На снимке: (слева направо) летчики-испытатели 1-го класса; Тахиржан Шаджалилов, Александр Чирва, Андрей Гонцов, Вячеслав Селютин.
Глава семьи Джура-ака всю войну провел за баранкой занимаясь перевозкой военных грузов на своей полуторке. Мать, Мархаба Сабировна – из деревни под Сызранью. Её деревня сгорела и её семью эвакуировали в Душанбе. Тем же поездом для помощи с вывозом зерна следовал и Джура ака. Здесь и состоялось знакомство, переродившееся в любовь и крепкую привязанность. Молодая семья осела в кишлаке Кугай, Наманганской области. Здесь, с перерывом почти в два года, появились на свет девять их детей – три дочери и шесть сыновей. Семеро из детей Шаджалиловых впоследствии связали свою жизнь с небом.
Мархаба Сабировна тридцать лет заведовала детским садом, который сама же и создала, Джура ака работал начальником автобазы. Это была очень дружная семья. Девочки помогали матери по дому, а мальчишки большую часть дня проводили в гараже, отца. Помогали чем могли и раньше других учились водить автомобили. Обычное детство послевоенных детей в маленьком кишлаке – учились в школе, в свободные минуты гоняли мяч, лазали по деревьям и на примере родителей росли серьезными и трудолюбивыми.
Знакомство семьи с авиацией произошло при не самых приятных обстоятельствах – летчики сельхозавиации, аэродром которых располагался недалеко от дома Шаджалиловых, во время одного из полетов по ошибке выпустили химикаты над садом Шаджалиловых, в результате чего погибло все пчелиное хозяйство. Приехавшие принести свои извинения пилоты, услышали просьбу Мархабы Сабировны взять всех их детей с собой в полет.
Именно это обстоятельство и определило раз и навсегда любовь детей к авиации.

Первой дорожку в небо проложила старшая сестра Зульфия, поступившая в Куйбышевский авиационный институт (ныне город Самара). После окончания которого получила распределение на Ташкентский авиационный завод. Будучи ведущим инженером-испытателем авиазавода, летала на самолетах Ан-22, Ил-76. После нее уже все шестеро братьев загорелись желанием стать летчиками. Прошло немного времени, как её братишка Мухаммадали в своем письме к ней написал: «Вы будете изобретать новые самолеты, а я их испытывать» и отправился поступать в Оренбургское высшее военное Краснознамённое училище летчиков.
Еще один из братьев – Алимжан с отличием закончил среднюю школу, получил направление поступать в Ташкентский институт иностранных языков. Причем поступать он мог без сдачи вступительных экзаменов. Однако парень подал документы на поступление в Оренбургское высшее военное Краснознаменное училище летчиков. Правда с поступлением произошла накладка: в первый год парень не смог поступить в училище и вернувшись домой поработал в гараже с отцом. И все это время упорно готовился к поступлению в училище. Год спустя Алимжан успешно сдал вступительные экзамены и был зачислен в состав курсантов этого прославленного военного училища летчиков. Остальные братья – Тахиржан, Рахимжан, Рустамжан успешно поступили в это авиационное училище и стали военными летчиками высокой квалификации. Выбор братьев был не случайным: в стенах авиационного училища начинал свою летную карьеру первый космонавт планеты Юрий Алексеевич Гагарин.
Пятый из братьев Касымжан закончил Ташкентский Политехнический институт и немного времени спустя приступил к обучению летному делу в аэроклубе. Приемная комиссия, отметив его уверенные полеты, зачислила его в состав летчиков военно-воздушных сил. Остальные братья, также успешно завершив учебу стали профессиональными военными летчиками и влились в ряды вооруженных сил.

Вспоминая годы учебы Тахиржан Шаджалилов вспоминает: «Прекрасно помню свой первый полёт, своих наставников–инструкторов; Анатолия Дмитриевича Корабань, Владимира Ивановича Пупина, командира полка Евгения Васильевича Потёмкина, командующего ВВС ТуркВО генерала Алексея Анастасовича Микояна (сына известного наркома А. Микояна), Владимира Рябий и Николая Дмитриевича Куимова… Безмерно благодарен им, они научили нас не только летать, но и правильно относиться к выбранной профессии».
После окончания училища Тахиржан был зачислен в Ташкентский авиационный полк при штабе Туркестанского военного округа. Тахиржану и братьям доверяли самые сложные и ответственные полеты, литерные перелеты правительственного направления. Накануне ввода войск в Афганистан Тахиржан совершил разведывательный полет над территорией Афганистана. Повинуясь долгу и воинской дисциплине, братья приняли самое непосредственное участие в боевых действиях, развернувшихся в соседней республике. Тахиржан принял участие во множестве ответственных полетов с маршалими С.Л. Соколовым и А. П. Силантьевым на борту его самолета в горячих точках того времени. За боевые заслуги Тахиржан Шаджалилов был награжден орденом «Красная звезда».
Это был сложный период для всей, когда-то единой, страны и болезненные потери были неизбежны.
В 1985 году при выполнении боевого задания в небе над Кандагаром погиб старший из братьев Мухаммадали – его самолет был сбит выстрелом из «Стингера». Посмертно он был награжден орденом «Красная звезда» и в его честь назвали улицу в городе Ташкенте.
Смерть старшего сына, только встретившего свою 36-ю весну, стала тяжелым ударом для семьи. Через полгода, не переживший гибель сына, ушел из жизни отец, Джура ака. Мархаба Сабировна стойко вынесла удар судьбы и сказала детям: «Аллах забирает лучших, будьте достойны памяти Брата и Отца. Это самое большой богатство, каким может владеть человек».
В 1991 году Тахиржан в звании полковника уволился из Министерства обороны и начал работу летчиком-испытателем, руководителем, «Шеф-пилотом» в частных авиакомпаниях РУз. Долгие годы был летчиком-испытателем на Ташкентском авиационном заводе. В 1991 году Тахиржан получил свидетельство летчика-испытателя I класса, в 2016 году получил бессрочное свидетельство линейного пилота. За штурвалом самолета Ил-76 облетел почти весь мир: Ближний Восток, Африку, Латинскую Америку, Китай, Юго-Восточную Азию, всю Европу. Всего же различных сертификатов и свидетельств у Тахиржана добрый десяток. Им были освоены 23 типа самолетов: Л-29, Ил-28, Ан-24 (26), Ан-12, Ил-76 (все модификации), Ил-76ТД-90ВД, Ил-78, А-50, Ил-114, Да-42, Л-410, Ан-2В и другие. Перечисление всех типов самолетов займет много больше места, чем статья о нем. Общий налет составляет 10273 часа, из которых инструктором - 4530 часов. Стоит ли говорить, что за получением каждого из сертификатов и освоенных типах самолетов стоит большой риск и кропотливый труд.
За годы службы в вооруженных силах и работы в авиакомпаниях на руководящих должностях Тахиржан накопил большой опыт руководителя, организатора и педагога.
- Профессия пилота чрезвычайно интересная, - говорит Тахиржан Шаджалилов. – Я счастлив и ни разу не пожалел о сделанном выборе. В авиацию нужно и можно влюбиться, но разлюбить невозможно. В авиации, как и в любой другой профессии, есть свои сложности. Необходимо вести здоровый образ жизни, поддерживать себя как в хорошей физической форме, так и в плане теоретических знаний. Развитие и прогресс не стоят на месте, техника совершенствуется очень быстро, и мы должны всегда быть в курсе всех происходящих изменений. Ведь на пилота возлагается большая ответственность за жизнь экипажа, пассажиров, людей на земле, авиатехнику и грузы.
А уж у летчика-испытателя не должно быть неуверенности, страха. Но, если хорошо знаешь свое дело, неуверенности не будет. Однако если есть хоть малейшие опасения, лучше бросить свою работу.
Мои младшие дочери Лианочка и Софиячка обязывают меня быть в постоянной форме, здоровым, сильным и деятельным.
По моим стопам пошли; сын Анваржан - Пилот-инструктор НАК РУз и дочь Элоночка - Авиационный Менеджер А/К «НУР эйр».
Первое поколение летчиков Шаджалиловых дало авиации шесть пилотов и одну инженера-испытателя. А второе поколение составляет сегодня уже целый отряд, насчитывающий 13 пилотов и авиаторов, работающих как в России, так и в небе Узбекистана. Дети, племянники и внуки летчиков Шаджалиловых сегодня живут в различных городах и странах нашей планеты, остаются верными избранной летной профессии. Основу всего этой дружной семьи авиаторов положили, конечно же, Джура-ака и Мархаба Сабировна привившие им с детства честность, мужество, добросовестное отношение к своим обязанностям и порученному делу.
В свое время, учитывая его опыт, ему предлагали занять различные высокие должности – командующим ВВС РУз, заместителем гендиректора НАК «Хаво йуллари», генеральным директором ТАПОиЧ. Однако кабинетной работе он предпочел живые полеты, дело, которое он хотел и умел делать. Он до сих пор жалеет, что в 2002 и 2007 годах, так и не смог реализовать договоренность с менеджерами грузоперевозок в г. Дубай, готовых доверить ему руководство фирмой. Под этот проект планировалось задействовать все имеющиеся на то время в Республике Узбекистан самолеты Ил-76 (более 20). Планировалась перевозка грузов из стран Ближнего Востока, Пакистана, Индии и Юго-Восточной Азии в страны СНГ. Но руководители ТАПОиЧ и НАК «Хаво йуллари» не поддержало этот многообещающий проект.
Однако и сегодня Тахиржан не унывает и не собирается на заслуженный отдых, полон сил и различных планов, в прекрасной физической форме. Глядя на него, невольно думаешь, что он хоть сейчас готов к полету в космос и представься ему сегодня такая возможность, несомненно, не упустил бы ее.
Бахтиёр Камилов.