Почему важны карантинные ограничения и режим самоизоляции

    Здоровье 11 июля 2020 316

    В условиях отсутствия вакцины наиболее эффективный путь сдерживания пандемии – блокирование всех путей передачи вируса за счёт самоизоляции граждан и социального дистанцирования, активного проведения мероприятий по выявлению и локализации больных. Сейчас ни ВОЗ, ни другие официальные органы не дают каких-то конкретных сроков по созданию и применению вакцины. Вывод в этой связи очевиден.

    Согласно ВОЗ, самый главный принцип борьбы с пандемией: держать ситуацию под контролем, выявлять и локализовать источники распространения болезни. Иными словами: чем быстрее все случаи болезни будут обнаружены, проверены и изолированы, тем легче будет обуздать вирус.

    Благодаря строгим и объективно необходимым ограничениям, которые действуют сейчас, Узбекистану удалось избежать взрывного и неконтролируемого роста заболеваемости.

    Несоблюдение карантина, сопровождаемое большим количеством человеческих потерь и заболевших, чрезмерной нагрузкой на систему здравоохранения, приведет в последствии к еще большему экономическому ущербу.

    Уменьшение числа контактов между людьми приводит к тому, что каждый заболевший заражает не 4-5 новых человек, а намного меньше людей. В результате эпидемия замедляется. С сокращением числа зараженных в конце концов, сойдет на нет и сама эпидемия.

    Начинающаяся в ряде стран вторая волна ограничительных мер – это реальность. В Казахстане на фоне ухудшения эпидемиологической ситуации власти пошли на повторное ужесточение карантинных мер. В Армении усилен «масочный режим», вновь закрылись сотни магазинов, аптек, салонов красоты и кафе. В Азербайджане из-за усугубления ситуации карантин продлён еще на две недели.

    С ослаблением карантинных требований в первую неделю июля число зараженных коронавирусом увеличилось на 2167 человек. Из них 1 267 (58%) случаев были выявлены среди населения. Если в мае среднесуточно регистрировали 51 случай, то в июне уже 163. С начала июля в день в среднем выявляется по 324 заразившихся.

    В период строго карантина с 16 марта по 10 мая число заболевших составило – 2 418, прирост 0,007%. После послаблений с 10 мая по 9 июля число заболевших составило 9 029, прирост – 0,03%.

    Сравнивая меры, предпринятые в США и в Европе, американские специалисты отмечают, что многие европейские страны ввели локдаун в среднем на 97%, а в США только на 50%, Это и привело к дальнейшему распространению вируса. Как результат, с начала эпидемии в США заболели почти 3,2 млн человек, умерли 135 тыс. Это худшие показатели в мире.

    Скептически настроения в отношении коронавируса неуместны и наивны. Распространённый у критиков ограничительных мер вопрос: «А среди ваших друзей и знакомых есть умершие от коронавируса?» должен звучать иначе. А именно: «Хотим ли мы увидеть среди своих друзей и знакомых пострадавших от коронавируса?».

    Государство полностью взяло на себя расходы по сдерживанию, выявлению и лечению граждан от коронавируса. В целом на расходы по борьбе с распространением короновирусной инфекции направлено 1,7 трлн. сум.

    При этом расходы на лечение одного больного средней тяжести – 32,3 млн. сум (3 200 долл.), а находящегося в реанимации 64,4 млн. сум (6 300 долл.). Кстати, по подсчетам FAIR HEALTH, в США лечение от коронавируса обойдется американцу без страховки в 73,3 тыс. долл., а застрахованному 38 тыс. долл. Известен также случай, когда счет за лечение коронавирусного больного составил свыше 1 млн. долл.

    В Узбекистане благодаря своевременно принятым первоначальным карантинным мерам ситуация вокруг COVID 19 в разы лучше, чем в соседних странах, СНГ и по миру в целом. И это неоспоримый факт:

    – печальная статистика отдельных стран с ежедневными потерями граждан, исчисляемых в сотнях и тысячах, не затронула Узбекистан;

    – количество заразившихся пропорциональном соотношении к численности населения по сравнению с другими государствами минимально. По показателю числа заболевших на 100 тыс. человек Узбекистан занимает последнее место среди стран СНГ – 35 чел. Для сравнения в России этот показатель составляет – 484 чел., Беларуси – 681 чел., Казахстане – 291 чел., Кыргызстане – 143 чел., Армении – 1024.

    – с населением в 34 млн. число заболевших в Узбекистане почти в 5 раз меньше, чем в Казахстане, где население составляет 18,5 млн. чел.

    – уровень смертности в стране один из самых низких по миру – 0,4%. Это почти в три и два раза ниже, чем в соседних страна – Кыргызстане и Казахстане. В России этот показатель – 1,5%, США – 4%, Бразилии – 3%, Индии 3%.

    Контроль над распространением заболевания позволяет снизить давление на систему здравоохранения. У медиков имеется возможность для наращивания своего потенциала, переориентации мощностей, установления контроля над распространением COVID-19.

    Кроме того, появилась возможность направить ресурсы на приобретение индивидуальных средств защиты, аппаратов ИВЛ, другого медоборудования. За это время приобретено 500 ИВЛ, 60 УЗИ аппаратов, 10 ПЦР аппаратов, 60 дефибрилляторов, 90 кардиомониторов, 500 пульсоксиметров.

    Закуплено средств индивидуальной защиты: 878 тыс. ед. комбинезонов, 502 тыс. ед. респираторов, 7,4 млн. шт. перчаток, 200 тыс. шт. защитных очки, 7,2 млн. ед. лицевых масок и 29 тыс. шт. пирометров, которые в установленном порядке доставляются в регионы. Все это позволило сохранить здоровье медицинского персонала. Нам удалось избежать массового инфицирования врачей. Например, в Нью-Йорке такое развитие событий привело к тому, что в некоторых клиниках число медперсонала упало до критически низкого уровня.

    Наряду с этим было перепрофилировано 16 медучреждений. В городе Ташкенте функционируют 16 лечебно-профилактических учреждений с общим количеством коек 4 637, из которых 3 580 коек отведены для больных с COVID-19. В областях республики для больных с COVID-19 выделены – 3 367 коек, а также в 22 лечебно-профилактических учреждениях выделено 7 130 резервных коек. Кроме того, введён в строй новый инфекционный стационар в Зангиатинском районе Ташкентской области на 1 тыс. коек.

    При пиковой нагрузке на систему здравоохранения, как это было в Италии, Испании, США, такие подготовительные меры были бы невозможны.

    Социально-экономический аспект.

    В стране в отличие от соседних стран, и даже от Европы и США, удалось избежать дефицита и массового ажиотажа на предметы первой необходимости в период пандемии. Все это стало возможным благодаря оперативно принятым мерам стабилизации ситуации и контролю над рынком продовольствия, лекарств, антисептических и дезинфицирующих средств.

    Государство не отклоняется от своих обязательств, не перекладывает ответственность и не оставляет народ один на один со своими трудностями:

    – с марта по июнь т.г. в республике было принято 14 указов и постановлений Главы государства, направленных на смягчение последствий от пандемии на уровень жизни населения и отрасли экономики. В результате более 500 тыс. субъектов предпринимательства и свыше 8 млн. граждан получили льготы и преференции на сумму около 30 трлн. сумов.

    – затрачены действительно колоссальные средства для смягчения негативных последствий пандемии. Общая стоимость принятых мер по поддержке населения, отраслей экономики и субъектов предпринимательства в период коронавирусной пандемии оценена в размере 62,6 млрд сумов (более 6,13 млрд долл.).

    Проделана масштабная работа и вложены значительные ресурсы для стимулирования занятости населения, сохранения рабочих мест и доходов трудящихся:

    – за счет Фонда общественных работ по временной занятости трудоустроено около 230 тыс. безработных граждан;

    – более 33 тыс. семей обеспечены занятостью за счет механизма субсидирования малообеспеченных семей на развитие приусадебных участков и создания сельскохозяйственных кооперативов;

    3 тыс. безработных трудоустроены за счет субсидий на развитие предпринимательства среди населения;

    – 20 тыс. безработных получили пособия по безработице.

    374 тыс. граждан обеспечены занятостью и постоянным доходом за три месяца работы.

    – в целях материальной поддержки 27 тыс. безработных граждан, на выплаты им пособий направлено 10 млрд. сум.

    – с целью создания новых рабочих мест и повышения доходов граждан в 2020 г. объем выделенных кредитов в рамках программы развития семейного предпринимательства составит 4 трлн. сум.

    Без внимания не остались и социально уязвимые категории граждан. Главное остается неизменным – защита здоровья граждан, выполнение взятых на себя социальных обязательств. На основе специального обследования были выявлены 583 тыс. «бедных семей», нуждающихся в материальной поддержке, которым, в частности, в рамках общенародного движения «Саховат ва кўмак» оказана материальная поддержка в размере свыше 307 млрд. сум.

    10. Пандемия коронавируса навсегда изменит привычный порядок вещей, возврата к прежней жизни не будет. Будут меняться привычки, потребности населения, экономические реалии. В этих условиях можно сидеть и ждать, когда государство выдаст каждому минимальный доход. А можно, конечно, пойти и другим путем – максимально использовать предоставляемые возможности.

    Сегодня, создаются все условия для активизации деятельности предпринимательства, реализуются различные программы занятости, переквалификации и переобучения, выдаются субсидии для открытия собственного дела.

    Все зависит от каждого из нас, какой именно путь выбрать. И здесь понятно, что иждивенческий подход – тупиковый вариант. Совершенно очевидным, что настало время «использовать удочку, а не ждать рыбу на берегу». Успешным будет тот, кто сумеет вовремя адаптироваться к новым реалиям и возможностям.

    Нынешний этап ограничительных мер объективно не сравним с предыдущим. Ограничительные меры касаются в основном сферы услуг, общепита, то есть отраслей в основном связанных с массовым скоплением людей. Масштабной приостановки экономики не будет. Повального снижения экономической активности не стоит ожидать.

    Напротив, к сентябрю планируется обеспечить функционирование минимум 70% приостановленных предприятий, а к концу года – всех указанных субъектов.

    Уход сотрудников на «дистанционку» не означает их выход в отпуск без содержания. Работодатели сохраняют свои обязательства по выплатам зарплат. Даже в период жёсткого карантина по данным «Ижтимоий фикр» большинство граждан (72%) сохранили свои рабочие места и источники доходов. И только 17,3% находились в очередном трудовом отпуске.

    Ограничительные меры коснулись в основном сферы услуг, сектора развлечений, работы вещевых рынков и общепита. То есть того, что не является первой необходимостью для нас. И если посмотреть на это с разных точек зрения, то можно найти и позитивный момент. У населения сокращают поводы для необязательных трат. Нет дополнительных расходов на второстепенные нужды. Более того, появляется стимул для сбережений.

    Основными «потерпевшими» выступают представители вышеперечисленных сфер. Но и они не остаются в безвыходном положении. Мировой опыт тому пример. Сейчас рынки и торговые точки активно осваивают электронную коммерцию, общепит все больше ориентируется на доставку еды и так далее. Поэтому главное для них адаптироваться и переориентироваться к новым требованиям жизни в эпоху пандемии и посткоронавирусный период.

    Обязательные выплаты и метод «вертолётных денег» не вариант в условиях Узбекистана. Почему?

    – в США, которые чаще всего приводятся в качестве примера подобной помощи, выплачивают 1,2 тыс. долларов каждому гражданину с доходами до 75 тыс. долл. и еще по 500 долл. на каждого ребенка в семье. Обозначенная сумма составляет 1,8% от валового национального доходп (ВНД) на душу населения в этой стране. Если принимать данный расчёт в условиях Узбекистане, то сумма выплат у нас должна составить 383 тыс. сум на одного работающего и 100 тыс. сум на ребенка. 11

    Понятно, что в масштабах республики это означает простое распыление средств, или «стрельба по воробьям». Ни о каком стимулировании спроса, что и является главнейшей задачей использования «вертолетных средств», не приходится.

    – предположим гонконгский вариант в условиях Узбекистана. В Гонконге выплачивается примерно 1,2 тыс. долл. всем гражданам старше 18 лет – это порядка 7 млн. человек. Оценочно объем средств на выплату населению составляет порядка 9 млрд. долл. или 2,5% от ВВП Гонконга. Если в Узбекистане выплатить даже по 1 тыс. долл. всем от 18 и выше, а это порядка 23 млн. человек, то сумма составит 23 млрд. долл. что составляет 38% ВВП и 77% золотовалютных резервов страны, которые в настоящее время составляют 30 млрд. долл.

    – в отличие от «вертолетных денег», которые также создают риски разгона инфляции и увеличения дефицита бюджета, принята модель, которая позволит не просто помочь реально нуждающимся людям, а простимулировать их экономическую активность. Организуется адресная помощь находящимся в уязвимом положении группам населения, используются имеющиеся резервы для поддержки экономической активности и обеспечения людей работой, а соответственно и заработком. Это в перспективе даст несомненно больший экономический эффект, чем разовые денежные выплаты всему населению страны.

    Благодаря принятым мерам Узбекистан относится к той небольшой группе стран, где негативные последствия пандемии ограничатся не спадом в экономике, а только снижением темпов экономического роста до 1,5%, что горазды выше, чем в большинстве других стран.

    Государство осознанно приняло на себя большинство экономических и финансовых издержек, в целях минимизации ущерба для экономики, в первую очередь малого и среднего бизнеса в период нестабильной эпидемиологической ситуации в стране и мире. Отраслям экономики было предоставлено 2,3 трлн. сумов налоговых льгот и выделено из Антикризисного фонда на их поддержку 3,6 трлн. сумов.

    No date selected
    апрель 2024 г.
    1
    2
    3
    4
    5
    6
    7
    8
    9
    10
    11
    12
    13
    14
    15
    16
    17
    18
    19
    20
    21
    22
    23
    24
    25
    26
    27
    28
    29
    30
    Use cursor keys to navigate calendar dates