Персональная ответственность и укрепление исполнительской дисциплины - залог эффективной деятельности государственных органов

    Мнение 28 сентября 2021 585

    Мировой опыт показывает, что государство успешно развивается и поступательно двигается вперед лишь при наличии инициативных и дисциплинированных кадров, работающих с чувством сопричастности и глубокой ответственности за проводимые преобразования. Когда речь заходит об этом, уместно подчеркнуть проводимые в Узбекистане реформы, связанные с кадровой политикой, повышением персональной ответственности и укреплением исполнительской дисциплины.

    В процессе создания эффективной системы государственного управления очень важно, чтобы каждый сотрудник выполнял свои обязанности добросовестно, качественно и ответственно. В этом контексте особенно примечательны принимаемые в государственном аппарате меры по укреплению исполнительской дисциплины.

    Внедрение современных методов управления в практику, а также совершенствование форм их контроля, работа, проводимая по усилению требовательности и обеспечению выполнения поставленных задач, подкреплена строгими мерами повышения персональной ответственности руководителей государственных органов. Действенные методы контроля исполнительской дисциплины в ходе реализации экономических и социальных реформ позволили устойчиво и быстрыми темпами развивать нашу страну.

    В целях создания эффективной системы организации и мониторинга исполнения принятых актов законодательства, усиления персональной ответственности руководителей всех уровней за обеспечение достижения поставленных целей издан Указ Президента Республики Узбекистан «О дополнительных мерах по усилению персональной ответственности руководителей органов государственного управления и органов исполнительной власти на местах за эффективную организацию исполнения актов законодательства» от 10 февраля 2021 года.

    Реализация мер, изложенных в Указе, и механизм внедрения Единой межведомственной элект­ронной системы исполнительской дисциплины должны стать критерием оценки эффективности деятельности для всех сотрудников государственных органов. Только тогда данная система станет по-настоящему эффективной. При этом важное значение имеет понимание и осознание сути и содержания Указа, широкое разъяснение его целей и задач среди сотрудников всех звеньев государственных органов.

    В этой связи на заседании, проведенном Управляющим аппаратом Кабинета Министров Респуб­лики Узбекистан 18 сентября текущего года, заслушан отчет о персональной ответственности руководства Антимонопольного комитета республики по вопросам укрепления исполнительской дисциплины. В ходе обсуждения основной акцент сделан на критический анализ системы исполнительской дисциплины, внедренной в комитете, и имеющихся системных недостатках, а также меры по дальнейшему совершенствованию данной системы.

    Основой для коренного пересмотра системы исполнительской дисциплины и руководством для внедрения новых механизмов в комитете стал вышеназванный Указ, а также постановление Президента «О дополнительных мерах, направленных на обеспечение эффективной деятельности единой межведомственной элект­ронной системы исполнительской дисциплины «Ijro.gov.uz» от 31 мая 2021 года.

    Основой внедренной системы стали следующие механизмы:

    во-первых, все поступающие поручения и обращения переведены в электронный формат в целях обеспечения постоянного контроля над ними с момента поступления в комитет и до исполнения.

    При этом запущена электронная система «acru.ijro.uz», интегрированная в Единую межведомственную электронную систему «Ijro.gov.uz», позволяющая всем структурным и территориальным подразделениям комитета работать с электронной базой данных «из одной точки», обеспечивая при этом безбумажный документо­оборот, а также контроль исполнительской дисциплины;

    во-вторых, внедрен четкий механизм обеспечения заблаговременного исполнения законодательных актов и поручений, включающий следующие этапы:

    - разработку планов конт­роля;

    - координацию одновременной работы исполнителей над поручениями;

    - осуществление ежедневного мониторинга процесса исполнения законодательных актов и поручений в цент­ральном аппарате и региональных подразделениях комитета;

    - налаживание оперативного обмена данными и информацией с другими государственными органами;

    в-третьих, внедрена система оценки качества исполнения, ограничивающая формализм и поверхностный подход;

    в-четвертых, введена практика регулярного обсуждения состояния исполнения законодательных актов и поручений: каждую пятницу - у первого заместителя председателя, каждый понедельник - у председателя комитета.

    Кроме того, по итогам каждого месяца и квартала на заседаниях Коллегии комитета заслушиваются отчеты о персональной ответственности руководителей подразделений центрального аппарата и региональных управлений;

    в-пятых, в каждом структурном и территориальном подразделении комитета определен специалист, ответственный за исполнительскую дисциплину;

    в-шестых, в целях широкого разъяснения требований законодательных актов по исполнительской дисциплине проводятся регулярные семинары-­тренинги для руководителей и сотрудников всех уровней структурных подразделений комитета.

    В связи с этим необходимо отметить еще один ключевой момент - статью Управляющего аппаратом Кабинета Министров, опубликованную в газетах «Янги Ўзбекистон» и «Правда Востока» от 24 июля текущего года, - «Работа коллективная, а ответственность персональная!», которая сыграла важную роль при внедрении в комитете новой системы исполнительской дисциплины, созданной по принципу «технологической цепочки».

    Проведя глубокий анализ причин недостатков в обеспечении высокой исполнительской дисциплины, упомянутых в этой статье, руководством комитета определены меры по предотвращению их дальнейшего повторения и создана система ежедневного контроля.

    Также уместно отметить еще одно новшество, внедряемое в государственных органах в целях повышения эффективности деятельности и персональной ответственности руководителей.

    Речь идет о системе оценки эффективности деятельности заместителей руководителей государственных органов посредством определенных основных критериев достижения поставленных целей при оперативном решении приоритетных, стратегических и неотложных задач, стоящих перед нами в процессе реформ.

    Сегодня чрезвычайно важно дать количественную оценку достижению эффективности в работе, что в современном языке называют ключевыми показателями эффективности (KPI). Именно эти цифры показывают уровень достижения целей.

    Система оценки заместителей председателя комитета разработана на основе критериев (индикаторов) KPI в соответствии с требованиями постановления Президента «О внедрении системы оценки эффективности деятельности заместителей руководителей минис­терств, государственных комитетов, других органов государственного управления и хозяйственных объединений» от 22 июля 2021 года, а также постановления Кабинета Министров «Об утверждении Основных критериев оценки эффективности деятельности и достижения целевых задач заместителей руководителей министерств, государственных комитетов, иных органов государственного управления и хозяйственных объ­единений» от 28 июля 2021 года.

    Данная рейтинговая система оценки дает возможность четко определить, насколько заместители председателя комитета соответствуют установленным требованиям, а уровень их персональной ответственности - возложенным на них задачам.

    KPI каждого заместителя председателя комитета рассчитывается исходя из выполнения функциональных задач и 6-8 установленных показателей (индикаторов). В целях эффективной организации достижения этих показателей введена практика утверждения ежемесячного персонального плана работы каждого руководителя.

    Тут возникают вопросы. Как отражается новая система контроля исполнительской дисциплины на эффективности деятельности комитета? Имеются ли поручения, не выполненные в срок? Каким образом осуществляется усиление ответственности исполнителей?

    Если рассмотреть состояние исполнительской дисциплины в конкретных цифрах, то показатели следующие: за неполные 9 месяцев текущего года в комитет поступило в общей сложности 583 поручения, которые были взяты на контроль. При этом из всех поручений только 13 (или 0,2 процента) исполнены с опозданием в сроках.

    Следует отметить, что в комитете установлен порядок, в соответствии с которым в случае задержки срока исполнения поручения налагаются соответствующие дисциплинарные взыскания. В частности, по 13 вышеупомянутым случаям в отношении ответственных лиц применены соответствующие меры дисциплинарной ответственности, а одному сотруднику объявлен выговор.

    По результатам мониторинга исполнительской дисциплины к ряду руководителей и сотрудников региональных подразделений в Хорезмской и Джизакской областях в текущем году также применены соответствующие меры дисцип­линарной ответственности.

    Вместе с тем анализ причин несвое­временного выполнения поручений показал, что все недостатки допущены в период с января по май текущего года, а именно до внедрения в комитете новой системы исполнительской дисциплины.

    Отсюда можно сделать вывод, что повышение персональной ответственности всех сотрудников и руководителей в системе комитета, укрепление коллективной дисциплины являются насущными потребностями сегодняшнего дня.

    В связи с этим следует отметить, что в настоящее время в системе комитета на всех уровнях утверждены соответствующие должностные инструкции и обязанности: от председателя до рядового сотрудника. Работникам подробно разъяснены правовые основы деятельности комитета и их персональная ответственность за своевременное и качественное исполнение законодательных актов и поручений.

    В частности, разъяснены содержание и суть Указа Президента «О дополнительных мерах по усилению персональной ответственности руководителей органов государственного управления и органов исполнительной власти на местах за эффективную организацию исполнения актов законодательства» от 10 февраля 2021 года, постановления Президента «О дополнительных мерах, направленных на обеспечение эффективной деятельности единой межведомственной электронной системы исполнительской дисцип­лины «Ijro.gov.uz» от 31 мая 2021 года, а также указов Президента «О мерах по коренному совершенствованию системы управления государственными активами, антимонопольного регулирования и рынка капитала» от 14 января 2019 года, «О дополнительных мерах по дальнейшему развитию конкурентной среды и сокращению государственного участия в экономике» от 6 июля 2020 года , постановления Президента «Об организации деятельности Антимонопольного комитета Республики Узбекистан» от 24 января 2019 года, постановления Кабинета Минист­ров «О мерах по организации деятельности Антимонопольного комитета Республики Узбекистан» от 15 мая 2019 года.

    Кроме того, утверждены курируемые направления работы заместителей председателя комитета, что служит основой их четкого знания и понимания своих функциональных обязанностей.

    Кардинально реформирована деятельность отдела по работе с обращениями и исполнительской дисциплине, деятельность которого полностью основывается на требованиях, указанных выше указов и постановлений, и курируется непосредственно председателем комитета.

    Мы ощутили быстрый эффект от внедрения новой системы исполнительской дисциплины в деятельности комитета. Одним из главных факторов в достижении этого стало создание единой и непрерывной «технологической цепочки» в укреплении исполнительской дисциплины на основе следующих приоритетных направлений:

    - тщательной разработки и профессио­нального уровня подготовки проектов законодательных актов;

    - эффективной и плановой организации исполнения законодательных актов и поручений, целенаправленного изучения состояния их выполнения и оперативного принятия мер по выявленным недостаткам;

    - разработки персональных «дорожных карт» (планов действий) по исполнению законодательных актов и поручений с указанием конкретных механизмов, сроков и ответственных лиц;

    - определения персональной ответственности руководства и сотрудников всех подразделений комитета за эффективность организационной и исполнительской деятельности;

    - применения строгих дисциплинарных мер к ответственным лицам, не обеспечившим своевременное выполнение законодательных актов и поручений.

    В комитете определены дополнительные задачи и планы по дальнейшему укреплению исполнительской дисцип­лины и безусловному достижению целевых показателей.

    Дальнейшее совершенствование механизмов исполнительской дисциплины в комитете будет осуществляться на основе приоритетных задач, поставленных на совещании в Кабинете Минист­ров и предусматривающих:

    во-первых, пересмотр функциональных обязанностей заместителей председателя комитета, организацию их эффективной деятельности по важным направлениям деятельности комитета, составление детальных личных планов работы, критическое изучение состояния дел в нижних звеньях, системный и критический анализ достигнутых результатов;

    во-вторых, постановку руководителям структурных подразделений комитета и подведомственных организаций следующих задач:

    - разработка и утверждение критериев оценки эффективности деятельности (KPI) для каждого сотрудника;

    - регулярное заслушивание докладов по вопросу исполнительской дисциплины, организация тренингов и семинаров с целью повышения квалификации сотрудников;

    - разработка ежемесячных персональных «дорожных карт» и обеспечение контроля за ходом их выполнения;

    - организация на ежедневной основе деятельности руководителей и сотрудников всех уровней по исполнению законодательных актов и поручений в электронной системе «Ijro.gov.uz».

    Выполнение поставленных перед нами целей и задач требует от каждого из нас большой ответственности, самоотверженности и трудолюбия.

    Шохрух Шарахметов.
    Председатель Антимонопольного комитета Республики Узбекистан.