Фото УзА.
Законопроект состоит из шести глав и 32 статей. Первая глава посвящена общим положениям. Основная цель - регулирование общественных отношений, связанных со статусом педагога. При этом в документе подчеркивается, что данный закон применим в отношении учителей не только государственных образовательных учреждений, но и частных. Закон не будет применяться в отношении лиц, занимающихся преподаванием, помимо другой основной своей деятельности, а также лиц, занимающихся педагогической деятельностью в военных учреждениях. В качестве основных понятий выделены такие, как «педагог-куратор», «педагогическая деятельность», «педагогический сотрудник», «статус педагогического сотрудника» и «обучающийся». Также законопроект закрепляет основные направления государственной политики в сфере регулирования статуса педагога и основные принципы педагогической деятельности.
В документе четко прописаны основы деятельности педагогов. Согласно законопроекту статус учителя предоставляется после заключения трудового договора с образовательным учреждением. При этом закрепляется, что лица, лишенные судом права заниматься педагогической деятельностью, признанные недееспособными или ограниченно дееспособными, те, кто имеют судимость, заболевания, препятствующие занятию педагогической деятельностью, а также не обладающие соответствующими профессиональными навыками и моральными качествами, не могут вести педагогическую деятельность. Учителям будут выдаваться нагрудные знаки и свидетельство, подтверждающее их статус. Законопроект закрепляет гарантии педагогической деятельности, в частности, государство обеспечивает защиту прав педагога, его чести и достоинства, а также деловой репутации. В документе предусмотрено обеспечение академической свободы педагога, его право на творческий отпуск для подготовки учебной литературы. Запрещается привлекать учителей к принудительным работам, а также видам деятельности, не имеющим отношения к его должностным и профессиональным обязанностям.
В третьей главе законопроекта закреплены права и обязанности педагога. В качестве основных - право на участие в разработке учебных программ, бесплатное пользование информационно-ресурсными центрами, членство в профсоюзах, бесплатный медицинский осмотр (для педагогов государственных образовательных учреждений). Важно отметить, что особое внимание уделено судебной защите прав учителей. В частности, при обращении в суд по вопросам, связанным с педагогической деятельностью, педагог освобождается от уплаты государственной пошлины.
Среди основных обязанностей преподавателей указано следующее: качественное проведение учебных занятий, взаимодействие с родителями учащихся, регулярное прохождение аттестации, своевременное прохождение медицинского осмотра. Особое внимание со стороны учителя должно уделяться учащимся с инвалидностью, а также соблюдению правил педагогической этики.
Законопроектом предусмотрены меры по реализации социальной защиты педагогов. Так, в документе закреплено, что базовый оклад педагога не может составлять менее десяти минимальных зарплат. При расчете заработной платы важно учитывать наличие ученой степени и государственных наград. Особое внимание уделяется материальному поощрению наставников. Предусмотрены удлиненный ежегодный отпуск длительностью 56 дней, выплата праздничных премий, а также материальная помощь для восстановления здоровья и надбавка за выслугу лет. А еще законопроект дает право выхода на пенсию на пять лет раньше общего установленного отпуска, предусмотрено право на получение льготных кредитов.
В законопроекте нашли отражение новые тенденции развития законодательства, в частности, уделяется особое внимание уязвимым категориям обучающихся. Кроме того, в ряде положений прослеживается подход, основанный на правах человека. Получили закрепление положения, связанные с возрастающей ролью информационных и цифровых технологий. Новые требования к повышению квалификации повлекут за собой измененный порядок аттестации, рассчитанный на то, чтобы обеспечить профессиональный рост специалистов и повысить их мотивацию. Предстоит выработать индикаторы, по которым можно будет судить об уровне мастерства педагогов и их возможности транслировать знания.
Для повышения доходов учителей нужна новая система оплаты труда, ориентированная прежде всего на результат. Педагог должен соответствовать требованиям современного информационного общества, быть профессионально компетентным. Для этого ему придется регулярно повышать квалификацию как в профильной (предметной) области, так и вспомогательной (компьютерные технологии, социальное проектирование, этика, педагогика и психология). При этом наставники должны иметь доступ к самым современным технологиям и новейшим знаниям, потому что перед системой образования сейчас ставится задача опережать требования производства. Необходимо наращивать и укреплять материально-технический потенциал учебных заведений.
Наряду с материальными важно также разработать механизмы морального поощрения. Целесообразно расширить льготы для педагогов, ведущих деятельность в сельской местности, для привлечения высококвалифицированных педагогов. Также в законопроект важно включить роль СМИ: в теле- и радиовещании нужно предусмотреть передачи о положительном опыте работы, о жизни, успехах и нуждах педагогов. Следует более четко расписать функции профсоюзов педагогов.
Анализ положений законопроекта показывает, что успешная реализация документа будет зависеть от множества факторов, включая дальнейшее совершенствование трудового законодательства, наращивание материально- технической базы образовательных учреждений, финансирование предусмотренных мер банковской системы, расширение международного сотрудничества, укрепление духовных основ общества и так далее. В законопроекте отмечается важность комплексного подхода к данной задаче - укреплению статуса педагога.
Для коренной модернизации сферы просвещения в Узбекистане уже создана прочная правовая база. Указом Президента от 29 апреля 2019-го утверждена Концепция развития системы народного образования Республики Узбекистан до 2030 года. Основными направлениями определены вхождение к 2030-му в число 30 передовых стран мира по рейтингу оценки образовательных достижений учащихся PISA (The Programme for International Student Assessment), качественное обновление содержания системы непрерывного образования, а также подготовки, переподготовки и повышения квалификации профессиональных кадров, совершенствование методики преподавания, внедрение современных информационно-коммуникационных технологий и инновационных проектов и многое другое. А 6 ноября текущего года Президент подписал Указ «О мерах по развитию сфер образования и воспитания, и науки в новый период развития Узбекистана». Документом предусмотрены подготовка кадров нового поколения, обладающих высоким интеллектуальным и духовным потенциалом, организация национальной системы образования, способной выдержать сегодняшнюю острую конкуренцию на мировом уровне, повышение в обществе роли и авторитета руководящих работников, педагогов и наставников, создание условий, необходимых для повышения профессионального мастерства и эффективности деятельности наставников.
Принятие закона должно способствовать не только укреплению статуса педагога и возрастанию уважения общества к этой профессии, но и совершенствованию системы образования, а также повышению качества учебного процесса.
Фируза Хамдамова.
Доктор философии по юридическим наукам (PhD), и.о. доцента ТГЮУ.