Мои однокурсники из Симферополя, Казани, Самарканда, Хивы, Бухары немедля принялись расхваливать исторические достопримечательности. А я задумалась… Ведь мой родной город еще совсем молод, здесь не увидишь памятников старины, не услышишь красивых легенд… И тогда я написала: «Однажды побывав в Навои, вы не забудете его никогда».

Конечно, профессор срезал мою работу, мол, не на что у вас смотреть. Но спустя годы приехал сюда в командировку и был навсегда покорен прекрасным городом, носящим имя великого Алишера Навои.

…С рассветом Навои просыпается, озаренный лучами восходящего солнца. Окна домов, преломляя свет, переливаются алмазными гранями. Над городом разносится мелодия первой утренней молитвы, совершаемой в мечети. Вслед за ней о начале нового дня возвещает звон колоколов православной церкви. Под птичий гомон в этот неповторимый оркестр вступает от пиано к форте нарастающий рев машин. По оживленным улочкам все спешат на работу, улыбаясь друг другу и желая доброго дня…

И если вслушаться в эту чудесную музыку города, кажется, можно услышать, как бьется его сердце.

Много веков назад здесь пролегали пески. Через безжизненные барханы пустыни Кызылкум, превозмогая жару, медленно тянулись караваны верблюдов, они лишь на время останавливались в сардобе утолить жажду и снова отправлялись в дорогу по Великому шелковому пути.

Столетиями эта земля безмолвно хранила в своих недрах несметные сокровища. И только в середине прошлого века приехавшие сюда геологи обнаружили богатейшие залежи золота, урана, других полезных ископаемых.

В 1958 году здесь, на равнине площадью в 300 тысяч квадратных километров, развернулась большая стройка. Сюда съехались специалисты со всего Союза. Работали на пределе возможностей в экстремальных условиях, когда летом температура поднималась до плюс 70, а зимой опускалась порой до минус 30. Спустя десятилетия о мужестве и стойкости первостроителей будут слагать поэмы.

Возведение крупнейшего горно-рудного предприятия и города вокруг него находилось под пристальным взором руководства страны и лично главы республики Шарафа Рашидова. По свидетельствам близких, Шараф Рашидович, выступая на официальной церемонии закладки первого камня 3 сентября 1958 года, пообещал, что город получит достойное имя. «Оно уже витало в воздухе, – вспоминал начальник строительства А.Коротков, – Когда я сказал Шарафу Рашидовичу, что оно непременно должно быть связано с историей и поэзией Востока, он бросился меня целовать». Вскоре указом правительства новому городу было дано имя величайшего гуманиста, поэта и мыслителя Алишера Навои.

«Порадуемся, что был такой поэт, как Алишер Навои! Скажем великое спасибо узбекскому народу, принесшему нам в дар такого поэта. И будем не только изучать его, но и думать над ним. Сделаем его своим. Он пришел из одной великой эры Ренессанса к другому Ренессансу – еще большего исторического смысла». Эти слова принадлежат ленинградскому академику, известному востоковеду Николаю Конраду.

Унаследовав имя великого предка, юный город рос и развивался, наращивая индустриальную мощь и вдохновляясь утонченной восточной поэзией. Современный, красивый, уютный. Особенный. О нем говорили не иначе как о волшебном мираже в пустыне, живом оазисе, завораживающем грандиозными силуэтами промышленных гигантов.

Стройные ряды домов, утопающих в зелени, тенистые улочки, роскошные аллеи – архитектура, ландшафт были выдержаны в единой концепции. Школы с просторными дворами, детские сады, многочисленные спортивные сооружения, дворцы культуры, и все это – на расстоянии вытянутой руки.

Помню, как вопреки советским установкам, вместо лозунгов с очередного партсъезда здесь повсюду размещались строки из бессмертных творений Навои. Они сопровождали нас везде и звучали напутствием во всех делах: «Мой друг, начни в родной стране свой путь, народу своему полезен будь».

Вместо памятников коммунистическим вождям в городе был создан целый ансамбль скульптур, бассейнов и фонтанов. В самом центре возвышалась грандиозная скульптура героя поэмы «Фархад и Ширин» могучего Фархада, пробивающего скалу, из-под которой бил мощный фонтан. Рядом – неповторимая композиция «Три реки» в образе прекрасных пери. Эти работы известного ленинградского скульптора Бориса Свинина стали визитной карточкой города. Памятник Алишеру Навои, сюжеты из произведений поэта, воплощенные в белом камне, поразительно гармонично вписались в окружающую инфраструктуру.

Вместо абстрактных названий горожане давали улицам имена своих героев, живущих по соседству, – ветеранов войны, славных тружеников.

Но самое удивительное в этом городе – его жители. Первостроители, покорители пустыни, начинатели добрых созидательных дел, организаторы здравоохранения, образования, культуры, рабочие, своими руками поднимавшие предприятия, запускавшие первые производственные цеха. Представители разных национальностей и верований, совершившие невероятный подвиг и всем сердцем навсегда полюбившие свое творение.

Эти люди вдохнули в него жизнь. И пусть в силу определенных обстоятельств многие уже покинули его, Навои остается особенным, он сумел сохранить свой неповторимый дух. И каждый новый житель непременно проникается им.

Навои по площади составляет примерно десятую часть Ташкента, а по численности населения почти двадцатую часть. И тем не менее он является одним из ведущих промышленных центров Узбекистана, флагманом индустрии страны. Здесь находятся Навоийский горно-металлургический комбинат – крупнейший в мире производитель золота и урана, «Навоиазот» – самое большое в регионе химическое предприятие по выпуску удобрений для сельского хозяйства, лидер строительной индустрии «Кызылкумцемент», мощная Навоийская ГРЭС и многие другие промышленные объекты. Действует первая в Узбекистане Свободная индустриально-экономическая зона.

Навои стал административным центром самого большого по территории региона страны, где каждый из городов и районов по-своему уникален. Это славные промышленные Зарафшан и Учкудук, возведенные вслед за Навои, Кармана, некогда входившая в состав Бухарского ханства, Навбахор с его ущельем Сармыш и самой большой в мире галереей древних наскальных рисунков, Нурата с ее великолепной природой, святыми источниками, крепостью самого Александра Македонского, Кызылтепа с памятниками времен Великого шелкового пути…

В 1985 году «Комсомольская правда» писала, что очарованные этим юным городом известные французские авторы поэт Жан Дрежак и композитор Мишель Легран накануне фестиваля молодежи в Москве написали песню молодежи мира.

«Средь хлопковых полей
Я видел белостенный город,
Двадцатилетних,
Видел влюбленных.

И прочел в их глазах
Песню мира и счастья…
Я видел город под солнцем,
Я видел чудо…

Песню мира и счастья
Пел весь Навои».

Недавно здесь проходило мероприятие международного масштаба. Навои принимал писателей тюркского мира в рамках Международного фестиваля классической поэзии. Устроители не ошиблись с местом. Генеральный секретарь Тюрксой Султан Раев назвал эту встречу исторической. Многочисленные гости, известные поэты и писатели, среди которых Мухаммет Энес Кала из Турции, Анар Рзаев из Азарбайджана, Ркаил Зайдуллин из Татарстана, Айгиз Баймухаметов из Башкирии, Улугбек Есдавлат из Казахстана, Нурланбек Калибеков из Кыргызстана, литераторы со всех регионов нашей страны, такие как Сирожиддин Саййид, Мухаммад Али, Усмон Азим, Эшкобил Шукур, Оразбой Абдурахмонов, Махмуд Тоир, Гавхар Ибодуллаева, Фармон Тошев и многие другие, безусловно, повидавшие немало красивых городов, были единодушны в своем искреннем восхищении очарованием Навои.

Действительно, каждый, кто впервые приезжает сюда восхищается его чистотой, зеленым убранством, теплотой и открытостью жителей, которые по-настоящему любят свой город и заботятся о нем.

Во многом благодаря их неравнодушию на протяжении десятилетий городу удавалось сохранять архитектурный облик, не застраиваться разномастными маркетами. В годы независимости его развитие продолжалось в соответствии с высокими стандартами градостроительства. Архитектурный облик украсили современные здания Дворца молодежи, спортивных комплексов, гостиниц, Международного аэропорта, железнодорожного вокзала. Остались в прошлом времена, когда Навоийская область считалась самой отдаленной от центра, ведь сейчас до Навои на скором «Афросиабе» можно доехать всего за три часа.

В то же время сегодня горожане обеспокоены тем, что особенно в новых микрорайонах Навои с началом строительного бума стали появляться постройки, мягко говоря, не вписывающиеся в общую картину. Вырубаются деревья, с трудом выращенные в суровых условиях местного климата. Исчезает самобытность города.

На примере некоторых наших городов мы видим, к чему приводят такие непродуманные строительные решения. Новое строительство, бесспорно, необходимо, ведь численность населения растет, растут его потребности в жилье, рабочих местах, объектах торговли и быта. Обязательно расширение инженерной инфраструктуры – водо- и газоснабжения, системы канализации, утилизации отходов. И, конечно, стройка должна быть организована с сохранением исторически сложившегося архитектурного облика, с учетом экологических норм, лучших практик градостроения, а самое главное – интересов граждан, общества и государства, как того требует Градостроительный кодекс. Он, в частности, строго предписывает обязательное проведение консультаций с гражданами, общественного обсуждения и экспертизы. И здесь очень важно неравнодушие самих горожан, их активное участие в жизни родного города.

Наш общий долг – сохранить этот город неповторимым, ради наших детей, внуков, ради самих себя. Ведь мы – навоийцы. Мы – дети покорителей пустыни.

…И вот уже солнце медленно садится за горизонт. Красный закат тает в зеркале городского озера. Замедляет ход «колесо обозрения». Стихает гул заводов. Зажигаются ночные огни. А в центре на площади заводит музыку оркестр. Пары кружатся в вальсе. Льется детский смех…

Это наш город. Мы любим тебя, Навои!

Фирюза КУБАРЕВА.