Как представитель парламента считаю, что особое внимание необходимо обратить на злободневные вопросы, изложенные в Послании, стоящие перед нашими депутатами и имеющие в полном смысле слова историческое значение.
В Послании глубоко проанализированы состояние и перспективы, цели и задачи коренных демократических реформ, начатых четыре года назад в рамках Стратегии действий, которая является приоритетным программным документом для устойчивого развития общества и государства, и направленных на то, чтобы вывести развитие страны на качественно иной уровень, построить Новый Узбекистан и создать прочный фундамент для Третьего Ренессанса.
В очередной раз на конкретных примерах продемонстрирован тот факт, что путь демократических реформ - единственный и самый правильный, в центре которого человек, его права, свободы и законные интересы, обеспечение удовлетворенности своей жизнью. Осуществленные ранее, дополняющие и являющиеся логическим продолжением друг друга Государственные программы:
- «Год диалога с народом и интересов человека»;
- «Год поддержки активного предпринимательства, инновационных идей и технологий»;
- «Год активных инвестиций и социального развития»;
- «Год развития науки, просвещения и цифровой экономики»;
- и следующая Государственная программа, которая будет разрабатываться в «Год поддержки молодежи и укрепления здоровья населения», направлены на эти цели.
Пандемия: интересы человека и благосостояние населения
Сегодня человечество переживает глобальное бедствие - пандемию COVID-19, во многих странах наблюдается ее очередная волна. Более 85 млн человек заразились коронавирусной инфекцией, из них умерли свыше 1,8 миллиона. Пандемия наносит мировой экономике ежемесячный ущерб в размере около 400 млрд долларов.
Благодаря своевременным и решительным мерам, принятым под руководством Президента страны по борьбе с коронавирусной инфекцией, подписанным около 30 Указам и постановлениям, максимально удалось предотвратить негативные последствия пандемии. Для смягчения и ликвидации таковых государством осуществлены комплексные меры в общей сложности на 82 трлн сумов. С первых дней пандемии вся система управления и медицинские учреждения были переведены в чрезвычайный режим работы, обеспечены необходимыми лекарствами, современными средствами защиты и диагностическим оборудованием.
К борьбе с пандемией были привлечены свыше 200 тысяч медицинских работников, а также 150 иностранных высококвалифицированных врачей и специалистов. В целях предотвращения экономического упадка из-за пандемии создан Антикризисный фонд, приняты меры по борьбе с бедностью. Более 500 тысячам субъектов предпринимательства, свыше 800 тысячам семей, почти восьми миллионам граждан оказана практическая помощь.
Даже в сложные времена, когда все рейсы были отменены, защита наших соотечественников за рубежом взята под контроль государством. В страну возвращены более 600 тысяч соотечественников, организована помощь около 100 тысячам наших граждан, оказавшихся за рубежом в трудной жизненной ситуации.
Впервые был признан факт бедности определенной категории населения, начата большая работа по борьбе с нищетой. Принципиально новая система адресной деятельности с малообеспеченными семьями, женщинами и молодежью внедрена в каждой махалле, во всех районах и городах. За короткий период посредством этой системы трудоустроены 527 тысяч человек. А через систему самозанятости легально зарегистрировали свою трудовую деятельность 500 тысяч граждан.
Пандемия и парламент
Во время пандемии парламент не прекращал свою законотворческую деятельность ни на один день. Со стороны депутатов Законодательной палаты Олий Мажлиса в регионах проведена работа по изучению положения дел на местах, состоялись встречи с избирателями. Всесторонне изучены обстоятельства дел, осуществляемых в таких направлениях, как оказание первичной медико-санитарной помощи населению, совершенствование системы образования и правосудия, борьба с коррупцией, эффективное использование личных приусадебных участков, сокращение бедности, поддержка граждан, включенных в «железную тетрадь». Особое внимание уделено рассмотрению вопросов по трудоустройству безработной молодежи и соотечественниц, чьи фамилии внесены в «молодежную тетрадь» и «женскую тетрадь». Подробно обсуждались вопросы в режиме видеоконференции на заседаниях Кенгаша Законодательной Палаты с участием председателя Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимов областей, руководителей секторов, депутатов местных Кенгашей.
Главное, в результате таких встреч и изучений положений на местах проявились резкий рост доверия населения к реформам, государству, чувство сопричастности к широкомасштабным и значимым событиям в стране.
Опыт Узбекистана в этой области признан влиятельными международными организациями, в частности, ООН, Межпарламентским союзом, Шанхайской организацией сотрудничества, Содружеством независимых государств, Организацией исламского сотрудничества и развитыми демократическими государствами. Страна все увереннее достигает лучших результатов в различных международных индексах.
Послание и права человека
В 2020 году впервые в истории Узбекистан избран членом Совета ООН по правам человека, а также исключен из специального списка наблюдения в сфере религиозных свобод Государственным департаментом США. Глобальные и региональные инициативы Президента нашей страны, выдвинутые с высокой трибуны 75-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН, с большим интересом принимаются и поддерживаются мировым сообществом.
В последние годы в стране сформировалась система национальных институтов по правам человека. В этой системе действуют парламентский омбудсман, бизнес-омбудсман, детский омбудсман и Национальный центр по правам человека. В Послании выдвинуты конкретные инициативы и предложения по улучшению уникального национального механизма защиты прав человека. Кроме того, под эгидой ООН будут проводиться глобальный форум на тему «Образование в области прав человека», Всемирная молодежная конференция по правам молодежи и Региональная конференция по вопросам религиозных свобод.
Послание и Третий Ренессанс
Новый Узбекистан - Третий Ренессанс - начинается именно с порога школы, системы образования, развитие страны опирается на науку и инновации.
В связи с этим в Послании определено: будет ускорен ряд стратегически важных задач по превращению профессии учителя в самую авторитетную и уважаемую в обществе, по развитию дошкольных образовательных организаций, увеличению охвата детей дошкольным образованием до 75 процентов к концу 2023 года, коренному улучшению среднего образования и созданию достойных условий для учителей.
Особое внимание также будет уделено повышению охвата граждан высшим образованием и повышению качества обучения, увеличению количества государственных грантов не менее чем на 25 процентов, разработке образовательных программ вузов, увеличению квот приема и предоставлению права вузам самостоятельно решать финансовые вопросы. В частности, в 2021 году поставлена задача увеличить количество докторантов в вузах и научных организациях до 4,5 тысячи человек, в три раза больше по сравнению с 2017 годом.
Матуриди: «Познай мудрость жизни в здоровье»
Здоровье человека - огромное и ни с чем не сравнимое богатство. А забота о здоровье матери и ребенка - это забота обо всем обществе, о нашем будущем. Президент особо подчеркнул: сама жизнь неоднократно доказывает, что эти глубокомысленные слова нашего прославленного ученого Имама Матуриди верны.
Также поставлены первоочередные цели по поднятию на новый уровень коренных реформ в области сохранения и укрепления здоровья населения. При этом, в частности, определены приоритетные задачи системного продолжения борьбы с пандемией коронавируса, в том числе поднять медицинское обслуживание на качественно новый уровень, усилить работу первичного звена системы здравоохранения, особенно в селах и махаллях, бесплатно обеспечить женщин и детей йодом, железом, фолиевой кислотой, витаминами и противопаразитарными препаратами, продолжить работу по организации широкой пропаганды здорового образа жизни среди населения, особенно молодежи.
«...мы не свернем с пути демократических реформ»
Демократия в Новом Узбекистане означает не только народовластие с обеспеченными свободами и равенством граждан.
Здесь подразумевается налаживание деятельности эффективной системы, благодаря которой можно обеспечить достойное качество жизни людей, быть ближе к их проблемам, иметь представление об их мечтах и возможность решать проблемы каждого человека.
Это в свою очередь означает, что депутаты должны постоянно изучать проблемы в своем избирательном округе, контролировать их решение, возложенное на соответствующие министерства, хокимияты или организации. Работа депутатов в избирательных округах при исходе инициатив снизу, от народа, служит практическим мостом между законотворческой деятельностью парламента и в процессе принятия важных общественно-политических решений. В то же время это создаст систему двусторонней подотчетности, приблизит парламент к народу, послужит обеспечению справедливости и верховенства закона.
Депутатам необходимо внедрить в жизнь принцип «народ должен быть единственным источником и автором закона». Требуется вывести деятельность государства и общества на качественно новый уровень для устойчивого развития и прогресса, принятия законов, необходимых для строительства Нового Узбекистана. Ведь каждая норма законов в каком-то смысле напрямую влияет на жизнь людей. Широкое обсуждение законопроектов с населением, изучение его мнений и предложений на местах будет способствовать повышению эффективности деятельности в данном направлении.
При этом необходимо принимать законы с прямым действием, то есть не требующие разработки дополнительного подзаконного акта, повышать активность и ответственность субъектов права законодательной инициативы в законотворческом процессе, уделять особое внимание повышению качества законов. В частности, Посланием определено рассмотрение около пяти тысяч нормативно-правовых документов, касающихся предпринимательской деятельности. Поставлена задача сократить их количество и разработать Предпринимательский кодекс. Также планируется принять более 30 кодексов и законов, которые послужат развитию государства и общества.
Неотъемлемой частью и приоритетом Нового парламента Нового Узбекистана являются демократические процессы, связанные с проведением обсуждения законопроектов с широкой общественностью, их доработки и принятия. Обсуждение качества разработанных документов и состояние их исполнения в государственных органах необходимо проводить в областных, районных и городских Кенгашах народных депутатов, а на республиканском уровне - в палатах Олий Мажлиса.
* * *
В заключение можно сказать, что Послание требует, чтобы парламент страны организовал свою деятельность в соответствии с Новым Узбекистаном, где в особом порядке расставлены акценты: повышение благосостояния народа, обеспечение устойчивого развития общества и государства в долгосрочной перспективе, в том числе в период еще продолжающейся пандемии коронавируса и во время глобального экономического кризиса, связанного с ней. То есть Послание устанавливает ряд приоритетных задач, таких как реализация принципа «Новый Узбекистан - Новый парламент», разработка единого свода законов по ряду приоритетных направлений, установление эффективного парламентского и депутатского контроля за внедрением законов в жизнь.
Акмал Саидов.
Первый заместитель Спикера Законодательной
палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан.