Приоритет ведения открытой, прагматичной и активной внешней политики закреплен в седьмом направлении Стратегии развития Нового Узбекистана на 2022-2026 годы. Так, в цели 93 определено повышение роли страны в качестве равноправного субъекта в международных отношениях. Для ее реализации намечено совместное проведение со странами-партнерами и в рамках международных организаций сбалансированного, постоянного диалога по региональным и глобальным вопросам, а также двух- и многосторонних встреч, консультаций в политической, экономической и культурной сферах и на разных уровнях. Важное направление - выведение широкомасштабного сотрудничества с ведущими государствами мира на стратегический уровень, достижение соглашений о расширенном партнерстве, продвижение позиции и инициатив Узбекистана общемирового значения на крупных мероприятиях по региональным и международным вопросам.

Достигнутые результаты и приоритетные задачи в этом направлении обсуждали в ходе круглого стола, организованного накануне в столице. Спикерами выступили и.о. министра иностранных дел Респуб­лики Узбекистан Владимир Норов, ректор Академии государственного управления Адхам Бекмуродов, первый заместитель Спикера Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан Акмал Саидов, заместитель министра инвестиций и внешней торговли Республики Узбекистан Олимхон Рустамов. Видеообращения к участникам встречи также направили Председатель Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан Танзила Нарбаева и Постоянный координатор ООН в Республике Узбеки­стан Роли Астхана.

В ходе дискуссий особое внимание участников было обращено на необходимость реализации открытого, последовательного и глубоко продуманного внешнеполитического курса, который позволил бы эффективно продвигать национальные интересы страны, адекватно отвечать на современные международные вызовы.

Участники встречи едины во мнении: под руководством Президента Шавката Мирзиёева и с учетом положений утвержденной в стране Стратегии развития большое внимание сегодня уделяется повышению роли и авторитета Узбекистана на региональной и международной арене. А в результате реализации Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах на новый, более качественный и беспрецедентно активный уровень вышли политические, экономические и культурные связи нашего государства с соседними странами, крупнейшими мировыми державами и международными институтами.

Происходящие в настоящее время глобальные изменения в мире, характеризующиеся ростом геополитической напряженности, оказывают негативное влияние на страны Центральной Азии, сопредельные и другие регионы, отмечалось в ходе выступлений. Кроме того, сохраняющиеся ограничения, введенные в связи с пандемией коронавируса и его новых штаммов, негативно отражаются на всех сферах международного сотрудничества, в первую очередь на экономических и логистических связях.

Эти вопросы требуют от стран поиска актуальных и эффективных решений, что невозможно без выстраивания тесных взаимоотношений между государствами, их кооперации в области экономики и торговли, обмена знаниями и инновациями. И в сложившихся условиях следует осознавать необходимость дальнейшего расширения географии внешнеполитической деятельности, активизации сотрудничества с зарубежными партнерами, прежде всего с ближайшими соседями, на разных уровнях и в приоритетных областях, а также систематического отслеживания происходящих изменений в регионе и мире, своевременного и комплексного реагирования на возникающие проблемы.

В ходе тематических сессий мероприятия участники предметно обсудили актуальные и приоритетные направления внешней политики Нового Узбекистана, широкомасштабные реформы и достижения страны с учетом современных вызовов и угроз. Рассмотрены принимаемые меры и инициативы, направленные на продвижение позитивного имиджа республики во внешней политике, обеспечение авторитетных позиций страны в мировом сообществе, ее высокого статуса в престижных международных ­рейтингах.

- В ходе реализации Стратегии действий произошла резкая активизация внешнеполитической деятельности Узбекистана. Это достигнуто прежде всего путем выдвижения и реализации крупных и значимых международных инициатив Президента Шавката Мирзиёева, - отметил В. Норов. - Был принят комплекс действенных практических мер, направленных на последовательную защиту национальных интересов Узбекистана и развитие многоплановых и взаимовыгодных отношений со странами Центральной Азии и сопредельных регионов, ведущими государствами мира. Существенно укрепились политический диалог, торгово-экономические, инвестиционные, транспортно-коммуникационные и культурно-гуманитарные связи со странами-партнерами. Достигнуты значимые результаты в продвижении инициатив главы нашего государства на международном и региональном уровне. В частности, обеспечено принятие Генеральной Ассамблеей ООН резолюций «Укрепление регионального и международного сотрудничества для обеспечения мира, стабильности и устойчивого развития в Центральноазиатском регионе», «Просвещение и религиозная толерантность», «Устойчивый туризм и устойчивое развитие в Центральной Азии», «Об объявлении региона При­аралья зоной экологических инноваций и технологий». А еще впервые в истории Узбекистан стал членом Совета ООН по правам человека. Также на новый уровень вышло сотрудничество с Организацией Объединенных Наций, Шанхайской организацией сотрудничества, Содружеством Независимых Государств, Организацией тюркских государств, Организацией экономического сотрудничества, Всемирным банком, другими международными и региональными организациями, финансовыми институтами.

Говорилось в ходе встречи и об укреп­лении взаимосвязанности Центральной и Южной Азии, а также о выведении на уровень стратегического сотрудничества двусторонних и многосторонних отношений Узбекистана с ведущими странами мира и странами-партнерами, в том числе с Китаем, Россией, США, Турцией, Венгрией, Японией, Индией, арабскими государствами. Результатом такой эффективной внешней политики экспертное сообщество признает растущий объем торгово-экономического оборота, увеличившийся за последние годы в разы.

Основные направления внешней политики нашей страны, отраженные в Стратегии развития Нового Узбекистана на 2022-2026 годы:

  •  повышение роли республики в качестве равноправного субъекта международных отношений;
  •  вывод тесного сотрудничества в области безопасности, торгово-­экономической, водной, энергетической, транспортной и культурно-гуманитарной сферах в Центральной Азии на более высокий уровень;
  •  дальнейшее развитие отношений с традиционными партнерами, усиление экономической дипломатии через приоритетное внимание на расширение географии внешних связей;
  •  усиление деятельности Узбекистана в органах и институтах ООН, глобальных и региональных экономических, финансовых и гуманитарных организациях;
  •  членство во Всемирной торговой организации и углубление интеграционных процессов с Евразийским экономическим союзом;
  •  повышение эффективности доведения информации, направленной на улучшение имиджа нашей страны, до аудитории мирового сообщества;
  •  совершенствование норма­тивно-­правовой базы внешнеполитической и экономической деятельности и договорно-правовых основ международного сотрудничества;
  •  совершенствование системы обслуживания граждан Узбекистана за рубежом дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями Республики Узбекистан в других странах.

Достижение поставленных целей необходимо для дальнейшего развития торгово-экономических отношений и взаимодействия в сфере международной безопасности; увеличения экспортного потенциала, привлечения инвестиций в отечественную экономику; продвижения передовых технологий и научных разработок; расширения потока иностранных туристов и защиты прав и интересов наших граждан; укрепления позитивного имиджа страны на международной арене.

Отдельно участники встречи остановились на обсуждении предстоящего в сентябре в Самарканде Саммита глав государств - членов Шанхайской организации сотрудничества.

В этом году Узбекистан председательствует в объединении, главной целью определив практическое расширение взаимовыгодного сотрудничества по всему спектру вопросов (политика, безопасность, торговля, инвестиции, транспорт, культура).

В период председательства Узбекистан создает наиболее благоприятные условия для расширения сотрудничества со странами-наблюдателями и партнерами по диалогу. Отмечалось, что многие государства демонстрируют готовность наращивать контакты с ШОС. И наша страна нацелена исключительно на укрепление имиджа Шанхайской организации сотрудничества, которая вносит существенный вклад в поддержание международного мира и безопасности, стимулирование глобального развития.

Так, на полях саммита в сентябре ожидается подписание солидного пакета документов. Предстоящая встреча лидеров стран - участниц ШОС позволит поднять на новый уровень наши исторически тесные отношения с учетом меняющейся международной среды.

Евгения Юн.
«Правда Востока».