Когда мы смотрим на ребёнка, опрокинувшего молоко, мы делаем выбор: взорваться, накричать, убрать самой, убрать вместе, прочитать нотацию или…

Когда родители читают нам нотации, мы принимаем решение — следовать этому или нет, раздражаться на них или нет, слушать их или нет. Выбор огромен.

Мы делаем выбор, глядя в зеркало, — учиться принимать себя таким или ненавидеть, стремиться сделать тело таким, чтобы нам оно нравилось, или оставить как есть, причесать того человека в зеркале или пройти мимо равнодушно.

И мы платим за то, что сами принимаем решения. Мы платим за свою свободу выбора иногда очень дорого. Иногда это совершенно неразумные траты, но мы идём на это по тем или иным причинам – не замечая «стоимости», надеясь, что «пронесет» и так далее. И это только наша ответственность.

Наша свобода выбора иногда стоит нам разрушенных отношений, утраченного здоровья, финансовых и энергетических потерь. Мы совершаем огромную кучу ошибок, желая самостоятельно рулить своей жизнью, при этом не осознавая где находимся и как нужно рулить вообще. И это не плохо и не хорошо, так есть.

Во многих местах было бы проще руководствоваться правилами, но к сожалению, многие из нас любые правила ненавидят, даже дорожного движения и предпочитают набивать свои шишки и разбивать свои собственные сердца, чтобы уяснить законы этой жизни. Такая она, свобода выбора.

Одной из таких свобод гражданина Республики Узбекистана является выбор главы государства нашей страны.

Конституция Республики Узбекистан провозглашает и закрепляет единственным источником власти многонациональный народ Узбекистана и признает за ним полноту верховной власти, определяет механизм ее осуществления, где лидирующее положение занимает непосредственное волеизъявление народа (прямое правление), а высшим его проявлением являются референдум и выборы.

Выборы - институт, обеспечивающий одно из направлений непосредственного участия граждан в управлении делами государства.

Выборы Президента Республики Узбекистан являются важнейшим общественно-политическим событием в жизни нашей страны. Это очень ответственный процесс, связанный с избранием главы государства. От выбора наиболее подходящего кандидата на пост главы государства и принятого избирателями в этом процессе решения зависит будущее нашей страны, ее дальнейшее развитие.

Каждые выборы Президента Республики Узбекистан — это исторический момент, по заключениям которого будет продолжен предыдущий или выбран новый курс развития нашего государства. Каждый из почти 21 миллиона граждан, включенных в единый электронный список избирателей должен показать свою политическую активность путем выбора своего кандидата в президенты. Наш голос может решить кто выйдет победителем в этих выборах, ведь даже маленькая капелька может сдвинуть чащу весов в другую сторону.

Парламентские выборы, прошедшие в 2019 году, показали отношение наших граждан к выборам данные выборы посетило рекордно низкое для Узбекистана число граждан – 67,8% (13 миллионов 963 тысячи 627 человек) из 20,5 миллионов избирателей.

Игнорирование выборов негативно сказывается на всей системе общественно-политических институтов страны, ведь волеизъявление граждан -исходное условие легитимности власти, с помощью которого реализуются общественные ожидания, сдерживаются и разрешаются социальные конфликты.

Фундаментальные основы демократической политической системы -непрерывность, сменяемость и преемственность в деятельности выборных институтов также базируются именно на принципе активного, заинтересованного участия населения в жизни общества и государства. Этим обусловлена необходимость внимательного и компетентного анализа точек зрения, взглядов, политических предпочтений и многих других факторов, характеризующих электоральное поведение граждан

Избирательная активность граждан в демократических странах является одним из основных показателей эффективности государственной власти, налаженном функционировании институтов гражданского общества. В новейшей истории нашей страны решения избирателей также формируют общий вектор развития страны. Можно констатировать, что в настоящее время сложилась ситуация, когда граждане, которые постоянно и активно участвуют в избирательном процессе, редко отходят от сложившихся у них годами предпочтений в выборе конкретной идеологии и партии. В то же время число тех, кто не проявляет политической активности или не сделал еще своего выбора, намного больше. Большинство из этой неактивной группы составляют молодые люди, что представляет собой крайне негативную тенденцию, так как именно молодые люди являются будущим своей страны, именно они способны изменять её к лучшему.

К молодежи относят людей в возрасте от 14 до 30 лет, но ввиду того, что в нашей стране избирательные права предоставляются по достижению совершеннолетия, то применительно к настоящему исследованию нас интересует возрастная категория от 18 до 30 лет. В Республике Узбекистан в этой группе избирателей около 10 миллионов человек, а это чуть меньше половины избирателей. Как показывают многочисленные избирательные кампании, именно за молодежь чаще всего разворачивается наиболее ожесточенная борьба между кандидатами и политическими партиями. Ситуацию усугубляет тот факт, что если в крупных городах активность молодых людей на выборах хоть как-то прослеживается, то в провинциях она практически сведена к нулю. Печальнее всего что молодые люди в большинстве своем не интересуются политикой вообще.

Специалисты в области избирательного права и процесса выявили несколько факторов, которые объясняют слабую заинтересованность и отчужденность молодежи от выборов. Среди них чаще всего указывают следующие:

1) Общественный фактор (сам социум негативно влияет на политическую заинтересованность молодых людей, так как, как показывают исследования, при произношении слов «политика» и «выборы» у молодежи чаще всего возникают негативные, а реже нейтральные ассоциации);

2) Фактор личных интересов (Большинство молодежи сосредоточено на решении своих собственных проблем, поиске хорошей работе, благоустройстве личной жизни);

3) Фактор неверия (Многие молодые люди не верят в то, что их выбор может что-либо изменить в сложившемся укладе жизни);

4) Фактор несовместимости интересов (В последнее время отмечается усиление принципиальной несовместимости интересов, потребностей и ценностных ориентаций молодежи с политикой, а также тенденции усиливающегося отчуждения от органов государственной власти на всех уровнях, общественных и государственных структур и институтов);

5) Фактор правового нигилизма (Отрицание существующего государственно-правового порядка в целом и чистоты выборов в частности);

6) Фактор социальной стратификации (Доступность получения образования, высокооплачиваемой работы, возможность создания семьи, приобретения жилья и получения других социально-значимых благ для основной массы молодежи становятся сложными и взаимно-обуславливающими проблемами).

Стоит только взглянуть на явку первого тура голосования Парламентских выборов, проведенных в 2020 году который составил 68,7% а во втором туре уже 62,8% что показывает на понижение уровня политической активности на 5,9%. Однако стоит отметить что при посещении остальными не принявшими участие граждан прошедшие Парламентские выборы мы могли бы увидеть уже другой результат.

Стоит упомянуть что в зарубежных странах непринятия участия в выборах влечет за собой административную ответственность, например, в Бельгии первая неявка на выборы без уважительной причины карается штрафом в €50. В случае повторного нарушения сумма штрафа увеличивается до €125. После четвертого «прогула» гражданин лишается избирательных прав на десять лет, а также возможности получить должность на госслужбе. В Греции отсутствие избирателя в стране в момент выборов не является уважительной причиной для неучастия в голосовании. Граждане, которые окажутся на момент выборов за границей, обязаны проголосовать заранее. Помимо штрафов за неявку могут последовать более серьезные санкции вплоть до ареста и тюремного заключения на срок от одного месяца до одного года, а также лишения званий и должностей. Практика наложения штрафов в размере от €25 до €70 существует также в Италии, Германии, Австрии, на Кипре и в Люксембурге.

Президент Республики Узбекистан является главой государства и гарантом Конституции Республики Узбекистан, прав и свобод человека и гражданина. Он обеспечивает конституционный режим, функционирования и взаимодействия органов государственной власти, определяет основные направления внутренней и внешней политики государства. Исходя из выше перечисленного выборы президента — это большая ответственность для всего народа нашего многонационального государство.

В конце стоит упомянуть слова писателя Фазиля Искандера «Настоящая ответственность бывает только личной».

Дилдора Юсупова.
Доцент кафедры «Обеспечение общественной безопасности» Университета общественной безопасности Республики Узбекистан.

Умиджон Таллибаев.
Преподаватель кафедры «Обеспечение общественной безопасности» Университета общественной безопасности Республики Узбекистан.