Обеспечение свободы совес­ти всегда было одной из приоритетных задач в стране. В связи с чем парламентом респуб­лики разработан и принят Закон «О свободе совести и религиоз­ных организациях» в новой редакции.

С этой целью Закон, определив конкретные нормы о свободе совести, обеспечивает право граждан исповедовать любую религию или не исповедовать никакой. Кроме того, запрещается принудительное обращение в ту или иную религию.

Исходя из принципа верховенства закона в Узбекистане, как и в других демократичес­ких государствах, недопустимость вмешательства религии в политику и использования религии в политических целях конкретно указывается в Законе.

Отмечая принципиальные нововведения в Законе в качестве последовательного продолжения масштабных реформ в религиозно-просветительской сфере, следует обратить особое внимание прежде всего на создание благоприятных условий для обеспечения свободы совести каждого человека, уточнение правоприменительной практики.

Эти нововведения особенно отчетливо отражаются в следую­щем.

На основе Закона упрощается порядок регистрации и прекращения деятельности религиозных организаций, в связи с этим вводятся важные облегчающие нормы.

В частности, вдвое сокращается количество граждан - инициаторов создания местных религиозных организаций, в том числе мечетей и культовых учреждений других конфессий, с установлением количества не менее 50 человек. Кроме того, отменяется требование о наличии 100 инициаторов для создания центрального органа управления религиозной организации и религиозных учебных заведений.

Внедряется оказание услуг, связанных с государственной регистрацией религиозной организации, полностью в электронной форме без человеческого фактора.

Значительно сокращается количество документов, представляемых в органы юстиции для регистрации, а срок их рассмотрения сокращается в 3 раза, то есть с 3 месяцев до 1 месяца.

Тем самым для инициаторов создания религиозной организации создается возможность удобного, быстрого и качественного обслуживания, устраняются излишние бюрократичес­кие преграды.

Основные приоритеты в сфере обеспечения свободы совести, определенные Законом, предусматривают укреп­ление мира и согласия между конфессиями, гарантирование светского государственного устройства, а также противодействие посредством просвещения насаждению в сознание и сердца людей чуждых идей.

В этой связи еще раз отмечаем, что Узбекистан - многоконфес­сиональная страна, где проживают представители более 130 национальностей и народностей, относящихся к 16 конфессиям. Их сосуществование в мире, согласии и сотрудничестве служит процветанию нашей Родины и обеспечению мира в стране.

В Законе закрепляется, что государство является гарантом реализации прав граждан и обеспечения мира и согласия в обществе, создания условий для достойной жизни граждан.

Данный Закон вносит достойный вклад в укрепление религиозной толерантности и межконфессионального согласия, понимание подлинной сути религии, создание иммунитета к деструктивным идеям, обес­печение устойчивости социально-­духовной среды.

В целом Закон важен тем, что охватывает общепризнанные права и свободы в религиоз­ной сфере, гарантированные международными стандартами по правам человека, особеннос­ти современной религиозной ситуации в нашей стране и исторические условия формирования межрелигиозных отношений непосредственно в Узбекистане.

Глава Среднеазиатского митрополичьего округа митрополит Ташкентский и Узбекистанский Викентий.