Внедрение электронной цифровой подписи (ЭЦП) в нашей стране стало важным изменением в сфере цифровизации. Однако в ее использовании имеется ряд недостатков и неудобств, что стало причиной многих правомерных недовольств со стороны пользователей.
В частности, сегодня юридические лица не имеют доступа к возможностям электронного документа оборота в виде печати (штампа) и подписи, недостаточно развита инфраструктура открытых ключей, нет доступа к надежной централизованной (облачной) системе хранения, владельцы ЭЦП вынуждены постоянно носить с собой информационные устройства. Кроме того, в нашей стране отсутствует норма, предусматривающая признание иностранных ЭЦП или признание ЭЦП Узбекистана за рубежом.
Таким образом, для устранения вышеуказанных случаев, расширения доступа к ЭЦП, устранения правовых пробелов в законе предлагается внести ряд изменений в документ. В то же время, сохранив имеющуюся практику использования ЭЦП, предусматривается создать дополнительные удобства. В законопроект вводится ряд новых норм, а именно, определение штампа времени, в котором закреплено, что он является электронным документом, подписанный ЭЦП, однозначно связанный с подписываемой информацией и представляющий доказательства существования подписываемой информации в указанное время.
Также в определение термина «электронный документ» включается понятие штамп времени, наряду с ЭЦП как обязательный реквизит электронного документа, что позволяет продлевать штамп времени.
Еще один факт. В данное время создание и выдача сертификатов закрытых и открытых ключей осуществляется непосредственно самими центрами регистрации, что не позволяет расширить использование ЭЦП на всей территории республики. В связи с этим в законопроекте прописывается создание подчиненных центров регистрации. Это нововведение послужит эффективному развитию системы открытых ключей.
Законопроектом также вносится понятие «доверенная третья сторона». Документом предусматривается, что она будет выполнять функцию признания иностранной ЭЦП в Узбекистане или признание ЭЦП Узбекистана за рубежом. Это позволит снять ограничения на использование ЭЦП в трансграничном взаимодействии с другими странами. Кроме того, в законопроекте предусматривается использование средств ЭЦП в документах, удостоверяющих личность и гражданство Республики Узбекистан (ID-карт).
После долгой полемики «Об электронной цифровой подписи» был принят депутатами. Члены фракции с точки зрения электората также прокомментировали другие вопросы, внесенные в повестку дня, сообщает информационная служба Законодательной палаты Олий Мажлиса РУз.