования энергетического и транспортного потенциала. Сделан акцент на вопросах регионального сотрудничества в области совместного водопользования, смягчения последствий изменения климата и противодействия экологическим вызовам, развития туризма. Особое внимание уделено проблемам региональной и международной безопасности.
Пандемия и смена власти в Кыргызстане изменили планы проведения очередной Консультативной встречи глав государств Центральной Азии, но не отменили ее, так как в ее актуальность поверили все станы региона.
Последовательность такого настроя подтвердила встреча лидеров, которая прошла в августе 2021 года в Туркменистане в Национальной туристической зоне "Аваза" на побережье Каспия.
Главы государств говорили о политике, безопасности, экономике, культуре, а главное о региональных проектах, об объединении усилий в поиске новых точек роста. Обсуждались потенциал транспортно-транзитного потенциала региона, возможности формирования общего энергетического пространства, принятие всех возможных меры по смягчению последствий катастрофы Аральского моря. Также были затронуты вопросы тесной координации и взаимной помощи в борьбе с пандемией.
Совместное Заявление по итогам этой Консультативной встречи Глав государств Центральной Азии стало своего рода программным документом, вобравшим в себя весь спектр наиболее важных направлений сотрудничества между странами региона.
Аналитики сформулировали формат таких встреч, как «диалоговую площадку для открытого и доверительного обсуждения наиболее актуальных вопросов регионального сотрудничества», как возможность определить общую позицию по тем или иным вопросам глобального характера. При этом понятно, что это ни в коей мере не умаляет участия стран-соседей в других авторитетных международных структурах, в двух и многосторонних форматах.
Сегодня уже никто не подвергает сомнению, что регулярные встречи лидеров Центральной Азии служат укреплению доброго соседства между странами. А значит - это открытое окно возможностей для совместного гибкого решения больших и малых проблем внутри регионального характера, устранении преград для дальнейшего торгово-экономического развития, эффективного использования транзитного, водно-энергетического потенциала и других ресурсов.
Доброе соседство – это и более эффективный способ укрепления мира и стабильности, нежели закрытость и недоверие по отношению к соседям. Но самое важное, доброе соседство – это благо для людей, населяющих этот край.
Сардор Хасанов.