Есть темы, которые требуют относительно небольших перемен со стороны городов, со стороны полиции по всему миру, в первую очередь, со стороны людей; которые при этом позволят добиться существенного снижения смертности на дорогах. Одной из таких тем как раз является снижение разрешенной скорости в городах, особенно на тех участках, где машины взаимодействуют с большим количеством людей, где высока вероятность того, что дорогу пересекают пешеходы, где есть велосипедисты, есть дети, люди с ограниченными возможностями. 

И вот на эти уязвимые участки дорог – в первую очередь в городах – приходится огромное количество смертей и увечий от дорожных аварий. Снижение скорости на этих участках способно привести к существенному снижению смертности. Именно это – тема Недели безопасности дорожного движения в этом году, сообщает Служба новостей ООН.

Да, тема Недели в этом году ограничение скорости до 30 км в час. ООН добивается, чтобы все страны приняли такое решение. В чем заключается трудность на пути к этой цели? Почему кто-то сопротивляется этому? 

Есть целый ряд трудностей, действительно. Одна из них – непонимание проблемы и большое количество мифов. Во-первых, многие считают, что это вообще не важно – 30 – 50 – 60 км в час, какая разница? На самом деле мы знаем, что ограничение скорости до 30 км в час позволяет существенно снизить риск смертельного исхода. То есть при столкновении автомобиля с пешеходом возможны травмы, увечья, но на этой скорости гораздо меньше вероятность смертельного исхода. 

Во-вторых, мы одновременно преследуем несколько целей – это не только дорожная безопасность. Это – снижение экологической нагрузки в городах. Мы знаем, что на этой скорости объем вредных выбросов ниже, а значит повысится экологичность городской среды.

Ну и наконец, в целом это просто улучшает жизненную среду, повышает качество жизни. Именно из-за превышения скорости происходит примерно половина всех дорожных аварий в африканских странах, например. Пятипроцентное снижение скорости снижает риск смертности примерно на 30 процентов. 

Надо при этом смотреть на наиболее уязвимое население – дети, пожилые люди и так далее, для которых столкновение с автомобилем на большой скорости представляет реальную опасность для жизни. 

А если мы попробуем какие-то конкретные факты привести по нашему региону, какие страны, какие крупные города, столицы, уже приняли меры, и есть какие-то результаты?  

Пока мы находимся только в начале пути. Предлагается разработать законодательную базу, которая позволит снизить скорость, предлагается ряд других мер.

Поскольку перед тем, как начать работать в ЕЭК ООН, я несколько лет проработал в Программе развития ООН в Армении, я могу привести пример из этой страны. В Армении примерно 3400-3500 человек гибнут, к сожалению, ежегодно на дорогах, что для маленькой по населению страны, в общем, очень существенно. 

Есть интересная инициатива мэрии Еревана по освещению пешеходных переходов. Казалось бы, такая базовая вещь, но эффект от нее огромный. Многие аварии со смертельным исходом происходят от того, что люди перебегают дорогу или просто переходят ее по пешеходному переходу в положенном, но плохо освещенном месте. 
LED освещение является «зеленым» освещением, то есть снижает выброс парниковых газов. Это хорошо в экономическом плане, в экологическом плане и очень важно в плане безопасности дорожного движения. И вот с мэрией Еревана у нас была инициатива запустить несколько десятков специально подсвеченных и маркированных пешеходных переходов, причем подсвеченных особо ярким светом. 

Мировая практика показывает – надеюсь, и в Ереване эффект будет очень конкретным – такого рода вещи, помимо снижения скорости, напрямую влияют на безопасность дорожного движения и одновременно подчеркну – дают «зеленый» эффект и экономический эффект. Муниципалитет, вкладывая в это освещение, в эти LED лампочки, также экономит существенные средства. 

Важно понимать также, что снижение допустимой скорости не ведет к образованию пробок в городах. Есть такой миф, что все будут ехать очень медленно. Есть современные цифровые системы, которые исключают человеческий фактор и позволяют при любой разрешенной скорости оптимизировать движение и часто медленно движущийся транспорт доезжает куда ему нужно быстрее. 

Я, как человек, который жил в этом регионе, хотела бы добавить, что есть еще два фактора, которые, как мне кажется, также способствуют росту числа дорожно-транспортных происшествий. Во-первых, зачастую многие не соблюдают правила движения – не только водители, но и пешеходы, и еще, конечно, есть проблемы, связанные с коррупцией. Разрабатываются ли какие-либо меры в этом направлении? 

Если вы имеете в виду коррупцию, связанную с взятками на дорогах, – ограничение скорости изменилось, водители не были к этому готовы, полиция останавливает людей и берет штрафы. Есть достаточно серьезные опасения по этому поводу, в частности.

Мне лично кажется, что надо в первую очередь не административными методами решать этот вопрос, не создавать почву для большого количества штрафов и, соответственно, фрустрации людей, – а любые штрафы всегда имеют какие-то коррупционные риски. 

Надо по-другому работу с населением вести. Смотрите, любая серьезная травма на дороге, увечье, это огромные расходы для семьи, для человека, который попал в аварию. Авария приводит к тому, что семья может оказаться за чертой бедности. Каждый член общества должен осознать, что есть простая мера снижения разрешенной скорости в городе, которая решает сразу пучок проблем: чем беднее страна, страна нашего постсоветского пространства, тем сложнее семьям в этой стране справляться с расходами из собственного кармана на лечение, тем быстрее нужно внедрять это ограничение. 

Конечно, важны и другие факторы: хорошее освещение, хорошие дороги, хорошие машины, но это стоит больших денег. Внедрение лимита скорости не стоит таких денег. Да, оно требует изменения поведения людей, нужно вкладывать обязательно в информационные кампании, в оповещение населения, но объяснять-то нужно не только «ребят, давайте снизим скорость, сохраним жизни», надо приводить пример конкретной семьи, которая могла бы избежать этих расходов и имела бы возможность развиваться. Я всегда для себя проблему безопасности дорожного движения определяю как проблему сохранения будущих поколений.