Как известно, пандемия коронавируса внесла коррективы в наш обычный уклад жизни. Однако для каждого государства коронакризис стал лакмусовой бумагой оценки потенциала и компетентности. Несмотря на многие сложности, он совершенно ясно показал, что центральноазиатские государства, в частности Узбекистан, прошли долгий путь с момента обретения независимости и способны не просто удерживаться на плаву во время подобных непредвиденных обстоятельств, но и отлично адаптироваться к условиям, держа удар перед невидимым врагом.
В то же время пандемия продемонстрировала и степень необратимой взаимозависимости между всеми государствами. Главы различных стран и авторитетных организаций не раз подчеркивали, что само время требует от народов мира научиться использовать международный синергизм и возможности, предоставляемые глобализацией, одновременно изучая способы противодействия транснациональным угрозам. Правительствам, международным организациям и экспертным сообществам необходимо создавать механизмы выживания человечества в условиях таких глобальных вызовов путем постоянного взаимодействия, диалога и установления доверия. Отмечается и рост объективного запроса на совместные усилия международного сообщества по преодолению коронакризиса, но вместе с тем как никогда важно обеспечение госбезопасности.
Естественно, о важности последней и защиты интересов Узбекистана от угроз неоднократно говорил и лидер государства Шавкат Мирзиёев. Эти интересы народа закреплены в том числе в Указе Президента «О мерах по совершенствованию системы государственной безопасности Республики Узбекистан» от 14 марта 2018-го и Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах. В Стратегии, стоит заметить, отдельным пунктом закреплены приоритетные направления в сфере обеспечения безопасности. Но очевидно, что ни одно из государств мира не сможет обеспечить собственную безопасность и устойчивое экономическое развитие подавлением коронавируса лишь на собственной территории, пока в соседних странах и других частях планеты будет продолжаться пандемия.
Поэтому только слаженное сотрудничество позволит побороть пандемию на глобальном уровне. В ходе конференции участники обсудили возможности такой совместной работы, актуальные вопросы, первые приобретенные уроки, пути по выходу из коронакризиса и улучшению уровня подготовленности к подобным чрезвычайным ситуациям.
Конференцию открыл со вступительным словом первый заместитель Председателя Сената Олий Мажлиса Садык Сафаев, который отметил высокую актуальность мероприятия. Председатель Сената Олий Мажлиса Танзила Нарбаева особо подчеркнула, что пандемия привела не только к экономическим потерям, но и социально-гуманитарному кризису. В своей речи она определила такие приоритетные вопросы по преодолению пандемии и ее последствий, как обеспечение здоровья населения, поэтапное восстановление экономики, создание необходимых условий нуждающимся, социальное обеспечение уязвимых слоев населения, урегулирование семейных проблем, а также создание международно-правовых основ регулирования транспортных («зеленых») коридоров.
- Большинство угроз невоенного характера имеют скрытый, ползучий и трансформационный характер на протяжении длительного времени, - говорит доктор экономических наук, профессор УМЭД Ибрагим Мавланов. - Их необходимо выявлять заблаговременно средствами наблюдения и отслеживания не только у себя в стране, но и за рубежом. Поэтому выявление угроз в целях надежного обеспечения национальной безопасности в каждой стране должно возлагаться на всю систему государственной власти, ее институтов и аппарата. Трансформационные угрозы вносят непредсказуемую неопределенность. Если это так, то нет глубинных фундаментальных и прикладных исследований объективной реальности со стороны академического сообщества. Автомизация и политика закрытости государств не решит проблемы борьбы с современными угрозами. Надо действовать скоординированно.
- Какие уроки мы извлекли из пандемии? - продолжает эксперт. - Оправдались опасения, что удар будет нанесен пожилому слою населения, социальной сфере. Коронавирус показал и подтвердил неэффективность, неподготовленность и непрочность многих систем национальной безопасности в некоторых странах в предотвращении угроз невоенного характера. По сей день продолжается недооценка проникновения, влияния и последствий угроз невоенного характера, их негативного влияния на все сферы жизнедеятельности государства.
Также данная конференция может послужить своеобразным мостом между специалистами различных сфер, государств. Например, спикеры пришли к выводу о том, что большой проблемой является отсутствие единого регионального обсуждения текущих проблем, связанных со вспышкой коронавируса. Страны Центральной Азии частично провели многосторонние региональные переговоры только на площадках Совета сотрудничества тюркоязычных государств (в апреле 2020-го) и Шанхайской организации сотрудничества (в текущем месяце).
Подняты, конечно, и вопросы экономики, так как многие экономисты и международные организации в настоящее время прогнозируют существенный экономический спад в регионе. Рост безработицы, высокая зависимость доходов бюджета от доходов от природных ресурсов с недиверсифицированной экономикой делают ситуацию в Центральной Азии более уязвимой. Региону необходимо продолжить свои усилия по существенному реформированию систем государственного управления и экономики, сделав их более эффективными, прозрачными, конкурентоспособными и подотчетными; поддерживать институциональные изменения; увеличить инвестиции в возобновляемые источники энергии и полностью изменить энергетические системы в направлении построения «зеленой» экономики; снизить уровень загрязнения, уделяя больше внимания изменению климата в Центральной Азии.
Все это предпринимается в нашей стране. Например, для обеспечения макроэкономической стабильности, бесперебойной работы отраслей и сфер экономики, эффективной социальной поддержки населения в период противодействия распространению коронавирусной инфекции и других глобальных рисков, недопущения резкого снижения доходов населения страны Президент одобрил предложение Кабинета Министров о создании Антикризисного фонда при Министерстве финансов без образования юридического лица в объеме 10 трлн сумов.
Также экспертами подчеркивается: распространение коронавируса внезапно показало, что рынок труда во всех странах очень уязвим. Раньше эта уязвимость определялась экономическими и финансовыми позициями, теперь стало понятно, что внезапные бедствия тоже являются существенным фактором, который наносит удар по тысячам рабочих мест.
Коронавирус негативно сказался не только на здоровье граждан, но и взаимосвязанности, координации по вопросам миграции, увеличил параметры безработицы и снизил доходы населения. В этих условиях правительством Узбекистана приняты масштабные антикризисные меры. Сохранение рабочих мест и уровня дохода, соблюдение норм трудового права стали приоритетом республики на время пандемии. Разработан механизм субсидирования малообеспеченных семей, выделены субсидии на развитие предпринимательства. Все это позволило смягчить негативное влияние пандемии.