Росписи Топрак-калы, Балалыктепы, Афросиаба, Варахши, Фаязтепы в копиях и подлинных фрагментах можно увидеть сегодня в залах Государственного музея истории Узбекистана, Государственного музея искусств Узбекистана, а также Государственных музеев-заповедников «Бухара» и «Самарканд».

Каждый, кто бывал в Хорезмском оазисе и любовался его достопримечательностями, согласится с тем, что руины древних крепостей и городищ относятся к самым любопытным памятникам региона. Их суровые безмолвные очертания, четко вырисовывающиеся на фоне бесконечного хорезмского неба, врезаются в память с первого взгляда.

Драгоценный камень в Золотом кольце Хорезма - вышеупомянутое городище Топрак-кала, расположенное на правом берегу Амударьи. В древности оно было одним из самых крупных сооружений оазиса. Период его наивысшего расцвета приходится на вторую половину III века нашей эры, когда город стал столицей Хорезма и местом расположения царской резиденции. К VIII веку от него осталось лишь небольшое поселение. Раскопки дворца правителей Хорезма, давшие интересный материал по истории культуры и искусства региона, получили мировую известность.

Сенсационной находкой стал царский архив: 18 текстов на дереве, восемь фрагментов на коже и более сотни - в виде отпечатков свитков на глиняных натеках. В Государственном музее истории Узбеки­стана экспонируется копия настенного изображения III века из так называемого зала червонных дам во дворце правителей Хорезма. Свое название он получил благодаря изображениям женских фигур среди красных сердечек, заполняющих фон. Четко очерченный профиль с прямой линией носа, удлиненным очерком глаз под прямыми бровями; косы, ниспадающие из-под головного убора, закрученного надо лбом; серьги и ожерелье, богатое платье… все это передает своеобразие облика хорезмийских девушек.

Росписи Топрак-калы характеризует многообразие сюжетов и стилей. В ходе раскопок открыты великолепные дворцовые интерьеры (залы царей, танцующих масок, побед, воинов), украшенные творениями древних ваятелей и живописцев.

В античный и раннесредневековый периоды росписи стали важной частью декоративного убранства дворцовых и храмовых зданий. Их выполняли искусные художники на глиняных стенах по тонкому слою алебастровой подгрунтовки. Мастера, используя минеральные краски, разведенные в воде с добавлением клеящих веществ, создавали сложные сказочные и эпические сюжеты, сочетающие реальный мир с фантастическим.

К сожалению, время не пощадило хрупкие творения древних художников. Живописно переданные сцены битв и охоты, придворной жизни, образы животных и птиц, причудливые орнаменты из цветочных и геометрических лент - все дошло до нас в сильно поврежденном виде. Потребовался многолетний напряженный труд ученых и реставраторов, чтобы собрать и закрепить каждый сохранившийся фрагмент.

К наиболее ранним памятникам монументальной живописи на территории Узбекистана относятся и многоцветные настенные росписи, обнаруженные в ходе раскопок небольшого парадно оформленного дворцового здания Халчаян I века до нашей эры, обнаруженного при раскопках в Денауском районе Сурхандарьинской области.

А в 1970-х была открыта живопись Фаязтепы - буддийского храмово-монастырского комплекса в районе городища Старый Термез. На одной его стене изоб­ражены две фигуры Будд на белых лотосах, на другой - группа из девяти мужчин, стоящих шеренгой, слегка заслоняя друг друга. Также по обе стороны от выхода во двор размещались еще по две фигуры, от которых сохранились верхняя часть лица в профиль и туловища до талии и надпись «Фарро» - имя божества в кушанском пантеоне. На одном из отреставрированных фрагментов бактрийцы - почитатели Будды, а над их головами - следы пояснительных надписей, выполненных местным письмом.

Настенные росписи обнаружены и во время раскопок Еркургана - древнего городища неподалеку от современного Карши. В частности, установлено, что стены функционировавшего в III-VII веках местного храма некогда были покрыты богатой полихромной росписью, сохранившейся лишь в отдельных фрагментах.

Каратепа - самый большой в южном Узбекистане буддийский культовый комп­лекс II-IV веков, располагавшийся в пригороде под защитой внешней ограды Термеза. Это один из выдающихся памятников кушанской культуры. Археологи исследовали наземные постройки и пещеры, которые составляли неотъемлемую часть буддийских монастырских комплексов той эпохи. В ходе раскопок обнаружены великолепные образцы архитектуры, скульптуры и живописи. Каратепа дала исследователям и образцы стенной полихромной живописи. Помимо скульптурных и живописных изображений людей и животных, в оформлении помещений использованы растительные мотивы: листья аканта из глины, окрашенной в голубой и красновато-­розовый цвета.

Тема росписей Балалыктепы - одного из раннесредневековых сельских замков-­усадеб, характерных для V-VI веков новой эры, - пиршественные сцены. Они отличаются удивительным вниманием к деталям, разнообразием жестов и положений, нарядов и украшений.

Всемирную известность получили росписи, открытые в процессе археологического изучения Варахши - загородной резиденции бухархудатов (правителей Бухары в VI-VIII веках). До нас дошли живописные композиции на тему войны и охоты. Одна из таких композиций, украшавших парадные залы, представляет эпический сказ о подвигах героя, который, подобно солнечному божеству, сражается с силами зла. Свирепые леопардоподобные хищники нападают на царственного всадника, восседающего на слоне. Бесстрашный, ловкий и сильный воин уверенно отражает нападение мечом и копьем.

Мировую известность получили живописные сцены, запечатленные мастерами VII века на стенах одного из замков, раскопанных экспедицией Академии наук Республики Узбекистан на городище древнего Самарканда - Афросиабе - в 1965 году. Как считают специалисты, зал, где располагалась живопись, был высотой около пяти метров, но изображение сохранилось лишь на высоте 2,5 метра. На фресках запечатлены сцены приема правителем послов из разных стран, праздничное шествие и другие сюжеты. Это своего рода иллюстрации к точно датированным и локализованным историческим событиям. Частично сохранившиеся согдийские надписи помогли понять содержание живописных сцен. Творения экспонируются в Музее истории основания Самарканда «Афросиаб», где были размещены после реставрации в 1986 году. Они занимают четыре стены специально отведенного помещения, получившего название «зал послов». 

Традиция украшения помещений сюжетной живописью существовала в Узбекистане до конца XVII века. О богатых орнаментальных и сюжетных сценах, украшавших дворец Амира Темура, упоминает в своем дневнике испанский посол Руй Гонсалес де Клавихо. Есть сведения о росписях в обсерватории Улугбека в Самарканде. Так, Абдураззак Самарканди писал: «Образ девяти небес и изображение семи небесных кругов с градусами, минутами, секундами и десятыми долями секунд, небесный свод с кругами семи подвижных светил, изображения подвижных звезд, климаты, горы, моря, пустыни и все, что к этому относится, было изображено в рисунках восхитительных и начертаниях несравненных внутри помещений возвышенного здания, высоко воздвигнутого».

Также известна живопись дворца Богишамол, выполненного багдадскими и персидскими мастерами. Захириддин Мухаммад Бабур писал о дворце Дилькушо, который был украшен картинами триумфальных побед Амира Темура в Индии. А в Герате по приказу самого Сахибкирана соорудили дворец, стены которого покрывали изображения военных походов. Летящие цапли на фоне цветов и листвы изображены на плитках панели мавзолея Ширин-Бика-Ака в Самарканде.

Сегодня древнее искусство особенно активно входит в жизнь современников. Все больше молодых художников обращаются к этому виду живописи. Среди талантливых мастеров заметное место принадлежит выпускнику Национального института художеств и дизайна имени Камолиддина Бехзода Мирали Махмудову. Его работы явно свидетельствуют о том, что творчество юного художника формировалось под воздействием традиций национальной школы.

Так, в Государственном музее истории Узбекистана им выполнено монументальное настенное живописное панно (семь на два с половиной метра), посвященное зороастризму. Замысел творения появился после знакомства с «Авестой», в результате которого художник сумел передать смысл древнего учения. В центре - Заратуштра. В руках у него кувшин с водой, за спиной - Солнце. Слева - богиня воды и плодородия Анахита с упряжкой из четырех белых коней, а внизу сын мифического государя. Смысл изображенного - братство, творчество, мирная и спокойная жизнь, единение человека и природы.

Лариса Левтеева.
Искусствовед.

Фото автора.