В преддверии итогового события избирательной кампании хочется подвести итоги проведенной работы, сделать первичный анализ достигнутых результатов. Понять для себя: какой была предвыборная гонка-2021?

Исходя из специфики своей работы особенно внимательно следил за процессами, связанными с информационной компонентой выборов. Отслеживал исполнение предусмотренных Избирательным кодексом Республики Узбекистан требований об обеспечении открытости и гласности. Особенно привлекла внимание профессионально продуманная и хорошо организованная предвыборная агитация кандидатов. Своими наблюдениями и выводами в данной сфере хотел поделиться с читателями газеты.

Главный вывод: Узбекистан выдержал еще один сложный экзамен на политическую зрелость, устойчивость политической системы, приверженность принципам демократии.

Предвыборная гонка наглядно показала возросший уровень политической культуры нации, развитость и профессионализм институтов данной системы. Каждый этап избирательного процесса стал доказательством того, что в рамках выборов для всех кандидатов в Президенты созданы равные, в полной мере отвечающие требованиям закона условия.

Особо хочется отметить много­плановую работу, проведенную на местах избирательными комиссиями. Они сумели довести до сведения граждан всю необходимую информацию, в том числе о границах избирательных округов и участков, их местонахождении, времени работы. В полном объеме подготовлены и представлены вниманию граждан сведения о кандидатах в Президенты Респуб­лики Узбекистан, содержание их предвыборных программ.

С самого начала средства массовой информации активно включились в процесс освещения хода подготовки выборов. В соответствии с законом для проведения агитационной работы между кандидатами в равной пропорции было распределено эфирное время в электронных и печатных СМИ.

В режиме абсолютной открытости проводились многочисленные заседания избирательных комиссий. Принимаемые ими решения в предусмотренном законодательством объеме публиковались в средствах массовой информации или обнародовались на различных информационных ресурсах общего доступа.

Обращают на себя внимание высокое информативное качество и коммуникационный конструктивизм предвыборной агитации. Не только специалисты информационной сферы, но, наверное, и все пользователи информации помнят многочисленные примеры фейковых, наполненных языком ненависти и конфронтации предвыборных гонок, проведенных за последние годы в зарубежных странах. Многим государствам (и даже тем, которые заслуженно считают себя демократическими странами) не удалось сохранить конкурентную борьбу кандидатов в уважительном к соперникам и обществу ключе. По итогам таких выборов, основанных на «войне компроматов», шокировании общественного мнения и неприятии чужого, как показывает опыт, обществу не удается объединиться вокруг выигравшего кандидата и в поствыборный период: теряется созидательный потенциал консолидации для достижения общест­венно значимых целей.

В этом плане остается только приветствовать дух справедливого уважительного соперничества, сложившегося в ходе предвыборной гонки - 2021 в Узбеки­стане. Именно высокий уровень нашей самобытной, глубоко гуманистической национальной культуры позволил провести предвыборную агитацию без грязных политтехнологий, попыток манипулирования общественным мнением, популистского заигрывания с электоратом.

Уверен, что сложившийся конструктивный климат предвыборной гонки будет еще долго оказывать свое позитивное воздействие на ход широкомасштабных реформ в нашей стране, дальнейшего улучшения обстановки конструктивного диалога и взаимодействия, сложившегося в последнее время.

Оценивая информационную обстановку предвыборного периода, следует отметить, что кандидатам на пост Президента были предоставлены равные условия для беспрепятственного выпуска и распространения печатных, наглядных, аудиовизуальных материалов, фонограмм, электронных версий печатной продукции и других агитационных материалов. Они также имели хорошие возможности для коммуникаций с электоратом в ходе состоявшихся с избирателями на местах многочисленных встреч, которые прошли в открытой конструктивной обстановке. Избирателями поднимались важнейшие вопросы, связанные с решением конкретных проблем. И, думаю, на основе этих материалов будет еще организована глубокая и скрупулезная работа по устранению обозначенных аспектов.

Особо хочу отметить высокое качество аналитических и обзорных материалов, публиковавшихся в СМИ, социальных сетях, по тематике организуемых выборов. Большой вклад в эту информационную работу осуществлен, в частности, депутатами Законодательной палаты Олий Мажлиса, которые в своих материалах и сообщениях вели конструктивное и эффективное информирование граждан по выборам Президента, вопросам их подготовки и проведения, а также соответствующую консультативную и информационно-­разъяснительную работу.

Качество организации выборного процесса отмечается и многочисленными международными наблюдателями, прибывшими в нашу страну. В частности, в промежуточном отчете Миссии БДИПЧ ОБСЕ по наблюдению за выборами (15 сентября - 5 октября 2021 года), отдельно отмечается улучшение медиаклимата в Узбекистане, а также то, что «закон обеспечивает всех кандидатов равными возможностями для проведения избирательной кампании».

Высокий уровень организации мероприятий предвыборного периода, их полное соответствие требованиям национального законодательства и высоким международным стандартам позволяют сделать обоснованное предположение: 24 октября 2021 года народные выборы Президента Респуб­лики Узбекистан пройдут в обстановке открытости и гласнос­ти, с полным соблюдением принципов честной и справедливой конкуренции.

Ильхом Абдуллаев.
Председатель Общественного совета по вопросам развития информационной сферы
и массовых коммуникаций при Олий Мажлисе Республики Узбекистан.