ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ СТРАНЫ:
- Принятие пятилетней государственной инновационной программы, предусматривающей прекращение участия государства в экономике.
- Установление всех льгот и преференций только в рамках закона.
- Приватизация сферы оказания коммунальных услуг.
- Объявление амнистии капитала до 2026 года, а для предпринимателей - налоговой амнистии.
- Внедрение новой системы поддержки малообеспеченных слоев населения, основанной на национальных ценностях.
Содействие благосостоянию населения путем развития экономики Узбекистана - одно из важнейших направлений моей предвыборной программы.
Известно, что преобразования последних пяти лет, системные реформы, направленные на обеспечение благополучия более тридцати пяти миллионов граждан, не только дали зримые результаты, но и содействовали росту авторитета страны в масштабе Центральной Азии и мира.
Идеи и инициативы Узбекистана, прозвучавшие с высоких трибун влиятельных международных организаций, - итог продуманного, прагматичного подхода к актуальным проблемам, волнующим целые регионы. Они придали динамизм сотрудничеству, выведя партнерство на новый уровень. Особый вес реформам придает их социальная направленность.
Впервые в истории Нового Узбекистана было объявлено о наличии бедности. Открыто стала обсуждаться тема миграции и мигрантов. Государство твердо встало на защиту прав и интересов своих граждан, работающих за рубежом. Несомненно, это один из важнейших результатов последних лет.
Моя предвыборная программа также содержит отдельные направления по насущным вопросам.
В развитии национальной экономики неоценима роль зарождающегося среднего класса - представителей малого бизнеса и частного предпринимательства. Мы выступаем за создание дополнительных возможностей для класса собственников, укрепление правовой базы, позволяющей им твердо стоять на ногах.
Предприниматели выступают главной движущей силой реформ. 75 процентов трудоспособного населения республики занято именно в частном секторе. За счет благоприятной бизнес-среды их доля в валовом внутреннем продукте неуклонно растет. Даже в период пандемии государство создало режим благоприятствования, предоставив льготы и преференции.
С учетом данной тенденции предлагаю резко сократить государственное участие в экономике, принять пятилетнюю государственную инновационную программу. Необходимо приватизировать коммунальный сектор, отдав его в управление частным предпринимателям.
Для достижения поставленных целей Новому Узбекистану необходимо всемерно поощрять и развивать тягу к знаниям, особенно среди молодежи. В эпоху глобализации снижение темпов экономического роста является основной угрозой для общества. А передовая экономика подразумевает наличие высококвалифицированных кадров.
Известно, что сильную социальную политику питает крепкая материальная база. Искоренение бедности во многом зависит и от образовательного уровня населения, целенаправленных действий обладающих знаниями людей. Поэтому основное внимание следует обратить на повышение образовательного уровня.
Анализ деятельности некоторых категорий предпринимателей показывает необходимость объявления налоговой амнистии и амнистии капитала. Считаю, что это позволит отечественным бизнесменам, по неведению нарушившим налоговое законодательство и по сей день имеющим проблемы в этом вопросе, начать все с чистого листа.
В предвыборной программе нашей партии на 2020-2024 годы особое внимание уделено созданию государством организационно-правовых условий для эффективного функционирования всех видов СМИ, особенно печатных, формированию свободной и здоровой конкурентной среды. Именно поэтому мы предлагаем с участием экспертов и представителей сферы на основе исследования зарубежного опыта тщательно изучить вопрос оправданности налога на добавленную стоимость (НДС), введенного на книжную продукцию.
Не секрет, что два важных документа, принятые Президентом Республики Узбекистан в 2017 году, сыграли большую роль в поддержке соотечественников, занимающихся издательской деятельностью. Это распоряжение «О создании комиссии по развитию системы издания и распространения книжной продукции, повышению и пропаганде культуры чтения», а также постановление «О программе комплексных мер по развитию системы издания и распространения книжной продукции, повышению культуры чтения».
Благодаря этим документам отношение к издательскому делу изменилось. Возрос и интерес к чтению. Это наглядно проявилось в мероприятиях, организуемых в рамках пяти важных инициатив, выдвинутых Президентом.
В частности:
- стали проводиться республиканские конкурсы «Юный чтец» и «Молодая читательская семья», охватывающие школьников и молодые семьи;
- с октября 2019 года проводится ежегодная международная книжная ярмарка «Tashkent Book Fest»;
- за счет средств местных бюджетов в объеме свыше семи миллиардов сумов школьным и ведомственным библиотекам передан миллион экземпляров книжной продукции;
- до 2017 года без учета учебников доля книг в общем объеме печатной продукции составляла 25 процентов, сейчас этот показатель вырос до 40-45 процентов.
Число издательств превысило две сотни. При этом государству принадлежит всего 47 из них. По сравнению с 2016 годом количество частных издательств увеличилось на 288 процентов (в среднем по 55 процентов в год в течение пяти лет).
В настоящее время общая годовая производственная мощность книгоиздательских и полиграфических предприятий достигла 273,6 миллиона экземпляров. При этом из реализованного всего 30,1 миллиона книг изданы в твердом переплете (11 процентов).
Рост цен на бумагу и другое сырье в типографской отрасли, а также введение с 1 апреля 2020 года налога на добавленную стоимость (НДС) негативно сказались на деятельности некоторых полиграфических компаний. Налоговое бремя обуславливает снижение объема продажи книг.
К сожалению, находятся и те, кто утверждает, что книга - это товар, и как все остальные товары и услуги она должна облагаться налогом на добавленную стоимость. Но мы не должны забывать, что книга важнее для общества, чем любой другой товар. Именно знания делают экономику сильной, общество - образованным, развитым духовно и интеллектуально.
Международная ассоциация издателей (IPA) и Федерация европейских издателей (FEP) изучили практику введения НДС на книги в 79 странах. Оказалось, что в 31 государстве вообще не существует нагрузки в виде НДС, в более чем 30 странах используются специальные ставки ниже текущих и лишь в 17 - ставка этого вида налога соразмерна обычной ставке налога на добавленную стоимость.
В странах-респондентах, где проводилось изучение, средняя ставка НДС для книг составляет 5,75 процента, для электронных книг - 12,25 процента. В то время, когда во всем мире набирает популярность цифровая экономика, высокие ставки НДС, введенные для электронных книг, пересматриваются. Обратите внимание, хотя НДС был введен в Великобритании в 1973 году, бухгалтерские книги в этот период вообще не облагались налогом. Можно с уверенностью сказать, что содействие государства книжной торговле сыграло важную роль в нынешнем экономическом успехе, а также в развитии науки в Южной Корее, Индии, Норвегии, Саудовской Аравии, Катаре и других странах.
В заключение хочу отметить, что, хотя книга и не предмет повседневного спроса, основными потребителями книжной продукции являются ученики, студенты, пенсионеры. Нам как никогда важно укреплять духовные и просветительские основы. Необходимо уделять больше внимания воспитанию и образованию посредством повсеместной пропаганды чтения. Наша молодежь должна быть не только экономически благополучной, но и духовно зрелой. На этом следует сосредоточить все усилия.
Алишер Кодиров.
Кандидат в Президенты Республики Узбекистан
от Демократической партии «Миллий тикланиш».
Данный материал опубликован в газете «Правда Востока» № 196 от 1 октября в рамках предвыборной агитации кандидатов в Президенты Республики Узбекистан на бесплатной основе.