До сих пор остаются неясными и противоречивыми прог­нозы и модели путей преодоления последствий пандемии. Итоги первого полугодия 2020-го наглядно демонстрируют, как из-за пандемии затормозилось социально-экономическое развитие в отдельно взятых странах, а также то, что она может спровоцировать новые кризисы.

В сложившейся обстановке существенно возрастают роль и значение глубоко продуманной и ответственной государственной политики в борьбе с коронавирусной инфекцией. Результаты проведения такой политики, как показывает практика, во многом будут определять решение самых важных вопросов нацио­нального развития, обеспечения государственной и общественной безопасности в средне- и долгосрочной перспективах. Само время сформировало масштабный общественный запрос на активную и последовательную государственную политику по защите интересов людей и их поддержке, на социально ориентированное государственное управление.

В нынешних условиях - спровоцированных пандемией кризиса рынков, критического снижения деловой активности, закрытия межгосударственных границ - именно государственные институты оказались самыми надежными и действенными институтами поддержки граждан, защиты их здоровья, социально-­экономического развития в целом.

В связи с этим определенный интерес представляет анализ политики и первичных итогов работы институтов государственной власти и управления Респуб­лики Узбекистан в борьбе с распространением коронавирусной инфекции.

Политическое руководство каждого государства в мире самостоятельно определяло пути и методы организации карантинных мер. Одной из важных особенностей узбекской модели стала центральная роль в управлении данным процессом Президента страны. На практике реализуя положения нашей Конституции, в которой закреплено, что глава государства обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти, Президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев в это непростое для страны время за короткий срок создал эффективную систему противодействия распространению коронавирусной инфекции и лично принял самое активное участие во всех этапах этого сложного и масштабного процесса.

Высокое гражданское и политическое мужество, проявленное Президентом страны в этот период, стало основой результативности принимаемых мер. Не были допущены наблюдавшиеся в ряде стран вакуум власти, факты перекладывания ответственности, игры полномочий. Наши граждане видели ключевую роль главы государства в осуществляемой политике и в очередной раз выразили полную поддержку осуществляемому курсу Президента страны.

Своими Указами и постановлениями, принятыми за время пандемии, личным деятельным участием Президент Узбекистана консолидировал и мобилизовал общество на борьбу с новым глобальным вызовом, еще полнее задействовал важнейшие принципы гуманизма и созидания, на которых основана жизнь нашего народа.

Глава государства обеспечил также активное участие в процессе принятия государственных решений депутатов представительных органов всех уровней. Согласно идеям лидера страны депутаты Кенгашей народных депутатов и Олий Мажлиса именно посредством всестороннего учета нужд и мнений граждан становятся настоящими проводниками их интересов и реализуемой государственной политики. Сделан еще один важный шаг по пути формирования новой демократической системы госуправления, основанной на принципах народовластия.

В настоящее время Кенгаши народных депутатов заслушивают не только отчеты руководителей органов власти, но и принимают важные решения по социально-экономическому развитию регионов. Лидер нашей страны также инициировал включение в полномочия областных и районных Кенгашей народных депутатов изучение процессов реализации и результативности инвестиционных проектов в рамках выделяемых международными финансовыми организациями кредитов, а в полномочия областных Кенгашей - также вопросов утверждения тарифов во многих сферах. Такая практика стимулирует развитие политической активности и ответственности на уровне регионов, формирует основу единого эффективного политического пространства страны.

Наряду с другими процессами именно практика противодействия пандемии отчетливо показала наличие устойчивой тенденции развития нашей политической системы - формирование в стране новой демократической системы политической власти, основанной на активном общественном участии, ответственности социума в целом и каждого гражданина в отдельности за судьбу реформ, качество и безопасность общественной и личной жизни.

В этой связи новый политический курс Узбекистана требует от государственных структур быть особенно чуткими и внимательными к вопросам, поднимаемым населением, представителями бизнеса и институтами гражданского общества, и формирования действенных механизмов для их решения. Следует отметить, что в целом данная задача выполняется. Государство определило свою роль, заключающуюся в реализации принципов народовластия как в общенациональном масштабе, так и на уровне социальных групп и каждого гражданина.

Как показывает анализ, за время пандемии существенно трансформировалась политическая роль и других участников общественной жизни, к примеру, предпринимательских структур. Все мы стали свидетелями того, как за короткий срок существенно вырос уровень социальной ответственности бизнеса в Узбекистане, что в свою очередь повысило эффективность национальной экономики, способствовало наполнению бюджета и формированию новой инновационной среды государственно-частного партнерства. Бизнес становится все более социально и политически активным, готовым к участию в реализации модели партнерства и взаимной ответственности с обществом.

Стратегически выигрышными можно оценить результаты участия нашей страны в противодействии пандемии на международном уровне. Здесь следует отметить, что Узбекистаном изначально был выбран правильный путь активного участия в международной интеграции в борьбе с коронавирусом, недопущения изоляционизма. Оставаясь приверженной всем взятым на себя международным обязательствам, наша страна внесла и продолжает вносить существенный вклад в глобальные усилия по преодолению последствий пандемии. Позиции и авторитет нашей страны на международной арене повысились за прошедшее время. Страны, с которыми нас связывают узы партнерства, все международное сообщество по достоинству оценивают ответственную, взвешенную и конструктивную позицию и роль Узбекистана в принимаемых мировым сообществом мерах по борьбе с распространением коронавирусной инфекции, смягчению последствий этого процесса для функционирования экономики и других сфер общественной жизни.

Общеизвестно, что в карантинный период парламент нашей страны ни на один день не прекращал своей работы. За короткое время были осуществлены все необходимые организационно-­правовые шаги, обеспечившие непрерывную работу парламента по принятию столь необходимых стране законов, осуществлению мер депутатского контроля по защите интересов и прав граждан. Как показывают результаты работы, все политические партии, представленные в парламенте, несмотря на различия в их политических программах и взглядах, единогласно и полностью поддерживают осуществляемые меры государственной политики. Депутаты парламента находятся в постоянном и тесном диалоге с избирателями, проводят среди них широкую разъяснительную работу, изучают общественные интересы и осуществляют системную деятельность по их реализации.

Пандемия выявила множество проб­лем во всем мире. Со многими из них сталкивается сейчас и Узбекистан. Но мы с уверенностью можем говорить о наличии важного политического фактора в нашей жизни - широкого доверия народа к деятельности государственных институтов, уверенности граждан и бизнес-сообщества в эффективности принимаемых государством мер.

Граждане поддерживают деятельность политических институтов, действия структур власти в карантинный период еще раз подтвердили их высокий профессионализм и социальную направленность. Политическая стабильность, курс на обеспечение законности и народовластия и впредь будут важными элементами прочного фундамента дальнейшего устойчивого развития нашей страны.

Нурдинжон Исмоилов.
Спикер Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан.